Папки-передвижки

Гармонизация межличностных отношений в педагогическом коллективе

Татьяна Игошина
Гармонизация межличностных отношений в педагогическом коллективе
▼ Скачать + Заказать документы

ВВЕДЕНИЕ

«Мы, взрослые, не являемся создателями ни внешних форм ребенка, ни внутренних. Природа, творение – вот кто всем управляет. Считаться с детьми, уважать их права, понимая, что дети тоже трудятся, создавая человека в себе. Им досталась, может быть, самая тяжелая задача, ведь у них нет ничего, кром внутреннего потенциала» М. Монтессори

Ребенок всегда остается ребенком, а отклонения в работе какой-то системы его организма – есть особенность ее развития. Задача взрослых постараться создать адекватные условия для естественного всестороннего развития личности ребенка, именно с учетом этой особенности, сделать ее отправной точкой в работе с каждым из них. Дети должны увидеть в нас: Друга, Помощника, Партнера, ощутить персональную заботу о себе, как о личности, которую любят, понимают и принимают такой, какая она есть.

Публикация «Гармонизация межличностных отношений в педагогическом коллективе» размещена в разделах

Педагог - посредник между детьми и миром взрослых. Он в совершенстве знает таинства созревающей психики, умеет создать ребенку условия для развития его личности. Вклад педагога несравним по своей значимости ни с каким другим: результатом его есть человек. Ему - семья и общество вручают самое дорогое: судьбу своих граждан, своей страны, ее будущее. Человек, вставший на педагогический путь, ответственен за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого воспитанника, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется должность воспитателя (педагога). Каковы результаты труда педагогов сегодня - таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

На наших глазах происходит заметная трансформация учебных заведений в производственные учреждения, предоставляющие "образовательные услуги" населению, где действуют планы, контракты, случаются забастовки, развивается конкуренция - неизбежный спутник рыночных отношений. В этих условиях особую важность приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми для создания благоприятных отношений в воспитательно-образовательном процессе. В ряду этих качеств: человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность общения, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие. Обязательное для педагога качество - гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выра-жение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности, сопереживанию воспитаннику, помощи ему, уважения его мнения.

Педагог - это всегда активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни дошкольников. Пробуждать интересы, инициативность, самостоятельность детей может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как детский коллектив, обязывает педагога быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций.

Профессионально необходимыми качествами педагога являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало) обязан сохранить за собой ведущее положение в воспитательно-образовательном процессе. Никаких срывов, растерянности и беспомощности педагога воспитанники не должны чувствовать и видеть. Еще А. С. Макаренко указывал, что педагог без тормозов - испорченная, неуправляемая машина. Нужно это помнить постоянно, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обид на детей, не нервничать по пустякам.

Современный кризисный период в жизни нашего общества породил множество проблем объективного и субъективного характера, приводящих многих людей к деформации межличностных отношений, конфликтным ситуациям, психологическим срывам, нервным заболеваниям и беспомощности в адаптации к новым условиям жизни. Подобного рода деформации отношений и конфликты возникают и в педагогических коллективах.

Исходя из вышесказанного, педагогический коллектив нуждается в активном и систематическом сопровождении психолога в гармонизации межличностных отношений. Эмоциональное состояние педагога и общий психологический климат в коллективе напрямую влияет на развитие личности детей, их психологическое и физическое здоровье.

Межличностное взаимодействие в педагогическом коллективе

Педагог профессионал, выполняющий долг добровольно и осознанно, осваивает реальность морально-этического знания и своей профессии. Проявить себя всесторонне в работе он может лишь при активном взаимодействии с коллегами и руководством в процессе межличностных отношений. Проблеме межличностных взаимоотношений посвятили труды многие исследователи психологи, среди которых: Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, И. П. Волков, Е. М. Дубовская, Я. Л. Коломинский, Р. Л. Кричевский, Е. С. Кузьмин и О. И. Зотова,Ю. М. Орлов,К. К. Платонов, Б. Д. Парыгин, А. В. Петровский, А. П. Тихонов, Л. И. Уманский и другие. В пользу научной актуальности проблемы особенностей межличностных взаимоотношений в педагогическом коллективе ДОУ говорит то, что данное проблемное поле остается на сегодняшний момент мало изученным современными авторами. Практическая актуальность изучаемого нами вопроса заключается в том, что проблемы в межличностных взаимоотношениях в педагогическом коллективе снижают показатели результатов труда. Анализ научной литературы и практики работы дошкольных образовательных учреждений позволил выделить противо-речие между необходимостью и желанием специалистов ДОУ решать про-блему межличностных взаимоотношений в педагогическом коллективе и недостаточно разработанными в этой связи рекомендациями.

Существуют различные подходы к определению сущности понятия «межличностные взаимоотношения». Одни авторы отождествляют межличностные взаимоотношения с взаимной готовностью субъектов к определенному типу взаимодействия, которая сопровождается эмоциональным переживанием: положительным, отрицательным и неопределенным, другие рассматривают их как совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу, третьи –как объективно проявляющиеся взаимосвязи людей, отраженные в содержании и направленности реального их взаимодействия и общения и порождающие субъективное видение своей позиции и положения других. В целом, межличностные взаимоотношения – это всегда "субъект-субъектные" связи, характе-ризующиеся постоянной взаимностью и изменчивостью.

Межличностное взаимодействие есть действующая, реально функционирующая связь, взаимная зависимость между субъектами, личностями. В его структуре чаще всего выделяют три составляющих и взаимосвязанных компонента: праксический, аффективный, гностический (А. А. Бодалев); поведенческий, аффективный, когнитивный (Я. А. Коломинский) и регулятивный, аффективный, информационный (Б. Ф. Ломов). Каждый из этих компонентов имеет богатое психологическое содержание. Поведенческий компонент включает в себя результаты деятельности и поступки, мимику и жестикуляцию, пантомимику и речь, т. е. все, что люди могут наблюдать друг у друга. Аффективный включает все то, что связано с состоянием личности, а гностический характеризуется активностью личности, принимающей и перерабатывающей информацию. Межличностное взаимодействие становится общением только тогда, когда происходит взаимный обмен мыслями и чувствами с образованием общего фонда этих мыслей и чувств, знаний, умений, интересов, ценностных ориентаций.

Межличностное взаимодействие описывается с помощью таких фено-менов, как взаимопонимание, взаимовлияние, взаимные действия, взаимоотношения, общение. Таким образом, рассмотрение во взаимосвязи таких понятий, как деятельность, общение, взаимодействие, позволяет нам достаточно четко обозначить исходные позиции. В самом широком значении взаимодействие человека с другими людьми есть особый тип связи, отношения, который предполагает взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения. Среди этих взаимодействий особое место принадлежит общению и совместной деятельности. Между ними существуют определенные связи: общение является и атрибутом совместной деятельности, и самостоятельной ценностью, и одновременно оно в той или иной степени ею опосредуется.

Основная часть

Технология гармонизации межличностного взаимодействия

в педагогическом коллективе

Гармонизация - это процесс оптимального взаимодействия различных структур в составе целого. Предметом коррекции межличностных взаимодействий в педагогическом коллективе являются феномены межличностного взаимодействия. Работа по гармонизации межличностных взаимодействий с педагогическим коллективом может осуществляться через систему социально- психологических занятий, проводимых в форме тренингов (тренинг личностного роста "Познай себя", тренинг коммуникативных умений "Среди людей", тре-нинг,реализуемый по программе психолога «Ж-энтр!» (Жизнь – Это Не Только Работа, в форме игр гармоничного развития личности, пси-хокоррекции поведения, а также через работу педсоветов, методических объединений, дискуссионных групп, посещение и анализ занятий, разработку программ, пособий, индивидуальные беседы, совместный отдых и самообразование.

Взаимопонимание. Без взаимопонимания невозможно общение, координация действий. Человек понимает поведение другого, его мысли и мотивы. Понимание строится на основе сопереживания, идентификации. Коррекции в педагогическом коллективе подлежат такие негативные свойства личности, как конформизм, неадекватность восприятия коллег, неуравновешенность, неаккуратность (особенно проявляется в отчетности и ведении документации).

С целью коррекции можно использовать различные формы: тренинг, игры психокоррекции поведения, индивидуальные беседы. Получение ре-зультата возможно через выполнение педагогами серии групп упражнений, которые объединены одной целью.

В работе психолога по гармонизации межличностных взаимодействий условно можно выделить несколько этапов.

На первом этапе главные направления работы: знакомство с педагогами, детьми, факторами среды, установление контактов, социально- психологическая диагностика. Изучаются педагогические возможности коллектива, его социальный состав, устанавливаются связи с администрацией, выявляется уровень социальной активности педагогов. В дальнейшем психолог создает карту диагностики межличностных отношений, достижений коллектива, обобщает предложения педагогов, ведет учет их потребностей и возможностей, дает краткий анализ состояния работы. Все эти документы составляются в произвольной форме.

Второй этап - организационный анализ, дифференциация, классификация проблем, нужд, "вживание" в среду. Психолог определяет приоритеты в своей работе, формы социального творчества коллектива, изучает возможности каждого педагога и детского коллектива, которым он руководит, систематизирует результаты диагностики и социологических исследований. Все это он фиксирует в своем рабочем дневнике и на основе данных составляет перспективный план.

Третий этап - социально-психологическая работа (наблюдение, кон-сультирование, помощь, изучение и анализ занятий, подготовка и разработка педсоветов, мероприятий, проблемно-деловые игры, игры гармоничного развития личности, игры, психокоррекция поведения, отдых и досуг.

Таким образом, роль психолога в гармонизации межличностных отношений и организации взаимодействия достаточно активна. Он создает психологические условия для формирования коллектива, ориентированного на задачу и отношения, и тем самым способствует коренному улучшению социальной ситуации развития детей.

Психологический климат в педагогическом коллективе

Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизне-способности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса. Практически от того, насколько дружелюбна, основана на взаимном уважении и сдержанности сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, насколько предсказуема уважительная позиция и поступки руководства и коллег – от всего этого зависит время успешной жизни коллектива, его поступательное движение к поставленным целям. Климат в дошкольном учреждении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и безусловно влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгля-ды и деятельность воспитанника.

Психологический климат – это эмоциональная окраска психологиче-ских связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадение характеров, интересов, склонностей. Климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон. Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данной группе осознаны цели и задачи, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан. Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данной группе являются принятыми. Третья климатическая зона – это психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Психологический климат - это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального климата.

Под благоприятным психологическим климатом понимают эмоцио-нально-психологическое настроение коллектива, в котором на эмоциональ-ном уровне отражаются и личные, и деловые взаимоотношения его членов, определяющиеся их ценностными ориентациями, моральными нормами и общими интересами. Он создается и в процессе общения в коллективе. При этом ранее скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми (соревнование или скрытое соперничество, общительная сплоченность или круговая порука, давление или сознательная дисциплина) становятся особенно заметными. Судить о состоянии социально-психологического климата в организации можно по такому важному показателю, как удовлетворенность – неудовлетворенность.

Благоприятный климат каждым человеком переживается как соотно-шение удовлетворенности отношениями с коллегами по работе, своей работой, ее процессом, результатами.

Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями в педагогическом коллективе, с воспитанниками, администрацией, условиями и содержанием труда. Это, естественно, сказывается на настроении педагога, его работоспособности и активности, на его здоровье.

Изучая ситуацию в педагогическом коллективе одного из детских садов города Балахны, было выявлено, что у 13 из 26 педагогов происходит эмоциональное выгорание, неудовлетворенность условиями и содержанием деятельности, что в значительной мере оказывает влияние на педагогическую деятельность, на взаимоотношения с воспитанниками и их родителями. Потерян интерес педагога к своей профессиональной деятельности, снижена творческая активность, а соответственно и результаты работы.

Исходя из этого, была разработана программа для взаимодействия с педагогическим коллективом «Жизнь – это не только работа!».

Цель:

Гармонизация межличностного взаимодействия в педагогическом коллективе через проведение профилактической деятельности эмоционального выгорания сотрудников учреждения.

Задачи программы:

1. Определить степень риска эмоционального выгорания сотрудников учреждения.

2. Сформировать навыки владения техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний через знакомство педагогов с причинами и последствиями психического перенапряжения, поддержание оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности.

3. Расширить уровень представления об эффективном социальном взаи-модействии внутри коллектива и с участниками воспитательно-образовательного процесса.

Содержание программы:

Программа «Ж-энтр!» представляет собой психолого-развивающую про-грамму, направленную на профилактику эмоционального выгорания сотрудников учреждения через цикл мероприятий, ориентированных на гармонизацию межличностных взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Синдром эмоционального выгорания (далее СЭВ) — специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми и работать в обстановке повышенного внимания и ответственности.

CЭВ характеризуется, как процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической

энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

СЭВ - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего

профессионального, поведения. "Выгорание" - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энерге-тические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и

отношениях с коллегами.

Основной формой реализации данной программы является практическая деятельность (элементы тренинга) в группе, во время которой отрабатываются конкретные навыки по заданной теме занятия.

Предпочтение было отдано групповой форме работы, так как она имеет ряд преимуществ по сравнению с индивидуальной:

1. Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем.

2. Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами.

3. В группе человек обучается новым умениям и навыкам.

4. Участники могут идентифицировать себя с другими.

5. Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания.

На каждом занятии приобретаются и отрабатываются навыки самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний. На первом и последнем занятиях проводится диагностика (входящая и исходящая, с целью определения степени риска эмоционального выгорания у специалистов учреждения.

Цикл практических занятий рассчитан на 16 часов (16 занятий). Оптимальное число участников 10 - 12 человек. Продолжительность занятий 1-2 часа. Условия проведения: музыкальный зал и кабинет педагога-психолога, оборудованный в соответствии с основным требованием – располагать к отдыху, расслаблению. Режим проведения –2 раза в месяц. Более активно и трудоемко проводить цикл занятий рекомендуется 2 раза в год: в осеннее и весеннее время, что обусловлено тем, что коллектив женский, который подвержен сезонным депрессивным состояниям.

Участниками программы являются сотрудники муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 27» (воспитатели, младшие воспитатели, учитель-логопед).

Механизм реализации

Механизм реализации построен в соответствии с технологией гармонизации межличностных взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Основной моделью реализации программы является предупреждение “эмоционального выгорания”, которое предусматривает следующие направления: повышение коммуникативных умений с помощью активных методов обучения (социально-психологические занятия с элементами тренинга, деловые игры); обучение эффективным стилям коммуникаций и разрешению конфликтных ситуаций; упражнения, стимулирующие мотивацию саморазвития, личностного и профессионального роста; антистрессовые занятия и группы поддержки, ориентированные на личностную коррекцию самооценки, уверенности, социальной смелости, эмоциональной устойчивости и психофизической гармонии путем овладения способами саморегуляции и планирования личной и профессиональной карьеры.

Реализация данной программы включает в себя 5 этапов:

I. Проектирование:

- разработка идеи программы и принятие направленности деятельности психолога;

- проведение опроса, с целью определения желающих лиц пройти цикл занятий по программе;

- утверждение программы;

- формирование методического материала, инструментария.

II. Подготовительный:

- комплектование группы участников для реализации программы (с учетом добровольности);

- адаптация группы к условиям, в которых будут проходить занятия по профилактике эмоционального выгорания;

- разработка системы занятий и подготовка пакета инструментария для участников.

III. Диагностический.

Изучение степени благоприятности психологического климата педагогического коллектива; оценка риска «эмоционального выгорания» у сотрудников.

IV. Деятельностный:

- оформление кабинета психологической разгрузки (каждый раз перед началом занятия);

- проведение психолого – развивающих занятий «Улучшение психологического самочувствия специалиста».

V. Итогово-аналитический:

- подведение итогов каждого проведенного занятия (заполнение информационных справок о проведенном мероприятии);

- диагностика и мониторинг по итогам реализации программы;

- оформление и сдача отчетных документов.

Диагностика и мониторинг

Показатели Сбор информации

Посещение специалистами занятий с педагогом-психологом Журнал посещаемости

Мотивация сотрудников посещать занятия по программе Заполнение «Дневника настроения», с целью отслеживания настроения участников

Самооценка психологического со-стояния Анкетирование, с целью изучения психологического состояния сотруд-ников учреждения

Риск «эмоционального выгорания» у сотрудников (входящая диагностика) Анкетирование, с целью определения степени риска «эмоционального выгорания»

Взаимоотношения в коллективе, групповое эмоциональное состояние Методика изучения психологическо-го климата в коллективе

Риск «эмоционального выгорания» у сотрудников (исходящая диагностика) Анкетирование, с целью определения степени риска «эмоционального выгорания», мониторинг изменений

Взаимоотношения в коллективе, групповое эмоциональное состояние (исходящая диагностика) Методика изучения психологическо-го климата в коллективе, с целью от-следить результативность проведен-ных занятий

Вначале каждого занятия с педагогом-психологом, участникам предлагается заполнить «Дневник настроения», который отражает картину настроения каждого участника отдельно и группы в целом (см. Приложение, в котором:

- зеленый цвет характеризует хорошее, легкое настроение, настроенное на работу в группе;

- синий цвет – отражает усталость сотрудника, но и присутствие мотивации на работу;

- красный цвет – говорит о том, что член группы не готов к активному участию в занятии.

Ожидаемый результат

Прогнозируемые результаты реализации программы «Ж-энтр!»:

1. Определено наличие риска эмоционального выгорания педагогов в учреждении.

2. Приобретены умения и навыки эмоциональной саморегуляции (релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению стресса, ведущего к выгоранию) и самоконтроля через практические занятия с элементами тренинга.

3. Повышен уровень компетентности в построении эффективного взаимодей-ствия внутри педагогического коллектива.

Публикации по теме:

Предотвращение конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ «Предотвращение конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ». Педагогический коллектив, как и любой другой, имеет свою специфику. Основная.

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки,.

Формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста в подвижной игре Отношение к другому в отличие от общения далеко не всегда имеет внешние проявления. Оно может существовать и проявляться без каких-либо.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе» Семинар-практикум "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ" Цель: Дать представление о конфликтах, возникающих в педагогическом.

Семинар-практикум для педагогов «Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе» Семинар-практикум для педагогов дополнительного образования детей «ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ» Осман В. И. ,.

Система работы по оптимизации психологического климата в педагогическом коллективе .

Управление конфликтом в педагогическом коллективе Конфликты свойственны всем областям жизнедеятельности человека. Они являются неотъемлемой частью человеческий отношений и поэтому существуют.

Тренинг «Формирование команды и преодоление стрессов в педагогическом коллективе» «Что же такое стресс, как мы его переживаем, и как с ним бороться». Стресс – это защитная реакция организма, который должен помочь ему преодолеть.

Влияние театрализованной деятельности на формирование доброжелательных межличностных отношений детей с общим недоразвитием Недаром дети любят сказку, Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа И на любые испытанья Согласны.

Воспитание эмоциональной отзывчивости, коррекция межличностных отношений Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности —восприятии, исполнительстве,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гармонизация межличностных отношений в педагогическом коллективе
Опубликовано: 19 марта 2019 в 14:06
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Гармонизация межличностных отношений в педагогическом коллективе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Игошина (УИ 387841) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД