Приложение МААМ

Гидрогимнастика для развития мелкой моторики детей с ОВЗ

Елена Каргина
Гидрогимнастика для развития мелкой моторики детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Гидрогимнастика является нетрадиционной инновационной технологией развития мелкой моторики детей с ОВЗ.

Цель проведения гидрогимнастики : развитие мелкой моторики рук

Задачи:

Расслабление мышц, снятие патологического напряжения;

Гармонизация психологического состояния, повышение уровня эмоционального восприятия;

Развитие зрительно - моторной координации;

Формирование плавности и точности движений;

Формирование речи.

Публикация «Гидрогимнастика для развития мелкой моторики детей с ОВЗ» размещена в разделах

Что происходит, когда малыш действует пальчиками в воде?

1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками в воде создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.

3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.

4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр в воде:

Тексты пальчиковых упражнений следует произносить максимально выразительно, то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова;

Движения выполнять синхронно с текстом или в паузах;

Побуждать проговаривать текст вместе со взрослыми или его помощью (по началу малышам это трудно);

Вводить новые упражнения только после того, как малыши освоили 3-4 упражнения, таким образом может получиться интересный сюжет;

Оборудование для проведения гидрогимнастики может включать в себя емкость с водой комнатной температуры, салфетка.

Система выполнения упражнений в воде предполагает регулярное их выполнение в утренний отрезок времени в течение 10-15 минут.

Массаж в воде с предметами:

1. С каучуковым мячиком:

• прокатывание мячика между ладонями рук;

• прокатывание мячика между пальцами рук;

• прокатывание мячика по тыльной стороне правой руки левой ладонью и наоборот;

• прокатывание мячика между указательными пальцами левой и правой рук, средними, безымянными и мизинцами.

2. С четырехгранной палочкой, обмотанной проволокой:

• прокатывание палочки от основания ладони к подушечкам пальцев;

• прокатывание палочки по ладоням;

• прокатывание палочки по пальцам;

• прокатывание палочки поочередно между указательными пальцами, средними и т. д.

3. С бусинками, косточками, камешками:

• Прокатывание двух бусинок между ладонями круговыми движениями;

• Прокатывание двух бусинок между ладонью правой и тыльной стороной левой руки и наоборот;

• Прокатывание бусинок в тазике с водой поочередно каждым пальцем одновременно левой и правой рукой;

• Перекладывание бусинок двумя пальцами обеих рук с одного тазика в другой.

Для этого используется разнообразное оборудование:

- для прокатывания: 4-х гранные палочки, пластмассовые, деревянные и рельефные бигуди;

- бигуди с шипами, палочки с разной поверхностью;

- для круговых вращений используем: разное количество бусинок, грецкие орехи, косточки, камушки, т. е. предметы с твердой поверхностью.

Для того чтобы дети различали мышечные ощущения, стала использовать предметы с мягкой поверхностью: ткань, губки, поролоновые и резиновые мячики, ластики.

Ко всем составленным комплексам были подобраны стихотворения. Они способствуют развитию координации и произвольной моторики. Проговаривание стихотворений с действиями дает большой эффект: включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы. Кроме того, с помощью стихотворения вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память, дикция, интонационная выразительность речи.

Ко всем лексическим темам подобраны стихотворения.

Например, тема «Домашние животные» :

БАРАШКИ

(каучуковые мячи)

Захотели утром рано катать мячи по дну вперед - назад

Пободаться два барана. сжать мячи в кулачок

Выставив рога свои, соединить кулачки

Бой затеяли они. покрутить кулачками

Долго так они бодались, разжать кулачки

Друг за друга все цеплялись. зажав мяч между большим и

Но к обеду, вдруг устав, указательным покатать между

Разошлись, рога подняв. пальцами правой затем левой руки.

тема «Осень»

“ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ”

(косточки от сливы можно использовать бобы игра повторяется 2 раза правой, а затем левой рукой)

Раз, два, три, четыре, пять, по дну разбросаны 5 косточек -шагать по ним пальцами

Будем листья собирать. собирать косточки в кучу

Листья берёзы, листья рябины, раскладывать косточки из кучи в

Листья тополя, листья осины, разные стороны - круговыми движениями, Листики дуба мы соберём. для выполнения левой рукой.

Также использую в запоминании буквы - чертим пройденную букву на ладошке проговаривая стих (стихи авторские)

Буква «У»

(косточка, бусинка, палочка, образец буквы если дети затрудняются)

Косточку сейчас возьму

Букву «У» я напишу.

Мы сейчас ребята вспомним,

«У» куда у нас, посмотрит:? - «Влево»!

Длинную палочку - сверху короткую.

«У» получилась у нас отменная.

Звук поется значит, ГЛАСНЫЙ,

Цвет у буквы будет красный!

Буква «М»

(косточка, бусинка, палочка, образец буквы если дети затрудняются)

Бусинка нам помоги

Букву «М» нам напиши.

«М» ребята смотрит -«прямо».

Молодцы! Она упряма.

Палочки и палочка,

Между ними галочка.

Вместе дружно помычим: «М-М-М»

Можно петь? Конечно нет! -

Звук СОГЛАСНЫЙ, синий цвет.

Регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний, способствуют здоровьеформирующим процессам в организме ребенка, так как вода обладает большой теплопроводностью и теплоемкостью. Уже давно доказано: чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем тоньше, дифференцированнее работа мышц кистей рук, тем быстрее и лучше развивается речь и мышление. Вследствие развития мелкой моторики пальцев рук, эффективнее проходит работа по постановке и автоматизации звуков, быстрее развивается речь. При обучении элементам письма дети делают лучше нажим, ведут более уверенные линии, ровнее «держат» строчку, сохраняют наклон, рисуют.

Для проведения занятий с водой требуется: емкости для воды, салфетки, термометр. Система выполнения упражнений в воде подразумевает регулярное их выполнение течение 5 - 10 минут 3 раза в неделю. Желательно в группе, и с подгруппой детей - проводить может, как логопед знакомит с новой темой, так и воспитатель на закрепление пройденного материала.

Проводиться самомассаж от самого простого постепенно усложняя движения и действия с предметами, что помогает образовывать связь между тонкими движениями пальцев рук и речевой зоной.

Массаж в воде с предметами для этого используется разнообразное оборудование:

для прокатывания: массажеры, мячики, колпачки от фломастера, рельефные бигуди, карандаши с разной поверхностью;

для круговых вращений и перекладывания и рисования: бусинки разных размеров и материалов, грецкие орехи, косточки, камушки, мелкие ракушки, овальные пуговицы.

Были подобраны стихотворения к тематическим комплексами и на закрепление пройденной буквы. Что способствует развитию произвольной моторики. Проговаривание стихотворений с действиями дает большой эффект: включаются анализаторы - слуховой, речевой и кинестетический. Кроме того, стихотворения помогает вырабатывать правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память, дикция, интонационная выразительность речи.

Ко всем тематическим комплексам подобраны стихотворения.

Например, тема «Домашние животные» :

БАРАШКИ

(каучуковые мячи)

Захотели утром рано катать мячи по дну вперед - назад

Пободаться два барана. сжать мячи в кулачок

Выставив рога свои, соединить кулачки

Бой затеяли они. покрутить кулачками

Долго так они бодались, разжать кулачки

Друг за друга все цеплялись. зажав мяч между большим и

Но к обеду, вдруг устав, указательным покатать между

Разошлись, рога подняв. пальцами правой затем левой руки.

тема «Осень»

“ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ”

(косточки от сливы можно использовать бобы игра повторяется 2 раза правой, а затем левой рукой)

Раз, два, три, четыре, пять, по дну разбросаны 5 косточек - шагать по ним пальцами

Будем листья собирать. собирать косточки в кучу

Листья берёзы, листья рябины, раскладывать косточки из кучи в

Листья тополя, листья осины, разные стороны - круговыми движениями, Листики дуба мы соберём. для выполнения левой рукой.

Также, использую в запоминании буквы, чертим пройденную букву на ладошке проговаривая стих (стихи авторские)

Буква «У»

(косточка, бусинка, палочка, образец буквы если дети затрудняются)

Косточку сейчас возьму

Букву «У» я напишу.

Мы сейчас ребята вспомним,

«У» куда у нас, посмотрит? - Влево!

Длинную палочку - сверху короткую.

«У» получилась у нас отменная.

Звук поется, значит, ГЛАСНЫЙ,

Цвет у буквы будет красный!

Буква «М»

(косточка, бусинка, палочка, образец буквы если дети затрудняются)

Бусинка нам помоги

Букву «М» нам напиши.

«М» ребята смотрит - «прямо».

Молодцы! Она упряма.

Палочки и палочка,

Между ними галочка.

Вместе дружно помычим: «М-М-М»

Можно петь? Конечно, нет! -

Звук СОГЛАСНЫЙ, синий цвет.

Вода, соль и массаж как лечебные профилактические средства были известны еще в глубокой древности. Их благоприятное воздействие на организм человека (как местное, так и общее) успешно используется в логопедии

В последние годы значительно увеличилось количество детей с речевыми патологиями и возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Существует множество методик и технологий по развитию мелкой моторики у детей и одной из новых не традиционных технологий для логопедии, используемых специалистами на коррекционных занятиях с детьми, является гидрогимнастика. Она оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, на сенсорное восприятие.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Основным критерием инновационной технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения.

На протяжении всей своей жизни человек ежедневно имеет дело с водой. Мы с вами в своей логопедической практике активно применяем как традиционные, так и инновационные технологии. Одна из современных нетрадиционных для логопедии технологий – гидрогимнастика. Лечебно – профилактические свойства воды и массажа были известны с давних времен, и их благоприятное воздействие на организм активно используется в современной логопедии. Микроволны от воздействия на воду усиливают давление на организм человека. Кожа рук с обширной сосудистой системой и огромным количеством рецепторов передает раздражения в кору головного мозга. Помимо раздражения кожных рецепторов, вода оказывает механическое давление на мышцы, в результате чего они расслабляются, и снимается патологическое напряжение.

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Одним из факторов развития речи ребенка является уровень развития мелкой моторики, в частности тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук. Вследствие развития мелкой моторики пальцев рук, эффективнее проходит работа по постановке и автоматизации звуков, быстрее развивается речь. При обучении элементам письма дети делают лучше нажим, ведут более уверенные линии, ровнее соблюдают строчку, сохраняют наклон, рисуют.

Гидрогимнастика - нетрадиционная логопедическая технология для организации пальчиковой гимнастики, прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов. Гидрогимнастика проводится с целью развития, воображения, зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, точности, плавности движений, развития тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук, речи дошкольника, а также способствует подготовке руки к письму.

Для детей это очень увлекательно и познавательно. Помимо того, что происходит знакомство со свойствами воды, воспитанники систематизируют, обогащают свои знания, проявляют познавательный интерес и желание активно действовать с природными объектами.

При введении гидрогимнастики в логопедическую работу необходимо учитывать элементарные гигиенические правила и правила безопасной работы с водой. Для проведения занятий с водой требуется специальное оборудование: ёмкости для воды, салфетки, термометр. Система выполнения упражнений в воде подразумевает регулярное их выполнение течение 5 - 10 минут 3 раза в неделю. На начальном этапе детям предлагается выполнить гидросамомассаж кистей и пальцев рук, представляющий собой самомассаж тыльной стороны рук, самомассаж ладоней и пальцев рук. Физическое воздействие главным образом осуществляется посредством поглаживания, растирания, разминания и поколачивания. На следующем этапе дошкольники действуют в воде с различными предметами, что помогает образовывать связь между тонкими движениями пальцев рук и речевой зоной. Данная деятельность дает представление о различных мышечных ощущениях. Используя поролоновые губки и эспандер, дети приобретают мышечные представления о напряжении и расслаблении; камушки и пробки передают представления о тяжести и легкости; завязывание веревочек и шнурков устанавливают такие мышечные ощущения как сила и слабость. Использование бусин, камешек - марблс, каучукового мяча, рельефных бигуди, карандашей, воздушных шариков, наполненных различными крупами, и других предметов, задача которых заключается в прокатывании, перекладывании, круговых вращениях и рисовании под водой, способствует повышению работоспособности кистей и пальцев рук. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, подбираются игровые упражнения и игры.

Так же можно предложить детям упражнения в запоминании букв, вырисовывая их на ладошке или, закрыв глаза, на ощупь узнавать пластмассовые буквы. Развивая навык звуко – буквенного анализа, детям будет интересен такой прием, как достать со дна емкости игрушку, название которой начинается на заданный звук. Автоматизацию ранее поставленного звука можно сопровождать загибанием в воде пальцев на ведущей руке, на другой руке, а затем на обеих руках одновременно. Осуществляется подбор стихотворения к тематическим комплексам и на закрепление пройденной буквы. Проговаривание стихотворений с действиями дает большой эффект: включаются анализаторы - слуховой, речевой и кинестетический. Кроме того, стихотворения помогает вырабатывать правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память, дикция, интонационная выразительность речи. Используя камешки, мячики и другие предметы можно закреплять счет и цветовое восприятие.

Регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний, так как вода обладает большой теплопроводностью и теплоемкостью. Уже давно доказано: чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем тоньше, дифференцированнее работа мышц кистей рук, тем быстрее и лучше развивается речь и мышление, тем эффективнее работа по развитию всех компонентов речи.

Использование гидрогимнастики в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда.

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

В. А. Сухомлинский

В последние годы значительно увеличилось количество детей с речевыми патологиями и возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.

Мелкая моторика имеет очень важную особенность – она напрямую связана с восприятием ребенка, вниманием, памятью, зрением и нервной системой. Этому есть объяснение: в головном мозге моторный и речевой центры расположены близко друг к другу. Если стимулировать моторные навыки пальцев рук, начнет активизироваться речевой центр.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь.

Существует множество методик и технологий по развитию мелкой моторики у детей и одной из новых не традиционных технологий для логопедии, используемых специалистами на коррекционных занятиях с детьми, является гидрогимнастика. Она оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, на сенсорное восприятие. Что же это такое.

Гидрогимнастика - это прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов

Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

Основная цель гидрогимнастики – улучшение координации и мелкой моторики, переключение внимания, что воздействует на умственное развитие ребенка и улучшает речь.

Задачи:

- развитие координации движений;

- развитие умения следить за действиями взрослого и воспроизводить их;

- совершенствование мелкой моторики;

- формирование способности соотносить слово с действием;

- развитие внимания и памяти (непроизвольно);

- обучение снятия напряжения в кисти и пальцах рук;

- развитие связной речи ребенка;

- развитие познавательной функции речи, расширение пассивного словаря, уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь, развитие эмоционального и делового общения.

Воздействие на воду образует микроволны, которые усиливают давление на организм человека. Вода и массаж как лечебные профилактические средства были известны еще в глубокой древности. Кожа рук, с ее обширной сосудистой системой и огромным количеством рецепторов, является механическим передатчиком раздражения в кору головного мозга. Помимо раздражения кожных рецепторов, вода оказывает механическое давление на мышцы, в результате чего они расслабляются и снимается патологическое напряжение.

Доказано: чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем тоньше, дифференцирование работа мышц кистей рук, тем быстрее и лучше развивается речь и мышление, эффективнее проходит работа по постановке и автоматизации звуков. При обучении элементам письма дети делают лучше нажим, ведут более уверенные линии, ровнее «держат» строчку, сохраняют наклон, рисуют.

Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Комплексы упражнений гидрогимнастики проводятся с речевым сопровождением. Проговаривание слоговых дорожек, чистоговорок, стихотворений с действиями дает большой эффект: включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы.

Представляю примерные игровые упражнения для детей :

***

Мячик сильно посжимаю

И ладошку поменяю.

(Сжимать мячик правой рукой в воде, затем левой).

***

Я по дну круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу;

Вправо-влево — как хочу.

(Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед).

***

Сверху левой, снизу правой

Я его катаю — браво.

(Левой ладошкой катать мяч по правой ладони).

Поверну, а ты проверь — Сверху правая теперь!

(Правой ладошкой катать мяч по левой ладони).

***

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

(Катать мячик и выполнять движения в соответствии со стихотворением).

С помощью чистоговорок, стихотворений у ребенка вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память, дикция, интонационная выразительность речи. Гидрогимнастика используется и в запоминании букв.

Для проведения занятий с водой нам потребуется: емкость для воды, салфетки, термометр, различные предметы.

Вода должна быть 37- 37,5 градусов с понижением её до 34 градусов, постепенно снижаем до комнатной температуры. Время занятий, начиная от 5-7 минут, постепенно доводят до 20 минут.

Массаж в воде с предметами: с каучуковым мячиком, с четырехгранной палочкой, обмотанной проволокой, с бусинками, косточками, камешками, шариками су-джок.

Массаж заключается в прокатывание предметов между ладонями рук, между пальцами рук, прокатывание предметов по тыльной стороне правой руки левой ладонью и наоборот.

Перекладывание предметов двумя пальцами обеих рук с одной емкости в другую.

Для того чтобы дети лучше различали мышечные ощущения, можно использовать предметы с мягкой поверхностью: ткань, губки, поролоновые и резиновые мячики, ластики.

Гидромассаж кистей и пальцев рук включает в себя самомассаж тыльной стороны рук, ладоней, пальцев рук.

Дети любят играть с водой. Во время гидрогимнастики ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляется физически и психически. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного развития.

Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять интерес к играм и занятиям.

Публикации по теме:

Использование соли для развития мелкой моторики у детейИспользование соли для развития мелкой моторики у детей В работе с детьми мы находим новые элементы технологий развивающего характера. В данном случае использование соли для развития мелкой моторики.

Книга для развития мелкой моторики пальцев рук для детей с ОВЗКнига для развития мелкой моторики пальцев рук для детей с ОВЗ Учёными доказано, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная.

Пособия для развития мелкой моторики рук детейПособия для развития мелкой моторики рук детей Пособия для развития мелкой моторики рук детей[/b] Существует множество игр и упражнений для развития мелкой моторики у детей. Их можно.

Проект «Умные пальчики» для развития мелкой моторики у детей 3–5 летПроект «Умные пальчики» для развития мелкой моторики у детей 3–5 лет Название проекта: «Умные пальчики». Автор: воспитатель МБДОУ№25 «Русалочка» Ким Сун Бок Участники проекта: дети 3-5 лет, воспитатель, родители,.

Способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаСпособы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Поэтому, начиная с самого раннего возраста,.

Способы развития мелкой моторики у детей 2–3 лет Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет. Развитие мелкой моторики у детей возрастом 2-3 лет – задача трудная и продолжительная. Для малышей.

Сенсорные дорожки для развития мелкой моторики детейСенсорные дорожки для развития мелкой моторики детей Сенсорные дорожки для развития мелкой моторики детей Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если.

Средства развития мелкой моторики рук у детей 2–3 летСредства развития мелкой моторики рук у детей 2–3 лет Своевременное и всестороннее развитие мелкой моторики детских рук - чрезвычайно важный аспект работы с детьми дома и в ДОУ. Каждый родитель.

Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 летТестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 лет Лепка – один из видов продуктивной деятельности, значение которой очень высоко, так как она влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гидрогимнастика для развития мелкой моторики детей с ОВЗ
Опубликовано: 31 августа 2022 в 19:28
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Гидрогимнастика для развития мелкой моторики детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Каргина (УИ 158754) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД