Ирина Грищенкова
Гендерное воспитание посредством театрально-игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Гендерное воспитание через театрально – игровую деятельность
Выполнила: Воспитатель Грищенкова Ирина Николаевна
Изучение различной литературы и опыт работы показали, что неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом гендерных особенностей могут оказать театрализованные игры.
Публикация «Гендерное воспитание посредством театрально-игровой деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В театрализованной игре закладывают основы будущих социальных и гендерных ролей, объясняют особенности их исполнения, воспитывают положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, к необходимости их существования, происходит усвоение детьми гендерного поведения, формирование привлекательности гендерной роли.
Театр в жизни ребенка – это праздник, игра, чудо, волшебство, сказка. Участие в театральных играх обогащает детей новыми радостными впечатлениями, способствует развитию памяти, расширению словарного запаса. развивает диалогическую речь, интонационную выразительность. Они дают возможность давать знания детям по сенсорике, совершенствовать движения, моторику пальцев, приобретать умение в изодеятельности.
Но не менее важно, что театрализованная игра развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет сочувствовать персонажем, сопереживать разыгрываемые события.
Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, например: гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки – у девочек. Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, музыка, художественное слово, танец – позволяют овладеть традиционными свойствами личности – женственности для девочек и мужественности для мальчиков. Театр для детей – это, прежде всего игра, в которой ребенок может выразить себя, которая связывает детей между собой, умения осознавать свои эмоции и контролировать их, преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств,формирующих художественный вкус детей, оказывающее влияние на формирование гендерной принадлежности. Сопереживание героям инсценировок развивает эстетические чувства ребенка, представления о плохих и хороших человеческих качествах, присущих сказочным героям, и, следовательно, мужчинам и женщинам в реальной жизни. В театрализованной игре закладывают основы социальных и гендерных ролей : реализуются особенности их исполнения, воспитывается положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, происходит усвоение детьми гендерного поведения, формирование привлекательности гендерной роли. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей,животных, растений,что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Моя роль как педагога заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло ; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются.
Организация театрализованной предметно – пространственной среды, погружение ребенка в мир художественного творчества и театрального искусства – одна из самых доступных видов здоровьесберегающей деятельности. Это гармонично созданная атмосфера доброжелательности,укрепляющая веру и силу ребенка, позволяющая осуществлять индивидуальный подход,создающая для каждого ребенка ситуацию успеха.
Задачи: Обогощение представление ребенка о тех ролях, которые в обществе играют мальчики и девочки, мужчины и женщины. Развитие способности осознавать нравственный смысл гендерных качеств. Воспитание чувства гордости связанного с принадлежностью к тому или иному полу, желанию соотвествовать эталону женственности и мужеству
В своей работе использовала методику “Театр на столе Она представляет собой цикл коротких театральных постановок (потешек, закличек, небольших сказок, знакомых песенок, стихотворных произведений, предполагает объединение и взаимодействие с музыкой, народным фольклором, художественной литературой, с элементами художественного и декоративного творчества.
Театрализованные игры :
Игры: “Пантомимы”
Цель: учить детей элементам искусства пантомимы, развивать выразительность мимики. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа - Обиженный щенок, Принцесса капризная, величественная, Мама и папа собираются в театр, Моем посуду. Вытираем, Волк крадется за зайцем и др.
Игры: “Этюды”
Цель: развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера. – У ребенка в руках воображаемый кулек с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.
Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки.
Весь перецарапали! Лопнул шар,
А две подружки посмотрели - Нет игрушки, сели и заплакали …
Игры: На развитие выразительной мимики.
Цель: учить использовать мимику для создания яркого образа. – Ем лимон, мне грустно, тепло – холодно, встретились друзья….
Игра: Превращение детей.
Цель: развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение,фантазию. – По команде дети превращаются в цветы. игрушки, бабочек, котят и тд.
Игра “Кто во что одет”
Цель: Развивать наблюдательность, произвольную зрительную память - Водящий ребенок стоит в центре круга Дети идут по кругу. взявшись за руки, и поют на мелодию русской народной песни “Как у наших у ворот”.
Для мальчиков: В центре круга ты вставай и глаза не открывай. Поскорей дай ответ: Коля наш во что одет.
Для девочек: Ждем мы твоего ответа: Мариночка во что одета. Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а также цвет одежды названного ребенка.
Игры: “Воробьи - вороны, Тень, Не ошибись, Угадай, что я делаю и др”.
Профессиональная деятельность современного педагога дошкольного образования нуждается в постоянном поиске новых, инновационных форм работы с детьми, которые были бы интересны и полезны воспитанникам. Одной из таких форм являются “Волшебные Гонзики (В. В. Воскобовича) Начав с увлекательной игры со своими руками, на пальчиках которых надеты очаровательные, смешные, забавные Гонзики, ребенок с удовольствием переходит к играм ритмическим, музыкальным, включается в подвижные и ролевые игры со взрослыми, другими детьми, с интересом проговаривает и запоминает слова потешек, подпевает несложные песенки.
Также хочется отметить, важность использования данной технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья,психологически замкнутыми детьми. Работа сними помогает детям раскрыться и выразить свои внутренние чувства и переживание.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем их жизнь интересной и содержимой, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Увлеченными привлекательным замыслом театральной постановки дети учатся многому, учатся тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни. Ребенок чувствует эмоциональный подъем, желание быть в саду, принимать участие в различных мероприятиях. Театральная игра научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
В процессе работы у детей вырабатывались: навыки доброжелательного отношения друг другу, навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности, умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера, умение понимать и уважать мнение партнеров противоположенного пола. Таким образом, я буду продолжать воспитание детей с учетом их гендерных особенностей, в поиске новых интересных форм работы с детьми.