МААМ-картинки

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Русская народная кукла как средство духовно-нравственного развития и воспитания детей» (15 фото)

Татьяна Щербинина
Фотоотчет о семинаре-практикуме «Русская народная кукла как средство духовно-нравственного развития и воспитания детей»

Добрый день, уважаемые коллеги и гости моей странички! Я рада приветствовать вас!

И хочу предложить вам проделать интересное путешествие в мир добра, взаимопонимания и радости, оно будет посвящено возрождению традиционных ценностей русского народа. А возрождение следует оценить как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры.

На базе нашего дошкольного учреждения состоялся районный семинар – практикум в рамках методического объединения для воспитателей и специалистов ДОУ и учителей ГКП МБОУ СОШ им. П. С. Плешакова на тему «Русская народная кукла как средство духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста"

Публикация «Фотоотчет о семинаре-практикуме „Русская народная кукла как средство духовно-нравственного развития и воспитания детей“» размещена в разделах

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Русская народная кукла как средство духовно-нравственного развития и воспитания детей»

Открыли семинар – практикум начальник отдела образования Уметского района Горина В. В. и руководитель МО МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад Щербинина Т. А.

Фото «Русская народная кукла как средство духовно-нравственного развития и воспитания детей»

Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной педагогики. Наша с вами задача, используя различные средства и методы приобщения дошкольников к народным традициям и духовным ценностям, – заложить у детей «фундамент» нравственности, приложить все усилия для того, чтобы воспитать достойное поколение.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки.

Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам?

Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности.

Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется

знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, какие соблюдали обычаи и традиции.

И чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь многое, в том числе и самодельную народную куклу.

К семинару воспитатели и специалисты ДОУ сделали своими руками несколько народных кукол.

Фотоотчет о семинаре-практикуме - фото

Народная кукла выполняет глубоко значимые функции. Детская забава, средство воспитания, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение – все эти функции куклы объединяются в главную ее функцию духовного общения.

Современный ребенок, общаясь с народной куклой, делая ее своими руками, играя в нее, «незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего рода, народа».

Являясь частью культуры человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом ее главная ценность.

О важности приобщения детей к народным традициям воспитания, использования творческого потенциала народного опыта воспитания детей указывали классики мировой педагогической мысли: И. Г. Песталоцци, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко и др.

Значение народной куклы в воспитании дошкольников отражено в трудах О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой, Н. А. Михайленко, С. Л. Новоселовой, Н. П. Сакулиной, А. П. Усовой, В. Б. Шапкиной и других ученых.

Участникам семинара была показана презентация, где раскрыта огромная роль народных традиций в воспитании ребенка как личности.

Использование народной куклы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ способствует решению задач, основанных на принципах и задачах ФГОС ДО.

Воспитательная задача заключается в воспитании у детей нравственных качеств: взаимопомощи, дружелюбия, честности, патриотических чувств, уважения к труду и др. с помощью народной куклы, всегда отражающей общечеловеческие ценности.

Образовательная задача заключается в расширении и систематизации знаний о куклах традиционной культуры, знакомстве с символикой, местом и ролью кукол в русской традиции и традициях других народов России.

Развивающая задача состоит в том, что через знакомство с особенностями, видовым разнообразием народной куклы и художественно-творческую деятельность у детей развиваются внимание, эстетическое восприятие, творческое воображение, мелкая моторика, речь, художественно-творческие способности.

Педагогическая ценность народной куклы заключается в том, что она легко воспринимается детьми. Народная кукла служит импульсом к действию, требуя от ребенка живого участия – в нее необходимо вложить частичку своего труда, а впоследствии – и творчество.

Эстетическая задача состоит в развитии умения видеть и чувствовать эстетическую привлекательность и красоту народной куклы как части русской народной культуры; потребности мастерить и играть с куклой.

Здоровьесберегающая задача заключается в том, что творческий процесс изготовления народной куклы доставляет ребенку радость, создает эмоционально-положительный настрой.

Коммуникативная задача решается через игры с куклой, в которых ребенок использует вербальные и невербальные средства общения, демонстрирует коммуникативные качества и умения.

Игровая задача состоит в том, что народная кукла всегда обыгрывается в соответствии с ее содержательным началом. Народная кукла отличается большими возможностями, побуждающими ребенка к активной игре, требует от ребенка живого участия.

Трудовая задача решается через интерес к народной кукле, побуждающий к самостоятельному созданию детьми собственных кукол и композиций из них. Каждая кукла, сделанная своими руками, получается индивидуальной, особенной, неповторимой.

Социокультурная задача заключается в том, что народная кукла является частью традиционной детской культурой и несет в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве, о профессиях. В этом главное отличие народной куклы от современных игрушек. В игре ребенок отражает свой опыт, то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных героев.

Руководитель МО в своем выступлении подчеркнула, что полноценное решение этих задач зависит от воспитателя, от его сопровождения деятельности детей, эмоционально положительного отношения к работе по созданию куклы.

Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа, содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у современного педагога уважение к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять.

Важно помнить, что в нашей традиционной культуре заложен большой потенциал нравственного и духовного развития. Тряпичная кукла благотворно влияет на воспитание духовно-нравственных качеств личности, способствует развитию коммуникативных способностей; дает возможность самовыражению и самопознанию.

Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей.

С точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных кукол в жизнь современных детей. Ведь кукла обладает рядом особенностей: её изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал, единый технологический процесс даёт индивидуальный результат. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети. Возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность.

Традиционная тряпичная кукла – тот инструмент, который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую действительность эмоционально, приобретая чувство восхищения культурой своего народа. А впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь, и часто влияют на отношение человека и к жизни, и к Родине.

Поэтому очень важно, чтобы дети росли, уважая свою страну, зная обычаи своего народа, традиции и усваивая духовные ценности, накопленные веками.

И чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

Методику ознакомления с народной куклой по программе «От рождения до школы» представила в своем докладе воспитатель МБДОУ ЦРР-ДС Пономарева Л. В.

Фото №1 А возрождение следует оценить как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры

Отметим, что в русской традиционной игрушке не встречается изображений отрицательных персонажей, так как считалось, что такие изображения могут принести ребенку зло, иными словами - связать ребенка с оригиналами изображений.

Из опыта работы в данном направлении по парциальной программе О. Л. Князевой и М. Д. Маханевой. поделилась с коллегами воспитатель Сычева В. В.

В наше время традиционная народная кукла возрождается и возвращается в жизнь людьми, увлеченными и радеющими за сохранение народных традиций.

Мастерица народных кукол Уметского района Багаева В. А. с особой душевной теплотой рассказала об истории и назначении народных кукол. Русская народная кукла не утратила своей красоты, тепла и способности радовать людей. Она сохраняет тепло, которое передаёт человек, создавший её; она – творение души, поэтому её частичка присутствует в каждой куколке. Она передаёт тому, кому мы её дарим, нашу любовь, заботу, защиту, пожелание счастья и благополучия.

Фото №2 На базе нашего дошкольного учреждения состоялся районный семинар практикум в рамках методического объединения для воспитателей и специалистов ДОУ и учителей ГКП МБОУ СОШ им

На семинар она принесла некоторые из своих кукол.

Фото №3 Плешакова на тему Русская

Участники семинара узнали историю и значение куклы Куклак.

Фото №4 Народная культура фольклор народная кукла как средство духовно нравственного развития и

Мастерица показала январскую куклу Крестец и мартовскую Веснянка.

Фото №5 Воспитание детей

Рассказала о значении куколок Пеленашек.

Фото №6 Материалы для педагогов Куклы обереги Фото №7 Народные тряпичные куклы Народная культура фольклор Работа

Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Мастерица Багаева В. А. показала педагогам мастер-класс изготовления рождественского Ангелочка.

Фото №8 Педсоветы семинары тренинги для педагогов Развитие ребенка Фото №9 Материалы для педагогов Семинар практикум Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший фотоотчет февраль

Коллеги с интересом приобретают навыки изготовления куклы Ангела.

Фото №10 Открыли семинар практикум начальник отдела образования Уметского района Горина В

Рождественские Ангелочки получились и у коллег!

Фото №11 и руководитель МО МБДОУ Центр развития ребенка детский сад Щербинина Т Фото №12 Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной педагогики

Педагоги и специалисты ДОУ получили огромное удовольствие от сотрудничества и взаимодействия и массу положительных эмоций на семинаре.

А я надеюсь, что зернышко, посеянное нами в огромное еще не распаханное поле «детской души» прорастет и принесет свои плоды.

Спасибо всем за внимание! Успехов!

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фотоотчет о семинаре-практикуме «Русская народная кукла как средство духовно-нравственного развития и воспитания детей»
Опубликовано: 15 февраля 2020 в 16:51
+47Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД