Буркаева Ольга
Формы работы по патриотическому воспитанию со старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему:
Формы работы по патриотическому воспитанию со старшими дошкольниками
Воспитатель :Буркаева Ольга Владимировна
В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма :
любовь и привязанность к Родине;
преданность ей;
ответственность за нее;
желание трудиться на ее благо;
беречь и умножать богатства.
Публикация «Формы работы по патриотическому воспитанию со старшими дошкольниками» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Родине - месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Патриотическое воспитание дошкольников наиболее успешно осуществляется через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственному дошкольному возрасту. Общими формами работы с детьми по патриотическому воспитанию могут быть :
целевые прогулки;
экскурсии;
труд детей;
изобразительная деятельность.
Как же в образовательной деятельности, в играх, в трудовой деятельности решаются задачи патриотического воспитания? Знание о родной стране дети получают в основном на занятиях, которые можно условно разделить следующим образом:
занятия, имеющие целью дать детям конкретные представления о родной стране на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений);
занятия, способствующие углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры и т. д.);
занятия, во время которых дети используют полученные знания и выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание).
Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Поэтому, планируя работу по патриотическому воспитанию, педагог непременно намечает, какие игры (сюжетно-ролевые, строительные) он может провести с детьми, что может предложить им сделать самим, какие дать темы для рисования, аппликации, конструирования.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Будущие граждане страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимые воину-защитнику Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх, а также в играх с военно-патриотическим содержанием. Интерес к ним может быть вызван рассказами о солдатах, проявивших героизм. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, знаниях, но и в желании потребности трудиться на благо Отечества, бережно относится к его богатствам.
Труд ребенка невелик и не сложен, однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для города, для детского сада. Труд по озеленению участка детского сада, своей улицы, поделка игрушек для малышей, починка книг, работа на огороде - все это те доступные дошкольникам дела, которые способствуют воспитанию у детей гражданских чувств.
Эмоциональная атмосфера на занятиях, в играх играет большую роль в воспитании чувств детей. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Старшие дети уже знают о своем родном городе. Они запоминают главные улицы, им сообщают о героях или знаменитых людях, чьими именами они названы. Уточняются и расширяются представления ребят об административных зданиях. Педагог коротко объясняет, зачем нужна библиотека, универмаг, комбинат бытового обслуживания. Экскурсии к памятникам, обелиску погибшим воинам сопровождаются уже более подробным комментарием. Во время прогулок дети наблюдают строительство новых домов, благоустройство города, могут принимать посильное участие в субботниках (помочь высадить рассаду, полить цветы, сгрести листья).
Круг интересов и представлений детей седьмого года жизни воспитатель не должен ограничивать только близким географическим окружением. В соответствии с программой детям подготовительной группы дают довольно широкие знания о родной стране. Для этого предлагаются новые темы, которые углубляют и расширяют знания о родной стране - «Россия - родина моя», «Города России», «Москва - столица нашей Родины». В старшем дошкольном возрасте продолжается изучение темы «Город - село». Наряду с данными понятиями (село, город) дети должны усвоить новые для них понятия «столица», «область», «страна»; они должны знать, что больше — село или город, страна или область. В старшем возрасте расширяются знания о городах России.
Представления детей о городах нашей страны позволяют организовать интересные игры, «Путешествия по родной стране». Эти игры включают детское строительство, самостоятельную художественную деятельность, а поэтому интересны и увлекательны для ребят. Углубить интерес к родной стране помогут рассказы, беседы о климатических и природных зонах нашей страны. Интерес к занятиям по географии родной страны усиливается, если воспитатель рассказывает им об их сверстниках - мальчиках и девочках, живущих на севере и юге - в тундре, в тайге или пустыне. Эти рассказы о детях воспитывают у ребят доброжелательность и симпатию к сверстникам, живущих далеко от них.
Чувство причастности детей к событиям, происходящих в родной стране, формируется и во время рассказов воспитателя о высоких нравственных качествах русских людей. Материалом для таких рассказов могут быть очерки из газет и журналов.
В старшем дошкольном возрасте углубляются знания детей о великих русских писателях, художниках, композиторах. Дети должны знать определенные произведения, которые написали А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, узнавать их на портретах; знать некоторые факты их биографии. Дети продолжают также знакомиться с произведениями великих мастеров кисти. Очень интересно проходят занятия, на которых рассматриваются репродукции картин Васнецова «Аленушка», «Богатыри», «Царевна-лягушка», «Снегурочка». Ребятам знакомы сказки по мотивам, которых написаны эти произведения, и они сразу узнают их героев. Все это обогащает мысли и душу ребят, учит гордиться культурой своей великой страны.
В патриотическом воспитании дошкольников рекомендуют использовать следующие формы работы :
факультативные занятия (беседы, игры);
все виды художественной творческой деятельности;
проведение совместных праздников (Масленица, Рождество, Пасха);
просмотр фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения;
экскурсии, целевые прогулки по городу;
детская благотворительность;
тематические вечера;
организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
Таким образом, в программе должны прослеживаться несколько направлений работы :
Духовно-образовательное (занятия, беседы, чтение);
Воспитательно-оздоровительное (праздники, подвижные, ролевые, строительные игры, прогулки, экскурсии, походы);
Культурно-познавательное (встречи, концерты, просмотр диафильмов);
Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Предлагаются следующие формы работы с родителями : родительские собрания, консультации, открытые занятия, проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, праздники, наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы, и т. п.).
Список использованных источников
1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6, - 2003г., № 5, - 2004 г.
2. Жуковская Р. И. Родной край - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2015. - 176 с.
3. Ясева Н. Ю. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников. - Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2000. - 132 с.
4. https://raguda.ru/sk/patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-po-fgos.html