Елена Карцева
Составление творческого рассказа по картине. Фронтальное логопедическое занятие с детьми с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей составлять творческие рассказы по картине с добавлением действующего лица.
Задачи:
Образовательная:
- учить детей рассказывать связно, последовательно;
Развиваюшие:
- развивать умение строить высказывание грамотно, связно, с акцентированием наиболее значимых слов, с использованием образных сравнений;
- активизировать психические процессы, необходимые для творческого рассказывания;
Коррекционная:
- закреплять понятие «слово – признак»;
- упражнять детей в подборе прилагательных к именам существительным;
Публикация «Составление творческого рассказа по картине, Фронтальное логопедическое занятие с детьми с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- развивать понимание и умение объяснять переносное значение выражений.
Воспитательная:
- воспитывать у детей умение слушать товарищей, любовь и бережное отношение к домашним животным.
Предварительная работа: работа над словами с переносным значением (ангельский характер, собачья преданность, заучивание физминутки.
Оборудование: сюжетная картина «Живой уголок», картинки с изображением животных жарких стран.
Конспект занятия
Организационный момент.
Логопед : Здравствуйте, ребята! Проходите к столу и возьмите себе по картинке с изображением животного. Сядет на стульчик тот, кто подберёт как можно больше «слов – признаков» к животному на вашей картинке. Кто готов отвечать?
Ребё нок: Жираф высокий, пятнистый, длинношеий, тяжёлый.
Аналогично отвечают остальные дети и садятся полукругом перед доской на стульчики.
Логопед : А теперь внимательно слушайте и определяйте, кто лишний.
Крокодил, кот, бегемот, кенгуру;
Слон, носорог, тигр, попугай;
Рыба, лев, обезьяна, верблюд.
Логопед : Кто повторит все лишние слова?
Ребё нок: Кот, попугай, рыба.
Основная часть.
Логопед : Давайте с вами составим рассказ о коте, попугае и рыбках, а потом ещё добавим персонаж, которого нет на картине. Внимательно посмотрите на сюжетную картину и ответьте на вопросы:
- Где происходит действие картины?
- Какие животные изображены на картине?
- Для чего их заводят в городских квартирах?
- Зачем кот лезет в аквариум?
- Что делает попугай? Почему?
- Кто кого спасает?
- Кто на кого нападает?
- Перечислите зверей, птиц, рыб, которых люди разводят в квартире.
- Придумайте хозяев для изображённых животных.
- Кого мы называем домашними животными и птицами?
- Почему попугая и рыбок нельзя назвать домашними животными?
- Сравните попугая и курицу.
- Придумайте разговор между котом и попугаем.
- Что, слушая их разговор, могла подумать рыбка?
- Кто ещё мог помешать коту?
- Что мог сказать вошедший в комнату мальчик или другой хозяин животных?
Логопед : Кто хочет составить рассказ по картине?
Опрашиваются 2-3 ребёнка.
Логопед : Молодцы! Нам пора отдохнуть. Встаньте в круг.
В джунглях звон везде летит, Имитируют игру на трубе: «Туру-ру, туру-ру»
Если слон вовсю трубит.
А у жирафа шея длинная, Делают повороты головы вправо - влево
И всё видать ему вокруг.
У зебры шея лошадиная, Делают наклоны головы вверх – вниз.
Она для всех хороший друг.
В речке тихо плыл «Плывут»
Очень злобный крокодил.
А по пустыне поутру, Прыгают вперёд.
Легко скакала кенгуру.
От солнца всё в глазах искрится, Лёжа на спине, одновременно двигают в
С тигрятами лежит тигрица. воздухе руками и ногами.
В дальней Африке за всех Встают на четвереньки, прогибают спину,
Отвечает храбрый лев. Рычат: «Р-р-р-р!»
Логопед : Предлагаю вам изменить рассказ, добавив действующее лицо (мальчика, девочку, бабушку и пр., придумать название своего рассказа. С каких слов можно начать рассказ?
Дети: Однажды, Как – то раз, В одной квартире …
Логопед : Напоминаю вам, что в середине рассказа должны описываться основные события, а в конце рассказа - основной смысл высказывания, ваше отношение к происходящему. Не забудьте, что в рассказе все предложения должны быть связаны по смыслу. Рассказывать надо выразительно, плавно, без остановок.
Опрашиваются 2-3 ребёнка. Если дети совсем не могут составить творческий рассказ, логопед зачитывает образец, после чего дети воспроизводят его самостоятельно.
Чуть живой уголок.
У Киры в квартире жили кот Филя, попугай Тоша и золотая рыбка Лолита. Кира любила своих питомцев и ухаживала за ними каждый день. Приходя из школы, девочка первым делом выпускала из клетки Тошу. Радостный попугай с шумом летал по комнате, садился на шторы, спинки стульев, на люстру… С высоты попугай часто наблюдал за Филей и Лолитой.
Как – то раз Кира, сидя на кухне, разговаривала по телефону. Оставшийся без присмотра кот прыгнул на тумбочку, туда, где стоял аквариум. Он поднялся на задние лапы, а передней лапой пытался достать золотую рыбку.
Бедная Лолита тревожно заметалась по аквариуму. Попугай Тоша, как коршун, слетел с люстры и начал кружить над котом. Тут Филя подцепил – таки рыбку, и она, сделав переворот в воздухе, шлёпнулась на пол. Попугай налетел на Филю и своими когтями вцепился в кошачью спину. Кот развернулся, зашипел и ударил попугая лапой.
Хорошо, что в эту минуту в комнату вошла Кира. Она в ужасе вскрикнула. Перепуганный кот выскочил из комнаты.
Кира подхватила с пола несчастную рыбку и вернула её в аквариум. Потом девочка взяла на руки взъерошенного попугая, погладила его, сказала: «Ах ты наш спаситель! Как хорошо, что я тебя не заперла! У тебя львиное сердце!»
Заключительная часть.
Логопед : Ребята, как вы понимаете значение слов «львиное сердце»? Про кого так можно сказать?
Дети: Про очень храброго и смелого человека.
Логопед : Почему Кира сказала так про попугая?
Дети: Потому что он поступил очень храбро и смело.
Рефлексия.
Логопед : Вам понравилось наше занятие? Чем оно вам запомнилось?
Ответы детей.
Логопед : Вы сегодня все хорошо работали и составили очень интересные рассказы. До следующей встречи!