Елена Бритвина
Творческая лаборатория. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
▼ Скачать + Заказать документы
Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Проблема гендерного подхода в воспитании детей начала приобретать актуальность в настоящее время, и всё больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причём начиная именно с дошкольного возраста. Творческая группа «Атамура» детского сада «Улыбка» работает над повышением эффективности комплекса организационно-педагогических условий гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста уже второй год.
Публикация «Творческая лаборатория, Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В рамках творческой деятельности педагогами была определена цель – формирование гендерной идеинтичности детей с ориентацией их на ценности своего пола. В соответствии с этим были сформулированы основные задачи: развивать половую самоидентификацию детей через различные виды деятельности; осуществлять подбор диагностического инструментария для изучения, определения динамики гендерной воспитанности детей; способствовать педагогизации родителей в вопросах гендерного воспитания.
Одной из важных задач участников творческой группы – Сигаевой Ш. Т., Прахнау В. И., Вунш С. Р., Оспищевой И. Ю. и Кужахметовой Р. А. – являлась необходимость организации предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание детей 5-7 лет. Педагоги старались устранить дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий.
Психологическое сопровождение гендерного воспитания детей педагогом-психологом Оспищевой И. Ю. было направлено на коррекцию поведенческих нарушений у детей, которые проявлялись в предпочтении игрушек и игровых ролей противоположного пола; стремлении быть со взрослыми противоположного пола и подражать его поведению; активно выраженном желании изменить своё имя; стремлении вести себя и одеваться по типу противоположного пола.
С помощью активно используемых пособий и дидактического оборудования («Две коробки», «1,2,3, как прастёт девочка (мальчик) покажи», «Подзорная труба», «Маркеры оборудования» и др.) воспитатели имели возможность развивать личность мальчика и девочки.
Диалог с детьми строился на принципах партнёрской деятельности взрослого и ребят.
Сотрудничество с коллегами и родителями носило просветительский характер и раскрывало такие вопросы, как самоценность периода дошкольного детства, его возможности и необходимость в некоторых случаях по-разному строить воспитание девочек и мальчиков.
Взаимодействуя с родителями дошколят педагоги творческой группы пытались донести до них важность ориентации ребёнка на ценности своего пола именно в семье, а не только в дошкольном учреждении. Мамы и папы согласились с мнением воспитателей – стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребёнок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками (брань, курение). Педагогам приходилось корректировать поведение детей в сюжетно-ролевой игре, когда они вносили эти «элементы мужественности».
Реализации задуманного помогал анализ и изучение литературных источников (Т. Доронова «Девочки и мальчики в детском саду и дома», В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман «Мальчики и девочки. Два разных мира»). В дальнейшем мы планируем продолжать формировать гендерную компетентность у родителей через информационные листы и памятки по данному направлению.
С момента рождения наших детей и до определённого возраста мы не задумываемся о том, нужно ли дифференцированно подходить к вопросам воспитания и обучения девочек и мальчиков. Мы сделали вывод, что воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
Маркетинговые исследования в рамках деятельности творческой группы:
Опрошено было 62 человека (родители воспитанников ГККП «Улыбка»).
На вопрос «Как вы считаете, в чём заключается роль семьи в воспитании мужских/женских качеств в ребёнке?» 89% мам и пап ответили, что «члены семьи показывают образцы поведения женщин и мужчин».
74% родителей считают, что роль матери в полоролевом воспитании ребёнка очень велика и заключается в поощрении «мужского» и «женского» поведения.
На вопрос «Как отец влияет на полоролевое развитие ребёнка?» ответы распределились следующим образом: 56% родителей считают, что «у сына формирует поведение характерное для мужчин», 24% - «помогает развить навыки, необходимые мальчикам в жизни».
Чтобы воспитать достойных мужчину или женщину, как полноценного члена общества мамы и папы в семейных условиях в основном используют «беседы» (36%, «чтение литературы» (19%, «личный пример» (44%, «совместную деятельность» (41%).
Если поведение ребёнка не соответствует нормам и правилам поведения мужчины и женщины в социуме (агрессивность, кривляние, плаксивость, и т. д., то родители используют беседы, убеждения, а порой и наказание.
Смешные высказывания детей:
Оля Сидоркина, 6 лет
- Марк, а ты был в Париже?
- Нет.
- А хочешь?
- Нет!
- Жалко… (задумчиво)
Алёша Филипченко, 6 лет
- Валентина Ивановна, я вас так люблю! Вы подождите меня, я обязательно на вас женюсь, когда вырасту!
Дети группы «Капелька»
Воспитатель просит детей пропустить вперёд:
Иосиф: «Пропустите девочку!»
Даша: «Ты что, она же женщина!»
Никита: «Нет, нет, она просто воспитательница»
Иосиф: «Но ведь её тоже нужно любить, уважать и защищать!»