Получи документы

Гендерное развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

Ирина Карпенко
Гендерное развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

Проблема гармонизации взаимоотношений полов является сегодня чрезвычайно важной во всем мире. Анализ научных исследований и современной социокультурной ситуации свидетельствует о том, что изучаемая нами проблема является как социальной, так и индивидуальной.

В младшем дошкольном возрасте закладываются первые установки, ценностные ориентации, ценностное отношение к семье, взаимоотношениям полов, влияющие на всю последующую жизнь мужчины и женщины. От своевременности и полноты процесса гендерного развития младших дошкольников зависит уверенность детей в себе, цельность переживаний, устойчивость ценностных установок, эффективность общения с людьми, деловых и семейных взаимоотношений.

Публикация «Гендерное развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада» размещена в разделах

На практике делаются попытки найти ответы на эти вопросы: создаются различные воспитательные организации, дифференцированные по половому признаку.

Содержание образования в этих случаях, однако, имеет экспериментальный или фрагментарный характер, отсутствует целенаправленная педагогическая деятельность по гендерному воспитанию детей младшего дошкольного возраста, что вызывает затруднения в управлении данным процессом.

Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что:

В психолого-педагогической литературе имеется ряд исследований по проблеме гендерного воспитания дошкольников. Педагоги, психологи (Кон И. С., Клецина И. С., Коломинский Я. Л., Мелтсас М. Х., Андропова А. П. и др.) считают, что гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста имеет свои особенности: ведущий вид общения, игровая деятельность, взаимоотношения со сверстниками.

Современные исследования (Куликова Т. А., Имелинский К., Смагина Л. И.) свидетельствуют о том, что гендерная социализации является процессом идентификации, социальным подкреплением, осознанием половой социальной роли и социальными ожиданиями, т. е теми компонентами, которые не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Для детей дошкольного возраста необходимо организовать процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждении и семье, который поможет им научиться строить благоприятные межличностные отношения.

Исследования Кона И. С., Щепкиной И. В., Макаренко А. С., Исеева Д. Н., Кагана В. Е., Кочубея Б. И., Спока Б., и других позволяют сделать вывод о том, что немаловажную роль в гендерном воспитании младших дошкольников играют родители и педагоги. Их воспитание влияет на развитие личности ребенка.

Психолого-педагогические работы Еремеева В. Д., Хризман Т. П., Лобанова Е. А. указывают на влияние развивающей среды в гендерном воспитании дошкольников, как одной из его составляющих. Благодаря развивающей среде развивается не только личность ребёнка, но и происходит его гендерная социализация.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что современные исследования пока ещё недостаточно изучили проблему гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста у условиях ДОУ.

Таким образом, чтобы гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста было успешным, необходимо изучить особенности гендерного воспитания младших дошкольников

Особенности гендерного развития и воспитания младших дошкольников

Цель: изучить особенности гендерного развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Задачи :

1. Изучить особенности психологических различий мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста.

2. Выявить знания младших дошкольников о своем и противоположном поле.

3. Определить влияние родителей и педагогов на гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач было проведено 4 этапа диагностики.

1 этап был направлен на изучение особенностей психологических различий мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста.

Наблюдение за детьми. Цель – выявить особенности полоролевого поведения детей. Наблюдение включало в себя определенные критерии: маскулинные проявления (агрессивность, самостоятельность, двигательная активность, сообразительность, уверенность в себе, настойчивость); фемининные проявления (уступчивость, пассивность, зависимость, несамостоятельность); андрогинные проявления (эмоциональная чувствительность, привязанность к родителям, игровая деятельность с детьми своего и противоположного пола).

2 этап позволил выявить знания младших дошкольников о своем и противоположном поле.

Анализ продуктов детской деятельности (рисунки, поделки на свободные темы) включил в себя следующие компоненты: аккуратность выполнения, цветовая гамма, выбор изображаемого предмета, законченность деталей и т. д.

Беседа с детьми содержала 10 вопросов, касающихся знаний детей о различиях мальчиков и девочек, о игрушках, которыми они играют и об одежде, которую они носят.

3 этап направлен на изучение особенности влияния развивающей среды на гендерное развитие младших дошкольников.

Наблюдение за детьми. Цель – выявить межличностные отношения между мальчиками и девочками, мальчиками и мальчиками, девочками и девочками в различных видах деятельности (игровая, трудовая, изобразительная и пр.).

Анкета для родителей. Цель - выявить особенности полоролевого воспитания детей в семье.

Анкета включала в себя 10 вопросов, которые касались особенностей воспитания и отношения родителей к полоролевому развитию детей. Ответы были как открытого, так и закрытого характера.

Беседа с воспитателем. Цель – выявить как решаются задачи гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в процессе гендерной социализации. Беседа включала в себя 10 вопросов, касающихся построения педагогического процесса и обогащения развивающей среды в группе детского сада.

Задачи гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) :

• умение дифференцировать себя от представителей другого пола, принятие своего физического облика;

• формирование системы представлений о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения;

• усвоение моделей мужского/женского полоролевого поведения, форм этикета во взаимоотношениях полов;

развитие умений заботиться о чистоте, внешнем виде.

На основе анализа результатов проведённого исследования были изучены особенности гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Анализ результатов диагностики

На 1 этапе было выявлено, что дети соответствуют возрастным показателям полоролевого развития. Во взаимодействии со сверстниками девочки более агрессивны, чем мальчики. Но мальчики самостоятельнее, сообразительнее девочек, более активные в движениях, увереннее в себе. У мальчиков и девочек в одинаковой степени проявляется уступчивость, что связано с малолетним возрастом и полной зависимостью от взрослых (родителей и педагогов). Девочки опережают мальчиков в процессе идентификации с определенным полом родителя. Это является нормой. Также, можно предположить, что девочки, проявляющие маскулинные качества и мальчики с фемининными проявлениями, еще не окончательно идентифицировали себя с родителями своего пола. Андрогинные проявления у детей обоего пола одинаковы, за исключением небольшой разницы в игровой деятельности с противоположным полом: мальчики больше, чем девочки предпочитают играть со сверстниками своего пола.

На втором этапе проводился анализ продуктов детской деятельности – рисунков на свободную тему.

Девочки и мальчики старались изобразить предметы аккуратно. Цветовая гамма рисунков: дети выбирали в основном красный, синий, желтый и зеленый цвета.

Далее проводилась беседа с детьми, которая помогла выявить знания и отношение младших дошкольников к сверстникам противоположного пола. Все дети четко и точно знают, как их зовут и к какому полу они относятся: мальчик или девочка.

Из беседы - знания детей о сходстве и различиях мальчиков и девочек в силу маленького возраста очень скудны. Мальчики в большей степени ориентированны на свой пол, девочки на противоположный.

На третьем этапе проводилось наблюдение за детьми в различных детских деятельностях, которое помогло выявить межличностные отношения между мальчиками и девочками, мальчиками и мальчиками, девочками и девочками.

Около 100% детей обоего пола выстраивают взаимодействия со сверстниками своего пола в процессе детской деятельности, из них почти 50% стремятся контактировать с детьми противоположного пола, что соответствует возрастной норме.

Следующим методом исследования гендерного воспитания младших дошкольников была анкета для родителей, которая позволила определить особенности полоролевого воспитания детей в семье.

Родителям было предложено рассказать о своих детях. Родители ориентированы на своих детей соответственно их полу. В воспитании они употребляют методы характерные гендерному развитию детей.

Беседа с воспитателем выявила задачи гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста (3-4 года, которые решаются в педагогическом процессе. Из беседы видно, что воспитатель в ходе педагогического процесса вырабатывает у детей умение дифференцировать себя от противоположного пола и принятие своего физического облика.

Обобщая результаты изложенного исследования, можно сделать следующие выводы

1. Дети младшего дошкольного возраста соответствуют возрастным показателям полоролевого развития. У мальчиков и девочек в одинаковой степени проявляется уступчивость, что связано с малолетним возрастом и полной зависимостью от взрослых (родителей и педагогов). Девочки опережают мальчиков в процессе идентификации с определенным полом родителя. Также, можно предположить, что девочки, проявляющие маскулинные качества и мальчики с фемининными проявлениями, еще не окончательно идентифицировали себя с родителями своего пола.

2. Знания детей о гендерных особенностях мальчиков и девочек в недостаточны для данного возраста.

3. Все младшие дошкольники взаимодействуют со сверстниками своего пола в процессе детской деятельности, половина из них стремится контактировать с противоположным полом, что соответствует возрастной норме.

4. Родители влияют на гендерное развитие своих детей за счет использования воспитательных методов, соответствующих возрастным и полоролевым особенностям развития детей.

5. Влияние воспитателя играет не маловажную роль в гендерном воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста, т. к. в ходе педагогического процесса у детей вырабатывается умение дифференцировать себя от противоположного пола и принятие своего физического облика. Также формируются представления о мужчине, как отце, защитнике, солдате и представления о женщине, как матери. Оценка детей воспитателем соответствует их половой принадлежности.

Публикации по теме:

Гендерное воспитание в условиях детского сада Гендерное воспитание в условиях детского сада «Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо ГЕНДЕР.

Творческая лаборатория. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Проблема гендерного подхода в воспитании детей начала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерное развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада
Опубликовано: 5 мая 2015 в 22:43
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД