Наталья Попова
Семинар-практикум для родителей «Поговори со мною, мама»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум «Поговори со мною мама»
Цель: Ознакомление родителей с ролью семьи в вопросах развития речи детей дошкольного возраста.
Ход мероприятия:
Добрый вечер, уважаемая аудитория.
Я хочу поговорить с вами о существенной составляющей для успешного развития ребенка дошкольника, а затем и школьника – это речь.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Поговори со мною, мама“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Речь – одна из важных линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, сформировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живём.
Несформированность речи, что часто наблюдается в наше время, отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает коммуникативные потребности, препятствует овладению знаниями.
Сегодня, я хочу донести до вас, что не надо покупать специальных пособий и методик по развитию речи, для этого достаточно традиционных форм общения, - разговор, рассказ, игра, чтение книг, обсуждение.
Сейчас мы с вами попробуем посмотреть вокруг себя и увидеть неисчерпаемый материал для развития речи наших детей.
На чем сидите?
За чем сидите?
Как назвать одним словом (Словарный запас)
Что еще относится к мебели?
Что здесь лишнее (Стол, стул, тарелка, шкаф) И почему?
Кто изготавливает мебель? (столяр) (Профессии) Какие ты еще знаешь профессии?
Что можно делать за столом?
Как правильно сидеть (Осанка)
Из чего сделан стол? (из дерева) Значит он какой? (деревянный) (Словообразование)
Назови ласково? (столик) А если стол огромный? (столище)
Считай и называй (Один стол, два стола, 3-, 4, 5-столов,)
Изучение цветов, Формы, размеров, сравнение
Счет, если стол не один, порядковый счет, каким по счету стоит большой стол?
(Развитие связной речи) Что могло произойти за столом?
Это на примере одного предмета, а нас окружает множество, и тем для разговоров может быть великое множество, только надо помнить лишь одно - не отмахиваться от своего малыша, а сделать шаг навстречу, и помочь ему разобраться в этом огромном многообразном мире.
А теперь, представьте, что вы на кухне на какие темы можно беседовать с ребенком?
Посуда, продукты питания, бытовая техника, фрукты. Овощи, что готовить и из чего, какие действия выполняют при готовке (нарезаю, помешиваю, перемешиваю, солю, обжариваю)
Не ограничивайтесь примитивным словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он повторял их за вами и запоминал.
Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый и т. д.). Задавайте ребенку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы еще забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.).
На прогулке. Вы можете прививать знания и закреплять у него речевые навыки по темам: «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Город», «Транспорт», «Птицы» и др.
На даче. Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.
Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь ребенок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других.
Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребенка, все равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас.
Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т. д.
При современном ритме жизни все труднее становится найти время для занятий со своими детьми… Но, например, простое чтение перед сном не только положительно повлияет на развитие речи и кругозора ребенка, но и скажется на школьных отметках по чтению и литературе! Создайте новую семейную традицию взамен просмотра телевизора. Ведь когда мы смотрим телевизор – ребенок молчит, я уж не говорю о содержательной части телепередач. А когда читается книга, то невольно возникают вопросы, на которые нужно ответить, что-то обсудить, таким образом, получается беседа, ситуация общения. Семейное чтение «на ночь» применимо не только к дошкольникам, но и к школьникам. Такая семейная традиция отразится не только не речи, но и на ваших отношениях с ребенком.
Уважаемые родители, подводя итог, хочется еще раз попросить вас, не отмахивайтесь от своего малыша, сделайте шаг навстречу друг другу, и помогите ребенку разобраться в этом огромном многообразном мире.
Просто надо помнить, что для ребенка самый мощный источник знаний, это его родители!