Татьяна Игошина
Формы взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Формы взаимодействия с семьями ОВЗ» (обмен опытом с педагогами на опорной площадке в МБДОУ № 21 г. Балахна)
Ход мероприятия:
Приветствие «Доброе утро!»
Цель: формирование хорошего настроения у педагогов, снятие психоэмоционального напряжения.
Ход приветствия:
Взявшись за руки, педагоги вместе произносят: «Добрый день!» - сначала тихо, затем обычным голосом, потом громко. Повтор 2-3 раза.
Актуальность и целесообразность взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ
*Задачи ФГОС ДО - п. 1.6.
Публикация «Формы взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
п. 1- «Охрана и укрепление психического и физического здоровья детей»;
п. 9- «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
* Запрос администрации ДОУ.
* Специфика ДОУ – особенности комплектования групп старшего дошкольного возраста из-за наличия групп компенсирующей направленности для детей с общими нарушениями речи.
Результаты обследований воспитанников групп с ОНР (старшая и подготовительная):
Наличие тревожности - ИТ (участие в обследовании принимали 30 воспитанников, преобладает количество детей с высоким уровнем тревожности).
Наличие страхов – М (участие в обследовании принимали 22 воспитанника, преобладает средний уровень, но количество страхов и наименования требуют решения).
Наличие агрессивности – А (участие в обследовании принимали 7 воспитанников (пик заболеваемости, 3 из которых проявляют вербальную и невербальную агрессию).
Взаимоотношения со сверстниками из 30: + положительные - 8; +/- неустойчивые – 15 воспитанников; - негативные - 7.
Было принято решение разработать и реализовать мероприятия, способствующие решению данных проблем у детей с ОНР и способствующие улучшению детско-родительских взаимоотношений, знакомство с деятельностью педагога-психолога.
1. Проведена акция «Неделя психологии» в 2015-2016 у. г.
2. Проведена акция «Физическое и психическое здоровье воспитанников» 2016 – 2017 у. г.
Цели и задачи:
Поддержка семей, воспитывающих детей с ОВЗ в сохранении, укреплении физического и психического здоровья воспитанников, формирование теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также улучшение детско-родительских взаимоотношений.
Таким образом, в данных акциях активизируются все участники воспитательно-образовательного процесса.
В процессе совместной деятельности педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, воспитателей групп возможно решить следующие задачи:
Сформировать доступные представления и знания о сохранении и укреплении здоровья.
Формировать представление о способах гармонизации эмоциональной сферы всех участников воспитательно-образовательного процесса, об адекватных способах снятия напряжения.
Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками с ОВЗ для своевременного развития жизненно- важных двигательных навыков и одновременно создавать условия для внутренней активности и естественного всестороннего развития личности воспитанников.
Направлять совместную деятельность педагогов и родителей на обеспечение здоровья детей через повышение психолого-педагогической компетентности воспитывающих взрослых.
Стимулировать интерес к психологическим знаниям у детей, педагогов, родителей и администрации ДОУ.
Формы проведения акций:
«Неделя психологии» -
опрос и анкетирование педагогов и родителей,
"Забор психологической разгрузки",
стенгазета «Неделя психологии»,
психологические акции ("Дерево настроения", "Уроки добра" и игровое занятие с детьми «Давайте жить дружно!»,
конкурс рисунков «Самый лучший детский сад»,
акция "День комплементов",
психогимнастика для педагогов и младших воспитателей,
тренинг для родителей «Если что, я с тобой!»,
информационные буклеты для воспитателей и родителей «Советы психолога».
«Неделя физического и психического здоровья» -
Приветствие родителей в ролях сказочных персонажей (утренняя зарядка, вручение информационного буклета для родителей «Психологическое здоровье+физическое здоровье=здоровый ребёнок.
Оформление «Радуги настроения» (общая в холле, у заднего входа, в каждой возрастной группе).
Проведение «Весёлой зарядки» (совместно все группы с ОНР).
Анкетирование родителей «О сохранении здоровья ребенка».
Тренинговое занятие «Тропинка к психологическому комфорту» (для воспитателей).
Игротренинг «Я и дома и в саду с физкультурою дружу» с воспитанниками с ОВЗ.
Гимнастика после сна (во всех возрастных группах с ОНР).
Конкурс рисунков «Я и моё здоровье».
Утренний круг «Мы друзья» (улучшение взаимоотношений в группах).
Круглый стол для родителей «Психологическое здоровье воспитанников».
Путешествие – игра «В мире здоровья» (вручение ключика к здоровью).
Прежде чем начать реализацию акции, был проведен опрос родителей: «Здоровье моего ребенка», анкетирование «Отношение родителя к ребенку» и «Эмоциональное состояние ребенка».
Также проведено обследование воспитанников, с результатами которого мы познакомились выше.
«Неделя психологии»
Это совокупность психологических акций, подчиненных одной теме, одной идее, которая для всех участников образовательного процесса разворачивается как некое целостное завершенное действо.
В рамках данной акции в течение всей недели совместно с детьми и родителями заполнялось «Дерево настроения», анализ настроения происходил в начале дня и по завершению (после подведения итогов дня на «вечерней свече»).
Конкурс рисунков «Самый лучший детский сад».
«День комплиментов» (подготовительные группы с ОНР подготовили подарки для младших ребят, предварительно были проведены беседы и чтение художественной литературы по теме.
«Давайте жить дружно!»
(совместно с учителем-логопедом). В ходе данного мероприятия дети приобрели умения и навыки взаимодействовать друг с другом, находя компромисс, способствовали развитию коммуникативных навыков и расширению речевого словаря.
Психогимнастика для педагогов – здоровье будущего поколения зависит от воспитывающих взрослых, воспитывающие взрослые должны быть здоровыми для воспитания психологически здоровых личностей детей.
Гимнастика для педагогов
Стоя сведи лопатки, подмигивая глазами, произнеси:
«Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!»
Положите ладони на грудь - «Я на свете всех умней»
Поднимите руки над головой - «Не боюсь я никого»
Напрягаем ягодицы - «Чудо как я хороша»
Расслабляем ягодицы, одну ногу сгибаем - «Проживу теперь до 100!»
Подпрыгивая, сначала на правой, затем на левой ноге, произнесите:
«Я бодра и энергична
И дела идут отлично!»
Потираем ладони друг о друга - «Я притягиваю удачу,
С каждым днем становлюсь всё богаче».
Стоим на цыпочках, руки сомкнуты над головой
«Я согрета солнечным лучиком и достойна я самого лучшего!»
Положить на лоб по очереди ладони -
«Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача».
Руки на бедрах, наклоны вперед-назад
«Ситуация мне подвластна, мир прекрасен и я прекрасна!»
Руки на талии, наклоны вправо-влево - «Покой и улыбку всегда берегу
И мне все помогут, и я помогу!»
Сложить руки в замок на груди - «Вселенная мне улыбается
И всё у меня получается!»
Вращение кулачками на уровне груди
«На пути у меня нет преград, получится у меня всё так!»
Тренинг для родителей
«Если что, я с тобой!» (2 этапа, конспект мероприятия прилагается. Прост в проведении и продуктивен, интересен.
Информационные буклеты для повышения психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов, формирование стрессоустойчивости у воспитателей.
Итоги акции
(целостная картина) – в холле детского сада у главного входа за неделю был построен «Забор психологической разгрузки», выросли «Деревья настроения», «Солнышки комплиментов для родителей» (от детей, рисунки победителей в конкурсе «Мой любимый детский сад».
Транслирование опыта результатов деятельности на интернет-сайте maam.ru.
«Весёлая зарядка» "Неделя здоровья"
Тренинговое занятие «Тропинка к психологическому комфорту» (для воспитателей) прилагается.
Техника «Радуга настроения» в холле детского сада у главного входа разместилась радуга, воспитанники групп с ОНР и родители проходят через данный вход, охват был 100%.
Цель: изучение настроения детей и взрослых в детском саду, исследование влияния мероприятий, проведенных по программе «Неделя здоровья» на эмоциональное состояние участников.
Красный Говорит о наличии раздражительности. Состояние в данный момент может быть также охарактеризовано как напряженное, возбудимое и беспокойное. Вы устали.
Оранжевый Это цвет счастья и интеллекта. Поэтому, если вы выбрали данный цвет, то в данный момент можете испытывать потребность в общении и получении новых знаний и информации.
Зеленый Это цвет гармонии и естественности. Однако зеленое настроение может быть двояким: внешне вы можете выглядеть спокойным, а внутри могут кипеть эмоции (скорее положительные).
Голубой Говорит об абсолютной гармонии: то, что происходит внутри, отражается и вовне. Этот цвет говорит о спокойствии и умиротворении. В данный момент вы можете быть погружены в себя или испытывать симпатию к кому-то или чему-то. Однако в таком состоянии трудно мобилизовать свои силы для решения задач.
Синий Беспокойство и отстраненность. Это противоречивый цвет. С одной стороны он говорит о чувстве защищенности и стабильности, с другой — о грусти и подавленности.
Фиолетовый Говорит о напряжении или переживании стресса. В этот момент можно чувствовать себя несчастным или неудачливым, и хочется побыть в одиночестве.
И ключ к здоровью с замком, в конце проведения акции дети получили ключи к здоровью.
Игротренинг «Я и дома и в саду с физкультурою дружу» был проведен инструктором по ФИЗО.
Конкурс рисунков «Я и моё здоровье», победители награждены памятными призами.
Путешествие – игра по территории ДОУ «В мире здоровья»
(вручение ключика к здоровью)
Круглый стол «Психологическое здоровье воспитанников» с родителями с применением практических заданий (за 2 года деятельности родители привли к тесному взаимодействию при наших встречах).
Гимнастика после сна для воспитанников (упражнения прилагаются).
Информационный буклет для родителей «Здоровый ребенок».
Итоги акции – целостная картина.
Транслирование результатов деятельности на maam.ru
АНКЕТА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ (для воспитателей)
Уважаемые воспитатели, благодарим Вас за участие в акции «Неделя психологии»! Просим Вас оценить деятельность педагога-психолога в рамках проведенного мероприятия.
Выберите, пожалуйста, соответствующий уровень (низкий, средний, высокий):
1 Уровень подготовки психолога по данной теме ___
2 Актуальность данного мероприятия для детского сада___
3 Раскрытие данной темы ___
4 Доступность в изложении материала ___
5 Увлеченность мероприятием
Примечание: ___
Фамилия педагога: ___ Дата заполнения ___
АНКЕТА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ (для родителей)
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Информация, полученная Вами от педагога - психолога ДОУ, в рамках проведения акции «Неделя психологии» понятна и доступна.
Да Нет
2. Информация была полезной и интересной.
Да Нет
3. Вам понравилось принимать участие в такого рода мероприятии?
Да Нет Не знаю
4. Вы готовы к сотрудничеству с педагогом - психологом ДОУ? ___
5. Ф. И. ___ Дата ___
Результаты опроса показали, что такого рода мероприятия интересны и полезны для всех участников образовательного процесса.
Проект «Волшебная шкатулка» с применением сказкотерапии и куклотерапии
Цель:
Развитие эмоционально-коммуникативной сферы воспитанников через формирование умений эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми, преодоление тревожности и страхов, уменьшение числа психосоматических заболеваний.
Методы и техники, используемые в проекте:
Сказкотерапия.
Куклотерапия (применение кукол-марионеток).
Релаксационные упражнения.
Сосредоточение на своём внутреннем мире.
Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности, повышения уверенности в себе, снижения страхов.
Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.
Арт-терапия.
Куклы-марионетки
Мастер-класс с родителями и детьми представлен на фотографиях.
Руководители проекта:
Воспитатель группы компенсирующей направленности детей с ОНР Беляева Л. Б. ;
Педагог-психолог Игошина Т. С.