Получи документы

Консультация «Фразовая речь и ее нарушение»

марина данилова
Консультация «Фразовая речь и ее нарушение»

Формирование правильной речи у дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Публикация «Консультация „Фразовая речь и ее нарушение“» размещена в разделах

Фразовая речь - это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. Она включает в себя смыслообразующее звено, многообразие в употреблении различных частей речи, последовательность и взаимосвязь слов в предложении, логико-смысловую организацию высказывания. При этом «единицами» фразовой речи выступают словосочетания, предложения и даже тексты.

Принято считать, что элементарные фразы из двух-трех слов в речи ребенка появляются в период от 18-ти до 22-х месяцев.

Говоря о малышах такого возраста, можно часто услышать фразу : "Он все понимает, только пока не говорит". Это означает, что ребенок знает значение многих слов и выражений, может осмыслить их в контексте конкретной ситуации.

Часто при более внимательном обследовании ребенка или в процессе работы с ним логопед обнаруживает пробелы в знаниях малыша: ребенок не только не понимает значение многих слов и выражений, но и путает, те, что постоянно использует в обиходе, может назвать одним и тем же словом разные предметы или действия, т. е. обобщает.

Особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Речевые нарушения, наблюдаемые в детском возрасте, могут быть физиологического характера (связаны со сроками созревания периферических центральных структур головного мозга) и патологического (болезненного) характера.

Дети с нарушениями речи - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

Дефекты могут затрагивать различные компоненты речи, например, снижение внятности речи, другие - затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах звукопроизношения, недостаточном овладении звуковым составом слова, который влечет за собой нарушение чтения и письма. Другие дефекты представляют коммуникативные нарушения, которые сказываются на обучении ребенка в массовой школе.

Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика.

ОНР может проявляться в разной степени.

1-й уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием речи. Фразовая речь у таких детей почти полностью отсутствует; при попытке рассказать о каком-либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или одно-два сильно искаженных предложения.

2-й уровень речевого развития детей характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые, состоящие из двух-трех, редко четырех слов, или искаженные фразы, владеют обиходным словарным запасом. Они могут отвечать на вопросы, с помощью педагога беседовать по картинке, рассказывать о семье.

3-й уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи родителей (воспитателей, вносящих в их речь соответствующие пояснения. Самостоятельное общение продолжает оставаться затруднительным и ограничено знакомыми ситуациями.

4-й уровень речевого развития характеризуется незначительным нарушением в формировании всех компонентов языковой системы. Это форма речевой патологии, при которой у школьников отмечаются неявно выраженные, но стойкие нарушения в овладении фонетикой, лексикой и грамматикой. У детей наблюдаются трудности в употреблении слов сложной слоговой структуры («температура», «экскурсия», «фотографироваться», недостаточный уровень различения звуков.

В связи с тем, что у дошкольников наблюдается разный уровень сформированности фразовой речи, необходимо обеспечивать в коррекционной работе дифференцированный подход. Детям со средним уровнем сформированности фразовой речи (использование простых предложений, шаблонных ответов, без эмоциональной окраски, нарушение грамматических норм) рекомендуется стимулирующая и организующая помощь со стороны педагога. Таким детям следует давать образцы фразовых высказываний и активно включать их фразовую речь при выполнении практических заданий, с низким уровнем сформированности фразовой речи (фразовые высказывания состоят из 1-2х слов, нарушение грамматических норм, нуждаются в активной помощи педагога, подсказках, наводящих вопросов) нуждаются ни только в речевых образцах, но и в многократных повторениях. Для них также актуальна стимулирующая и организующая помощь.

Важным условием успешности коррекционной работы является совместная работа логопеда, воспитателя ДОУ, родителей.

Основными показателями сформированности фразовой речи детей среднего дошкольного возраста являются: понимание обращенных к ребенку фраз; умение построить словосочетание или распространенное предложение; смысловая адекватность; грамматическое оформление предложения; лексическое оформление предложения; уместное использование предлогов.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Как развить голос, дикцию и речь» Постижение ораторского искусства - трудный и кропотливый процесс. С древних времен люди стремились познать искусство выступления перед толпой.

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?»Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?» В последнее время все чаще сталкиваешься с проблемой, что дети плохо разговаривают, имеют нарушения речи, неправильно произносят звуки,.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей «Нарушение сна у ребёнка» Сон- физиологический процесс, необходимый как для взрослых, так и для детей. Во время сна организм восполняет энергию, потраченную в течение.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем»Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем» Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь»Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь» Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу.

Консультация для родителей «Учим стихи — развиваем речь и память»Консультация для родителей «Учим стихи — развиваем речь и память» На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Консультация «Речь детей раннего возраста»Консультация «Речь детей раннего возраста» В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Фразовая речь и ее нарушение»
Опубликовано: 15 декабря 2021 в 19:23
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД