МААМ-картинки

Формы экологической работы в детском саду

ольга малыхина
Формы экологической работы в детском саду

В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы. Быстрый рост городов и численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте расширить индивидуальное экологическое пространство ребенка, формировать и развивать экологические установки личности ребенка.

Публикация «Формы экологической работы в детском саду» размещена в разделах

Один из путей повышения экологической компетентности дошкольников состоит в использовании разнообразных форм и методов работы в дошкольном образовательном учреждении. На экране вашему вниманию представлены основные формы и методы экологической работы, используемые в дошкольном учреждении:

экологические занятия, обсуждение и проигрывание ситуаций, экологические тренинги;

экологические экскурсии;

• уроки доброты, уроки мышления, дополнительные образовательные программы по экологическому развитию;

экологические конкурсы, КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес";

экологические акции, трудовой десант, зеленый патруль;

• клуб исследователей природы, лаборатория юного эколога;

• составление экологических карт, ведение календарей природы, ведение «Панорамы добрых дел»;

• коллекционирование, экологические выставки и экспозиции, экологические музеи;

экологические праздники и фестивали, день (неделя) экологического твор-чества;

экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.);

экологические сказки, инсценировки, театрализации и т. д.

Эффективными формами экологического образования детей дошкольного возраста, по мнению В. А. Зебзеевой сегодня также являются инновационные формы, такие как «уроки доброты», «уроки мышления», экологические экспедиции, коллекционирование, «зеленый патруль», экологические тропы, эколого – психологические тренинги и другие.

Рассмотрим некоторые из них.

Уроки доброты

Цели: развивать интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания.

«Уроки доброты» способствуют развитию интереса детей к природе, воспитанию чуткости, чувства сопричастности, сопереживания. Они проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей старшего возраста в минуты их обращения к миру природы.

Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.

Длительность уроков не регламентируется (от одной до нескольких минут в зависимости от настроенности ребенка на заданную тему).

Тематика уроков доброты

«Когда я был добрым по отношению к природе»;

«Кто может считаться заботливым?»;

«Как заботиться о комнатных растениях?»;

«Что такое бережливость?»;

«Когда можно сказать, что ребенок бережно относится к природе?»;

«Что такое красота?»;

«Чем красив цветок?»;

«Красота человека»;

«Гармония красок»;

«Гармония звуков»;

«Что значит быть ответственным?»;

«Чем удивительна лягушка?»;

Уроки мышления

«Уроки мышления» обеспечивают усвоение детьми зависимостей между явлениями живой и неживой природы. Познавательная деятельность детей на «уроках мышления» сочетается с эмоциональным восприятием природы, с включением художественных произведений, что способствует формированию «чувства» природы.

Усвоение зависимостей между объектами и явлениями живой природы — наиболее сложная для ребенка-дошкольника тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные «как?», «почему?»; «отчего?».

Например, «Почему у елки зеленые иголки?»; «Почему расцвечиваются листья?»; «Почему белого медведя, занесли в Красную книгу?»; «Чем полезен рыжий муравей?»; «Как дышит береза?»; «Где ночуют птицы?»;

.

Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени.

Экологические экскурсии-экспедиции

Экологические экскурсии

Цель — найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.

Содержанием экскурсий может стать обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений.

Во время экспедиций дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для коллекций, исследовать растения, почву, воду в разных условиях (в том числе в неблагоприятной экологической обстановке : у дороги, вдоль забора, на пустыре и т. д.).

Объектами исследования, кроме живой природы, могут стать и объекты неживой природы: гранитные валуны, камни; песчаные осыпи; ветер и вода, их разнообразное воздействие на природу.

Для экологических экспедиций, как правило, требуется специальное снаряжение: лупа; карандаш, фломастер; несколько пластинок оргстекла; папка для гербария; коробочки; пакеты; фотоаппарат и т. д.

Экспедиции планируются в подготовительной к школе группе в рамках изучения темы «Исследование природы».

Результаты работы оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.

Экологические выставки и экспозиции

Цель их — ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям. Выставки и экспозиции включают материал, предназна-ченный для работы с детьми и со взрослыми.

Тематика может быть самой разнообразной: «Лес — друг человека»; «Богатства недр нашей Земли»; «Космос»; «Человек и его добрые дела на Земле»; «Родные просторы» и т. д.

На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед с детьми, для экскурсий, которые в состоянии провести не только воспитатель, но и ребенок.

Экологический музей

Является для ребенка настоящей школой природы. В музее уместны следующие экспозиции: растительный мир (гербарий); редкие, исчезающие виды растений и животных (альбомы и фотографии); минералы и горные породы (коллекции детей); вода, ее использование, охрана (иллюстрации); зеленая аптека (лекарственные травы); экосистемы (модели); экологические катастрофы и бедствия (альбомы, иллюстрации).

Подобный материал позволяет наглядно представлять детям самые раз-нообразные темы: «Кто такие защитники природы»; «Голубые и зеленые патрули, их деятельность»; «Жизнь животных в лесу»; «Таинственный мир насекомых» и т. д.

Но ни один музей не заменит общения с живой природой. И здесь большое значение имеют экологические наблюдения.

Зеленый патруль

В последнее время в практику работы со старшими дошкольниками входит зеленый патруль, который обходит территорию детского сада, отмечает объекты, нуждающиеся в охране, в помощи, принимает меры по ее оказанию. Дети пользуются картой, составленной совместно с воспитателем.

Патруль может знакомить детей с правилами поведения в природе, прокладывать маршрут в целях защиты наземного покрова от вытаптывания, почвы от уплотнения и т. д.

Патруль также определяет, есть ли на участке или на близлежащих территориях редкие и ценные растения, защищает не только растения, но и всех «друзей» леса: муравьев, жужелиц, птиц; знакомится с причинами возникновения пожаров, с правилами поведения в природе.

Эколого–психологический тренинг

Эколого–психологический тренинг способствует расширению чувственного опыта, развитию перцептивных возможностей, формированию экологических установок личности, активной жизненной позиции по отношению к природе, обучение навыкам взаимодействия с природой, расширению индивидуального экологического пространства. В работе с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать упражнения на тренировку органов чувств. Воспитание органов чувств состоит не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и различные качества предметов, а в том, чтобы уточнял свои чувства, упражняя внимание, умение сравнивать и выносить суждения о предметах.

А сейчас я вам предлагаю некоторые игры эколого-психологического тренинга, которые вы можете использовать в своей работе.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу» выполняется за столом:

гномик топ-топ предлагает детям погулять по лесу с помощью пальчиков.

раз, два, три, четыре, пять, этот пальчик чистить стал,

вышли пальчики гулять, этот срезал,

этот пальчик гриб нашел, этот съел,

ну а этот все глядел.

Психологический этюд «Природа и мы»

Воспитатель предлагает:

1. Представьте мысленно, что мы оказались в сказочном лесу. Мы идём по земле. Земля бывает разная. Она сухая и мокрая, горячая и холодная. В волшебном лесу все постоянно меняется. Сейчас мы идем по зеленой мягкой травке, она приятно ласкает ноги. А теперь под ногами песок, он становится все горячее и горячее, просто обжигает ноги. Вдруг выпал снег. Мы идем по мягкому, пушистому, по холодному снегу. И снова все изменилось в лесу, у нас под ногами шуршание опавших листьев. Мы вышли к лесному болоту. Наши ноги засасывает. Мы их с трудом вытягиваем из тины. Но вот мы выбрались из болота и побежали по теплым лужам. А сейчас мы снова, идем по лесной дорожке. У нас под ногами иголочки, веточки, сучки. Они щекочут, покалывают и ласкают наши ноги.

Публикации по теме:

«Масленица в детском саду» (из опыта работы)«Масленица в детском саду» (из опыта работы) Масленица – самый весёлый, разгульный народный праздник на Руси с незапамятных времён. Она до сих пор остаётся одним из любимейших праздников.

Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя)Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя) Хочу предложить вашему вниманию свой опыт по планированию работы с детьми и родителями в детском саду. Планирование в детском саду - формы.

Из опыта работы «Акробатика в детском саду»Из опыта работы «Акробатика в детском саду» Акробатика в детском саду Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников всегда было и остается главной задачей.

Консультация «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Опыт работы «Кукольный театр в детском саду»Опыт работы «Кукольный театр в детском саду» Уважаемые коллеги, рада вас приветствовать на моей страничке, спасибо,что нашли минутку,чтобы зайти ко мне в гости!Сегодня я хочу вам.

Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации ФГОС» Ступицкая О. В. Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации федерального государственного.

Формы работы с родителями в детском саду В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих.

Опыт работы «Празднование дня рождения в детском саду»Опыт работы «Празднование дня рождения в детском саду» .

Мини — музей в детском саду (из опыта работы).Мини — музей в детском саду (из опыта работы). Здравствуйте, дорогие коллеги. Музейная педагогика и мини-музеи прочно вошли в жизнь дошкольных учреждений. Цель музейной педагогики: создание.

Оформление мини-огорода на подоконнике в младшей группе. Развитие экологической среды в детском садуОформление мини-огорода на подоконнике в младшей группе. Развитие экологической среды в детском саду Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учреждении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы экологической работы в детском саду
Опубликовано: 17 августа 2020 в 16:18
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД