Ирина
Консультация «Речь детей раннего возраста»
Речь детей раннего возраста
В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения различных сторон родного языка. На первом году развиваются голосовые реакции, подражание и понимание, усваиваются первые слова; на втором году – понимание, подражание, активная речь (в основном усваивается словарь, на третем году – понимание, активная речь : словарь, грамматические формы, синтаксические конструкции (различные предложения). Уже на первом году жизни речь начинает выполнять функцию общения и становится орудием развивающего мышления. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок – уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах его деятельности.
Публикация «Консультация „Речь детей раннего возраста“» размещена в разделах
В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности: в режимных моментах, в самостоятельной игре, на специально организуемых занятиях. Эти формы жизнедеятельности отличаются друг от друга по типу взаимоотношений взрослого и малыша.
Важное значение для своевременного развития речи ребенка имеет отношение взрослого. Внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого невозможно устанавливать с ребенком тесный контакт и развивать его речь.
В раннем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия. Общение – это такое взаимоотношение взрослого с ребенком, которое включает обращение взрослого к ребенку и ответ ребенка на это обращение. В результате малыш не только пассивно воспринимает воздействие взрослого к ребенку, но и сам становится активно действующим лицом.
Эмоциональное общение – это первичная психическая связь взрослого с ребенком, которая выражается в интонации, мимике, в прикосновении рук, во всех своих движениях, т. е. при непосредственном контакте с ребенком. Малыш получает при этом как бы «эмоциональный заряд» от взрослого.
В условиях предметного общения происходит первоначальное усвоение слов, и на этой основе начинает развиваться собственно речевое общение. В процессе общения малыш вместо слов произносит отдельные звуки, звукосочетания (складывающиеся иногда в лепетные слова, звукоподражательные слова.
Собственно речевое общение формируется на втором году жизни, как правило, во втором полугодии. Ребенок использует слова не только в ответ на побуждения взрослого, но и по собственной инициативе.
В работе с маленькими детьми особые требования предъявляются к речи взрослого. Речь воспитателя является образцом для подражания, поэтому она и должна быть образцовой во всех отношениях: грамматически правильной, интонационно выразительной, не громкой, не быстрой, четкой и не многословной. Многословие затрудняет понимание высказываний взрослого и потому тормозит формирование активных реакций у ребенка на обращенную к нему речь.
Содержание речевых обращений («разговоров») взрослого по мере развития ребенка усложняется, а специфичность речи взрослого в общении с маленькими детьми сохраняется, как правило, до полутора лет. Для речи этого периода характерно многократное повторение одних и тех же фраз или отдельных слов с разной интонацией и силой голоса. Часто слова и фразы употребляются одновременно с применением игровых приемов. Это делается для того, чтобы сначала установить с малышом контакт, вызвать положительное отношение к взрослому, к его воздействиям. После этого создается благоприятная возможность для осуществления обучения ребенка речи.
Систематическое обучение развивает способность подражания. По мере овладения действиями ребенок становится разговорчивым. Ценным является и то, что в результате накопления способов действий с игрушками обогащается самостоятельная игра ребенка.
Эффективным средством развития речи являются картинки. Постепенно задачи на занятиях с предметными картинками усложняются. У детей формируют представления о величине, цвете, различных состояниях: собачка большая и маленькая, кубики красные и желтые, девочка бежит, упала, плачет.
В работе по развитию речи широко применяется художественное слово, особенно произведения устного народного творчества и советских писателей. Существенным приемом в методике развития речи является прием вопросов.
Вопрос «Где то-то?» малышу начинают задавать еще на первом году жизни. От ребенка требуется, чтобы он проявил активность в ответ на вопрос. Педагогическая ценность состоит в том, что они активизируют мыслительную деятельность.
Установлено, что в раннем детстве имеется тесная связь между развитием речи и самостоятельной игрой детей. В процессе совершенствования игры совершенствуется и речь. В ходе самостоятельной игры малыши выполняют различные действия с игрушками. Необходимо следить за тем, чтобы дети своевременно отражали в игре то, что им дается на занятиях. Важным является подключение взрослого к процессу игры. При этом чаще всего используется прием задавания вопросов, на которые ребенок реагирует в меру своих возможностей: отвечает либо словом, либо действием.
Развитие понимания речи протекает в процессе расширения ориентировки ребенка в окружающих предметах. Ведущим приемом является показ предмета с называнием, а также показ и называние действий с предметом.
Таким образом, играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору. Большое влияние на развитие игры и речи в игре оказывают специальные занятия с игрушками. Во время игр создается возможность совместных действий и сопереживаний по поводу происходящего. Это способствует установлению соответствующего контакта между детьми и воспитателями. Есть игрушки, значение которых являются стимулом для проявления речи детей. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы.
Среди разнообразных видов организованных занятий по развитию речи воспитанников особое значение придается играм с мелкими, дидактически подобранными игрушками. Игрушки подбираются по следующим категориям: люди, жилища людей, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, орудия труда.
В процессе настольно-печатных игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки, рассматривание картинок на кубе. Занятия с кубом полезны для тренировки движений пальцев, что оказывает влияние на развитие активной речи.