Наталья Ивановна
Формы работы с родителями по формированию и развитию у дошкольников навыков безопасного поведения на улице
▼ Скачать + Заказать документы
Детский дорожно-транспортный травматизм - проблема всего общества.
По результатам статистики практически ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях гибнут и получают увечья дети. Основная причина всех несчастных случае с детьми на дороге заключается в несоблюдении Правил дорожного движения и низкой культуре поведения, как водителями транспортных средств, так и детьми. Нарушения свидетельствуют об отсутствии у детей твёрдых практических навыков поведения на дороге. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в любом образовательном учреждении – проблема, требующая многоаспектной и всесторонней педагогической деятельности. Поэтому обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста и совместными усилиями, педагогов и родителей.
Публикация «Формы работы с родителями по формированию и развитию у дошкольников навыков безопасного поведения на улице» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Вся работа по воспитанию у детей навыков безопасного поведения на улицах должна происходить в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семьи являются важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребёнка в дошкольном возрасте. Задача воспитателя - максимально использовать авторитет семьи в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил, но и навыков безопасного поведения на улице, разнообразить формы работы с родителями, повышающие их личную ответственность за безопасность своих детей. Можно с уверенностью сказать, что многие родителей сами не знают правил дорожного движении. Поэтому нам воспитателям необходимо раскрывать, объяснять родителям причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей. Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, в нашей группе было проведено анкетирование родителей на тему : «Компетентность родителей в формировании и развитие у детей навыков безопасного поведения на дороге». Результаты анкетирования показали, что большинство родителей заинтересованы в совместном обучении детей правилам безопасного поведения на улице.
В работе с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма я использую традиционные и не традиционные формы. Такие традиционные формы работы как родительские собрания, анкеты и тесты, беседы и консультации, а также участие в общем родительском собрании на тему профилактики детского дорожно-транспортного травматизма применяют на практике большинство педагогов. Хотелось бы остановиться на некоторых пунктах подробнее:
При организации информационных материалов в приёмной группы учитываю, что информационные материалы должны соответствовать возрастным особенностям детей и систематически обновляться. В работе с родителями широко использую буклеты и памятки. Они позволяют сделать информацию более доступной, так как родители имеют возможность взять их домой и ознакомиться с информацией более подробно.
Участие семей в выставках рисунков и поделок, обогащает семейный досуг, объединяя детей и взрослых. Для детей объявляется конкурс рисунков, где дети с родителями могут отразить свои представления о том, что в их понимании безопасность на дороге. Конкурс поделок из природного материалов, аппликации, лепка, связанные с безопасностью дорожного движения, всё это ведёт к закреплению правил дорожного движения и привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. Систематическая организация выставок детских поделок, рисунков и аппликаций по теме изучения дошкольниками Правил дорожного движения ориентирована на то, чтобы родители постоянно решали с ребёнком проблемные ситуации на дороге, настойчиво и терпеливо разъясняя ему правила пешехода и пассажира и самим быть в этом примером.
Знания детей по правилам дорожного движения будут эффективными лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Увлекаясь ею, дети усваивают основные требования правил, осознают, кто такие пешеходы, водители, пассажиры. С удовольствием родители вместе с детьми по желанию изготавливают атрибуты к сюжетно-ролевым играм по правилам дорожного движения. Дети по особенному, относятся к играм, в которых есть предметы их совместного творчества. Это вызывает у них чувство гордости за себя и своих родителей.
На родительских собраниях проводятся консультации и беседы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В беседах рассказывается о проводимых в дошкольных учреждениях мероприятиях, у родителей выясняется, показывают ли они детям опасные места по дороге в детский сад, держат ли они их за руку, находясь на улице. Беседы располагают к тёплым доверительным отношениям, цель родительских собраний наладить тесный контакт с родителями в формировании у детей навыков безопасного поведения на улице. Только в тесном содружестве ДОУ и семьи, мы - взрослые сможем расширить представления детей и выработать у них твердые навыки правил безопасного и культурного поведения на улицах и дорогах города, в общественном и личном транспорте.
Особенное внимание хочется обратить на не традиционные формы работы, часть из них стали для нас родными, а некоторые для нас являются новинками. В средней группе мы начали выпускать мини-книжки для детей. Цель выпуска таких мини-книжек, показать родителям и детям, что их старания не проходят даром. Ведь художниками являются сами дети со своими родителями. Странички мини-книжек украшают отсканированные рисунки или фотографии детских поделок. Мини-книжка «Мой друг Светофор» создана совместными усилиями детского сада и семьи: стихи о светофоре подобраны детьми вместе с родителями, иллюстрациями являются детские рисунки. Дети очень любят рассматривать страницы таких мини-книжек и узнавать свои рисунки.
Особой любовью у детей пользуется просмотр образовательных программ и мультфильмов по правилам дорожного движения. При помощи родителей у нас в группе создана мультимедийная база, в которую входят мультфильмы по правилам дорожного движения и обучающие программы дорожной безопасности детей.
В этом году мы начали выпускать информационную газету для родителей «Советы Светофора». Газета выпускается 1 раз в квартал. Информация в газете соответствует 4-5 летнему возрасту детей. По результатам опроса родителей : нуждаются ли они в выпуске газеты, был сделан вывод, что газета читаема и ее выпуск небесполезен. Для развития интереса у детей к изучению правил дорожного движения, была придумана дидактическая игра «Подарю тебе словечко». Игра пользуется успехом среди детей. Дети пожеланию выбирают себе словечко и дома с мамами и папами стараются узнать, что означает это словечко и что связано с ним. Так же в этом году мы начали выпускать журнал «Детский час», который является результатом совместной работы с родителями. Журнал задуман для семейного досуга. Он выпускается 1 раз в 3 месяц. Дети могут при желании взять его домой, вместе с родителями почитать и поиграть в игры.
По инициативе родителей в этом году мы создали клуб “Дружная семья”, заседания которого направлены на совместную деятельность детей, воспитателей и родителей. Основными целями работы семейного клуба являются:
• Добровольное объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей;
• обмен опытом семейного воспитания;
• укрепление детско-родительских отношений;
При планировании работы клуба мы учитывали годовые задачи детского сада и пожелания родителей. На заседании родительского клуба пытались донести до родителей ту огромную ответственность, которую они несут перед своими детьми и обществом. Ведь именно они, каждый день не раз переходят с ребятишками дорогу и несут за них ответственность. Однако иногда случается, что сами дети знают больше родителей и даже поправляют их поведение на дороге.
Вся работа с родителями проводится планомерно и систематически. В начале учебного года составляется план работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, частью которого является работа с родителями. План составляется в соответствии с годовыми задачами ДОУ. В конце учебного года мы проводим анализ работы с родителями, что получилось очень хорошо, а на что родители не откликнулись. Этот анализ работы помогает при составлении плана на будущий учебный год.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением воспитателя, его умением стать профессиональным помощником в семье. Семья и детский сад, два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт. И только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Наша главная цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут обладать в полной мере навыками безопасного поведения на улице.
И только благодаря совместной деятельности ДОУ и семьи по вопросам обучения дошкольников ПДД, мы научим детей безопасному поведению в окружающем мире ради сохранения их жизни и здоровья.