Папки-передвижки

Гендерная социализация детей дошкольного возраста как педагогическая проблема

Екатерина Чиркова
Гендерная социализация детей дошкольного возраста как педагогическая проблема

Гендерная социализация - это процесс усвоения норм, правил поведения и социальных установок в соответствии с культурными представлениями о ролях, позициях и целях мужчин и женщин в обществе.

Публикация «Гендерная социализация детей дошкольного возраста как педагогическая проблема» размещена в разделах

Цель гендерного подхода в педагогике - воспитать детей разного пола так, чтобы они могли в равной степени самореализоваться и реализовать свой потенциал и возможности в современном обществе. Он устраняет традиционные культурные ограничения на развитие индивидуальных потенциалов по признаку пола, а также понимает и создает условия, максимально способствующие самоактуализации и самореализации мальчиков и девочек в процессе образовательного взаимодействия.

В настоящее время объективно существуют противоречия между:

- объективная потребность общества в гендерном воспитании дошкольников и реализация гендерного подхода в образовательной организации дошкольных учреждений;

- необходимостью гендерной социализации дошкольников, начиная с дошкольного возраста, и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий гендерной социализации дошкольников;

- потребностью практики в научно-методическом обеспечении исследуемого процесса и неразработанностью практических аспектов гендерной социализации дошкольников.

Когда же начинается гендерная социализация?

Гендерная социализация детей начинается с рождения. Родители и другие взрослые начинают обучать мальчика или девочку гендерным ролям после определения пола по паспорту младенца. Гендерные роли - это разграничение деятельности, статуса, прав и обязанностей человека в зависимости от пола.

И. С. Конг отмечает, что гендерные роли всегда связаны с определенной системой норм, которые индивиды усваивают и преломляют в своем сознании и поведении.

Анализ научной литературы по гендерной социализации показывает, что содержание работы, учитывающей гендерные особенности дошкольников, недостаточно разработано, по мнению Марутян С. А., Плисенко Н. В., Репиной Т. А., и других исследователей. В., Репина Т. А., Тараниковой Л. Г., Шаповаловой С. А. и других, содержание работы с учетом особенностей недостаточно разработано: мальчикам может не хватать эмоциональной устойчивости, выносливости, целеустремленности, а девочкам - доброты, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов.

Основные механизмы гендерной социализации

Гендерная социализация осуществляется с помощью механизмов социализации. К основным механизмам социализации относятся: подражание, внушение, убеждение, конформность и идентификация. В процессе ранней гендерной социализации наиболее сильными механизмами являются подражание и идентификация с родителем своего пола. Девочки стремятся быть похожими на маму; мальчики, соответственно, на папу. В дальнейшем ребенок может выбрать для подражания как реального человека, так и киногероя или героя книги.

Внушение и убеждение часто используются родителями как способы воздействия на ребенка.

Внушение - воздействие на эмоциональную сферу. Родители часто навязывают ребенку гендерно-типичные модели поведения, не апеллируя к логике, выстраивают систему запретов. Например, родительский довод «будь аккуратной, ты же девочка» не что иное, как внушение, потому что нет никакого логического довода, почему девочка должна быть аккуратной, а мальчик нет. Или же «мальчики не плачут, будь сдержанным», почему девочкам можно показывать свои слезы, эмоции, а мальчикам нельзя.

Убеждение, напротив, подразумевает апелляцию к логике. «Помоги маме, -говорят девочке, - ты должна учиться готовить, для того, чтобы быть хорошей хозяйкой, когда у тебя будет своя семья». В этом случае как данность подается суждение, что именно женщина должна вести хозяйство, и девочку убеждают в том, что она должна учиться быть настоящей женщиной.

Вывод

Таким образом, проблема гендерной социализации, включающая в себя формирование психологического пола детей, психологических половых различий и гендерной дифференциации и находящаяся на стыке нескольких наук (социологии, биологии, медицины, психологии и др., является одной из самых важных и актуальных проблем дошкольной педагогики.

Без решения этой проблемы невозможно разработать дифференцированный подход к воспитанию, при котором у детей разного пола формируются основы таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им для успешного выполнения своих функций в семье в будущем.

Публикации по теме:

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Консультация для родителей «Гидрореабилитация и социализация детей с ОВЗ посредством индивидуального обучения плаванию в ДОУ»Консультация для родителей «Гидрореабилитация и социализация детей с ОВЗ посредством индивидуального обучения плаванию в ДОУ» В нашей стране внимательно относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, что отражено в первых Указах Президента РФ В. В.

Межмуниципальное открытое родительское собрание «Социализация семьи — ключ успешности детей с ОВЗ».Межмуниципальное открытое родительское собрание «Социализация семьи — ключ успешности детей с ОВЗ». 21 февраля в Доме Детского Творчества было проведено мероприятие с участием образовательных и общественных организаций города, а также семей,.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.

Педагогическая поддержка самостоятельной игровой деятельности детей младшего возрастаПедагогическая поддержка самостоятельной игровой деятельности детей младшего возраста Для дошкольников игра – ведущая деятельность, через которую решаются все образовательные задачи. Великие педагоги рассматривали игру как.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Социализация детей в играх, изготовленных своими руками. Профессия — врач. Развивающая книжкаСоциализация детей в играх, изготовленных своими руками. Профессия — врач. Развивающая книжка Давайте продолжим. Надеюсь еще не успели забыть, что было в начале? На следующей странице ребенок может побывать на выбор: терапевтом.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерная социализация детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
Опубликовано: 25 марта 2023 в 22:16
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД