Галина Касимовна Утемишева
Годовой отчёт о коррекционной работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
В период с 02.09. по 13.09.21 г педагогами и специалистами ДОУ с согласия родителей наших воспитанников было проведено комплексное обследование детей 5-6 лет, нуждающихся в коррекции речевого развития. Это дети группы «Подсолнышки» и «Роднички»
Публикация «Годовой отчёт о коррекционной работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Отчет учителя-логопеда
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2022
Выявление уровня актуального речевого развития детей, зачисленных на логопедические занятия и обработка данных обследования для объективного логопедического заключения позволяют обобщить следующие данные о дефектах речи детей:
1. Фонетический дефект – 0 (из всего состава зачисленных);
2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – 5 детей;
3. Общее недоразвитие речи – 22 ребёнка.
По результатам логопедического обследования были сформированы 3 подгруппы от 4 до 6 человек в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с психолого-педагогических особенностей детей. Занятия проводились 2-3 раза учетом в неделю с каждой подгруппой. Индивидуальная работа проводилась ежедневно с каждым ребёнком, в зависимости от поставленного диагноза. Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т. д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2021 - 2022уч. год.
по запросу родителей и результата динамического наблюдения для включения этих воспитанников в состав коррекционной группы ППк ДОУ. Состояние звукопроизношения у детей значительно улучшено. Детям была оказана комплексная помощь специалистов ДОУ: разработаны маршруты индивидуального сопровождения, даны рекомендации воспитателям о методах и приёмах работы. По результатам набора ПМПК-2 г Ростова – на – Дону от 26.04. 20г в ДОУ были сформированы 2 логопедические группы:
Подготовительная группа «Подсолнышки» :
1. В Милана
2. Г Кирилл
3. Г Ника
4. Д Елизавета
5. Е Тимофей
6. К Руслан
7. П Дмитрий
8. Р София
9. С Никита
10. У Руслан
11. Ч Роман
12. Ч Руслан
13. Ш Эвелина
14. Щ Михаил
Старшая группа «Почемучки» :
1. Б Максим
2. Г Тимофей
3. Ж Валерия
4. З Алина
5. К Злата
6. Л Дарья
7. М Валерия
8. М Альберт
9. Р Елизавета
10. С Андрей
11. С Александр
12. У Тимофей
13. Х Мирон
В запланированные сроки (декабрь-февраль) был проведён логопедический мониторинг с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого из ребёнка, занимающихся в группе. Все дети оставлены для продолжения коррекционной работы.
Итоговая диагностика в конце учебного года (май) для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей:
Количество детей, зачисленных в логогруппу в 2020 -2021 уч. году 28
Количество детей, выпущенных с чистой речью для продолжения школьного обучения 17
Количество детей со значительным улучшением речи 17
Количество детей без улучшения речи 0
Количество детей, оставленных для продолжения коррекционной работы 19 (5 детей подг. гр и 14 детей старшей гр)
Количество выбывших детей в 2020-2021уч году 2
С целью выявления детей с речевой патологией на протяжении всего учебного года проводилось логопедическое обследование детей 4 – 7 лет ДОУ. Все дети, нуждающиеся в логопедической помощи взяты на учёт. Каждому воспитаннику был определён индивидуальный образовательный маршрут. Родители в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой в стране, приглашены на консультации к учителю-логопеду в установленное время по графику работы логопеда (работа проводилась дистанционно)
II. Консультативное направление.
Консультативная деятельность была направлена на решение поставленной цели коррекционной работы.
В соответствии с годовым планом работы, с педагогами детского сада проводились консультации на темы «Развивающие зоны групп», «Структура коррекционного занятия с детьми – дизартриками», «Игровые приемы, используемые при формировании лексико-грамматического строя речи» и др. ; оказывалась систематическая помощь воспитателям логопедической группы в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи.
В соответствии с годовым планом работы, с педагогами детского сада проводились консультации на темы: «Причины и виды отклонений речевого развития детей»,«Работа с родителями», «Требования к устной речи поступающих в 1 класс». Были проведены консультативные разборы детей со сложной речевой патологией, консультации по текущим вопросам. В каждой группе ДОУ оформлены тематические логопедические уголки для систематической пропаганды логопедических знаний, приобщения родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребёнка. На каждый запрос родителей (зачисление на логопедическую группу, состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях, выполнение домашнего задания логопеда и т. д.) даны рекомендации и советы по всем вопросам.
III. Методическая работа.
1. В соответствии с годовым планом работы, с педагогами детского сада проводились консультации на темы: «Причины и виды отклонений речевого развития детей»; «Работа с родителями»; «Требования к устной речи поступающих в 1 класс». Были проведены консультативные разборы детей со сложной речевой патологией, консультации по текущим вопросам. По запросу мамы Лапиной Д активно ведётся индивидуальная работа (ребёнок имел задержку речевого развития). Речь девочки значительно улучшена.
2. В течение всего учебного года проводилась работа по повышению квалификации: изучались новинки методической литературы, принимала участие в педагогических форумах, знакомилась с инновационными технологиями, работа по самообразованию на тему «Использование информационно – коммуникативных технологий в логопедической работе учителя - логопеда», создавалась предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете. Систематически пополнялся демостенд в каждой группе материалом «Советы логопеда» (на демостендах в раздевалке групп). 3. Систематическое улучшение оснащённости логопедического кабинета дидактическими средствами по всем разделам коррекционного плана (лэпбук «Урожай на окне»)
4. Подбор методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр в помощь воспитателям и родителям.
IV. Документация.
В интересах организации планомерной и целенаправленной логопедической деятельности в начале учебного года была оформлена следующая документация:
1. График работы и циклограмма рабочей недели;
2. Список детей, имеющих нарушения в развитии устной речи и зачисленных на логопедические занятия в 2021 - 2022 уч. году.
3. Расписание подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми;
4. Речевые карты и индивидуальные маршруты коррекции нарушений звукопроизношения на каждого ребёнка.
5. Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы на 2021-2022 уч. год.
6. Календарно-тематическое планирование коррекционной работы.
7. Журнал регистрации детей, нуждающихся в логопедической помощи;
8. Журнал обследования речи детей 3-7 лет, посещающих ДОУ.
9. Журналы консультаций с родителями и воспитателями.
10. Создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и самомассаж, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения);развитие речеслухового внимания;
развитие фонематического слуха;
подготовка к анализу и анализ звукового состава слова и развитие слоговой структуры слова; расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой; развитие грамматического строя речи; развитие фразовой и связной речи; развитие коммуникативных умений и навыков; развитие общей и мелкой моторики; развитие психических функций.
Коррекционно-развивающая деятельность.
Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и связной речи) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2020-2021 учебный год.
В запланированные сроки был проведён логопедический мониторинг с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого из ребёнка, занимающегося в логопедической группе. Разработан и систематизирован план по проектной деятельности по разделу: «Ужасно интересно всё то, что неизвестно» Подготовлена документация к проекту:
1. Удивительный животный мир
2. 9 мая…мы помним, мы гордимся.
В связи с особой ситуацией в стране, основываясь диагностическими данными речевого развития на май 2022г, определены 3 уровня развития речи
Анализируя данные речевого развития детей, в начале года было выявлено 4 детей со 2 уровнем развития речи – Басов М, Курочкина З, Рабичева Л, Ходор М. Этим детям, по рекомендациям ПМПК -2 был составлен индивидуальный маршрут обучения.
Ходор М и Басов М были включены в состав группы полидисциплинарого воздействия. Во время учебного года эти дети часто болели, пропускали занятия логопеда и педагога – психолога. Дети, имеющие заключение ПМПК-2 ОНР 3 ур, набора 2021-2022 г - их в старшей подгруппе 4 детей, слабо проявляли речевую активность, слоговая структура имела грубые нарушения. Пассивный словарь этих детей был недостаточный, а активный требовал активизации. Большую роль оказывает адаптация детей в группе сверстников. Во время проведения логопедических занятий легче стал входить в контакт со сверстниками и взрослыми Мирон Х, Максим Б.
В течение учебного года со всеми детьми проводилась регулярная логопедическая работа. Подбор материала осуществлялся с учётом индивидуальных речевых нарушений и особенностей ребёнка. Работа над общей и мелкой моторикой проводилась в тесном сотрудничестве с воспитателями и родителями (игры с бусами, мозаика, обводки по контуру и шаблону, печатание в тетрадях, штриховки);
- использовала в индивидуальной работе тетради на графику, способствующие развитию у детей умения пользоваться шаблоном, качественному навыку удерживать правильно карандаш и графически правильно выполнять задания;
- продолжала освоение детьми различных способов словообразования и словоизменения.
- дети стали понимать изменение значения слов, улучшилась слоговая структура;
- во время диалога или беседы дети стали правильно отвечать на вопросы, изменять силу голоса, выбирать правильный темп речи.
Дети подготовительной группы стали отчётливее произносить нарушенные звуки, могут составлять различные типы предложений, активно общаются со сверстниками. Затруднения уже не вызывают слова сложного состава. Правильно используются предлоги. Родители этих детей регулярно посещали консультации логопеда и психолога ДОУ, что регистрировалось в журнале консультаций специалистов. На основании скрининговой диагностики дети старшей (по возрасту) и подготовительной группы выпускаются в массовые школы района.
Дети старшей группы переводятся в подготовительную группу со значительным улучшением речи. Коррекционная работа со всеми детьми будет продолжена. Это автоматизация и дифференциация звуков, слогов, обучение грамоте, словообразование, чтению и письму, развитие мелкой моторики рук.
В своей работе я используя упражнения общей артикуляционной гимнастики, продолжала работу по активизации артикуляционного аппарата детей и формирование правильного произношения нарушенных звуков.
В игровой форме проводилось формирование правильного физиологического и речевого дыхания. Дети научились употреблять в речи глаголы в разных временных формах.
Использование на занятиях потешек, стихотворений способствовало развитию реакции детей на интонацию и мимику, развивалась память, мышление и внимание.
Взаимодействуя с музыкальным руководителем, продолжала привлекать детей к активному участию в драматизации сказок, игровых сюжетах, чтении стихотворений на утренниках.
Развитию фонематического слуха способствовали упражнения на различение неречевых звуков (использовались дид. игры, прослушивались диски с аудиозаписями, а также участие детей в музыкальных сценках.
Продолжаю у детей отрабатывать правильную артикуляцию звуков, чёткое произнесение текста во время проведения пальчиковых игр, ритмичное выполнение движений «ладонь-кулак-ребро»
Совместно с воспитателями, во время проведения пальчиковых игр, закрепили умение соединять поочерёдно пальцы на руках, дети умеют проводить самомассаж пальцев рук.
К середине года фразовая речь детей старшей подгруппы стала более развёрнутой, и дети свободно общаются с окружающими. Изолированные звуки в самостоятельной речи стали произноситься более чётко. Произношение звуков улучшено. Словарь детей заметно пополнился обобщающими понятиями, но не все дети понимают значения сложных слов. Использование игровых моментов, разнообразных упражнений на развитие памяти, мышления, внимания способствовало развитию познавательной деятельности. У детей выработалось умение сравнивать, обобщать. Лучше стали они ориентироваться на листе бумаги, активизировалась мелкая моторика рук. Все они умеют читать по слогам, выучили алфавит.
В своей работе я стала использовать тестопластику, рисование на песке, логоритмические упражнения. Заметно улучшилась подвижность артикуляционного аппарата. Не у всех детей исправлены недостатки в произношении звуков и грубые нарушения в слоговой структуре речи.
В середине года эти дети показали средний уровень развития речи. Ребята стали чаще правильно использовать предлоги. Им стало легче составлять различные типы предложений и определять количество слов в предложении.
Ещё возникают трудности у детей при образовании относительных прилагательных с различными значениями. Нормализация речи в сочетании с активизацией познавательной деятельности, мышления, памяти способствует обеспечению полноценной готовности детей к обучению в школе.
Активное участие детей в реализации моих проектов «Ростов-малая родина», «Удивительный животный мир» помогло детям раскрепоститься, стать более общительными. Вместе с детьми старшей и подготовительной групп в рамках социального партнёрства, мы проводили экскурсии и Zoom конференции с сотрудниками районной библиотеки № 8 им. Зои Космодемьянской. Воспитанники принимали активное участие в викторинах на интернет портале «Мерсибо», «Арт-талант» Участвовала в организации конкурсов детских рисунков и поделок на темы: «Ростов – малая родина», «Моя семья», «Книга своими руками» Принимала участие в организации детских конкурсов стихотворений к праздникам.
Активно участвую в международных конкурсах и вебинарах на интернет порталах- Мерсибо, Воспитатели России, Сайт работников образования, МААМ, Доутесса, Атр-талант. Регулярное участие в вебинарах на интернет-порталах отмечено дипломами организаторов.
Надеюсь, что совместная работа родителей и моих воспитанников принесёт хорошие результаты к концу учебного года.
Осуществлялась тесная взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями, специалистами ДОУ) В настоящее время в режиме онлайн на сайте ДОУ, в Телеграмм, в Контакте и ютуб канале размещаю материалы для родителей и наших воспитанников – открытые занятия, консультации, видеопрезентации, печатные материалы для закрепления лексических тем.
Профилактическая работа
Повышение профессиональной квалификации осуществлялось через:
-участие в работе педагогического совета ДОУ;
-участие в работе ПМПК ДОУ Железнодорожного района;
-участие в работе творческой группы ДОУ по созданию вариативной части программы, документации ППк ДОУ;
- участие в работе методобъединения логопедов Железнодорожного р-на;
-распространение педагогического опыта через работу сайта ДОУ и личного сайта (https://nsportal.ru/guzyal-kasimovna-utemisheva,http/www.maam.ru/users/guzelina52 : опубликован цикл статей на тему: «Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу»);
-изучение новинок методической литературы, знакомство с инновационными технологиями;
работу по самообразованию на тему «Развитие контекстной формы речи детей с моторной алалией»,
-создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете. Приобретена интерактивная развивающая панель.
-систематизирован и пополнен иллюстративный и раздаточный материал для детей с ОНР: для фронтальных занятий, для индивидуальных занятий по работе над слоговой структурой слова, по развитию фразовой речи, пополнена картотека методических рекомендаций для родителей;
-подбор методической литературы для организации коррекционно-обучающего процесса.
- участие в педагогических форумах «Педагоги России»