Павлова Татьяна Николаевна
Годовой план психологического сопровождения образовательного процесса на 2017–2018 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях ДОУ.
Задачи:
1. Укрепление психологического здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка и создавая оптимальные условия для развития личности дошкольника в детском саду.
2. Создание условий для успешной социальной адаптации детей.
3. Повышение психологической культуры педагогов и родителей.
Публикация «Годовой план психологического сопровождения образовательного процесса на 2017–2018 учебный год» размещена в разделах
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Планы
- Темочки
4. Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ДОУ.
1 блок. РАБОТА С ДЕТЬМИ
Направление психологической деятельности:1. Психопрофилактика.
1.1. Психодиагностическое обследование детей старшей группы.
Цели и задачи:анализ результатов коррекционной работы, развивающей, обучающей и воспитательной деятельности педагогического состава в свете психологического развития детей подготовительных групп.
Оценка уровня психологической готовности детей старшей групп к обучению в школе.
Формы и методы работы:
1. Психодиагностическое обследование с использованием тестовых методик.
2. Консультативная работа с педагогами и родителями, выступление на родительских собраниях.
Срок исполнения: январь
Ожидаемый результат: профилактика школьной дезадаптации. Улучшение показателей развития детей старшей группы. Ожидается, что дети старшей группы в целом к обучению в школе будут подготовлены.
1.2. Работа по адаптации детей, поступивших в ДОУ в новом учебном году.
Цели и задачи:наблюдение за детьми в период адаптации к детскому саду. Выявление детей с признаками дезадаптации для дальнейшего психологического сопровождения.
Формы и методы работы:
1. Игры, направленные на оптимизацию процесса адаптации в младших группах.
2. Наблюдение за адаптацией детей.
3. Оформление адаптационных листов на каждого вновь прибывшего ребёнка.
Срок исполнения: август-сентябрь, в течение года.
Ожидаемый результат: ускорение процесса адаптации детей к пребыванию в ДОУ, сохранение психологического здоровья вновь прибывших детей.
Полная адаптация к новым социальным условиям.
1.3. Профилактика эмоционального напряжения у дошкольников.
Цели и задачи: Снятие эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста
Формы и методы работы:
Психогимнастика с элементами музыкотерапии, пальчиковая гимнастика в младшей группе.
Психогимнастика в младшей и средних группах (Е. А. Алябьева).
Направление психологической деятельности:2. Психологическая диагностика.
2.1. Индивидуальное обследование детей.
Цели и задачи: психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия возрастным нормам, создание программ индивидуальной коррекционной работы.
Формы и методы работы:Методика «Два дома»
Оценка межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
Сроки: начало учебного года
Ожидаемый результат:Подбор коррекционно-развивающей программы для индивидуального и группового сопровождения детей.
2.2. Диагностическое обследование познавательной сферы детей.
Цели и задачи: диагностика познавательной сферы. Изучение уровня интеллектуального развития. Выработка психолого-педагогических рекомендаций по развитию данных процессов.
Формы и методы работы: Методики для каждой возрастной группы
Срок исполнения: Апрель, Май
Ожидаемый результат: Выявление уровня развития психического развития детей для организации педагогом развивающей помощи детям.
2.3. Диагностическое обследование эмоциональной сферы детей.
Цели и задачи:Диагностическое обследование эмоциональной сферы детей. Выявление признаков: тревожности, гиперактивности, агрессивности. (изучение детской тревожности в средней и старших группах).
Оценка состояния здоровья и эмоционального благополучия детей.
Психологическое обследование детей.
Формы и методы работы:Наблюдение, беседы
Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
Методика исследования эмоционального состояния
Рисуночные тесты «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Моё настроение»
Срок исполнения: Сентябрь, Апрель
Ожидаемый результат:Формирование коррекционных групп. Подбор коррекционно-развивающих программ.
Разработка программы сопровождения, направленная на коррекцию проявления эмоциональных трудностей – тревожности и страха у дошкольников.
2.4. Диагностика готовности детей к школьному обучению
Цели и задачи:Изучение мотивационной готовности к школьному обучению. Определение степени «школьной зрелости», выявление уровня психологического развития ребенка, необходимого для начала обучения. Выявление детей группы «риска», с целью коррекции их развития.
Формы и методы работы: пакет методик для определения школьной зрелости.
Анкетирование родителей
Срок исполнения: Октябрь, Январь
Ожидаемый результат: профилактика школьной дезадаптации.
2.5. Диагностика детско-родительских отношений
Цели и задачи: выявление эмоционального благополучия дошкольника и благополучие в семье.
Формы и методы работы: Тест: «Рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Кауфман).
Срок исполнения: в течение года
Ожидаемый результат: Содействие повышению психологической компетентности педагогов.
2.6. Диагностика прохождения периода адаптации к детскому саду вновь поступивших детей
Цели и задачи: Изучение особенностей протекания адаптационного периода, заполнение карт адаптации.
Помощь родителям в создании благоприятных условий протекания адаптации ребенка.
Анализ адаптационного периода.
Формы и методы работы:Листы адаптации. Анкеты для родителей
Срок исполнения:август, сентябрь.
Ожидаемый результат: быстрое и безболезненное протекание адаптационного периода.
Направление психологической деятельности:3. Развивающая и коррекционная работа
3.1. Формирование групп для общеразвивающей работы по развитию личностной и эмоционально-волевой сфер.
Цели и задачи:содействовать устранению и ослаблению недостатков в эмоционально-личностной и поведенческой сфере проблемных категорий дошкольников коррекционными средствами воздействия.
Формы и методы работы:проведение групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми группы риска (коррекция эмоциональной, личностной и познавательной сферы)
Психогимнастика для детей, имеющих трудности в поведении. Е. А. Алябьева.
Срок исполнения: октябрь-март
Ожидаемый результат:содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития.
3.2. Формирование групп для общеразвивающей работы по подготовке детей к школе.
Цели и задачи: формировать у дошкольников умения и навыки, развивать умственные способности (логическое мышление, познавательные интересы).
Развитие познавательной активности, учебной мотивации, развитие психофизиологических процессов, навыков общения и речи.
Формы и методы работы:общеразвивающая НОД, направленная на развитие познавательных процессов, подготовку детей к школе, по программе игровой психокоррекции трудностей общений у детей старшего дошкольного возраста.
Срок исполнения: январь-март
Ожидаемый результат:Оказание психологической поддержки детям, предупреждение дисгармоничного развития их эмоциональной сферы. Развитие у детей всех психических функций, которые создают основу для успешного обучения в школе.
3.3. Индивидуальное психологическое сопровождение ребёнка по запросам родителей, педагогов.
Цели и задачи: устранение психологических проблем у детей, нормализация детско-родительских отношений.
Формы и методы работы: 1. Разработка индивидуальных программ общеразвивающей работы.
2. Проведение занятий и тренингов.
3. Беседы с родителями.
Срок исполнения: по мере поступления запросов
Ожидаемый результат: устранение психологических проблем у детей, нормализация детско-родительских отношений
3.4. Общеразвивающая работа с гиперактивными, тревожными детьми.
Цели и задачи: Индивидуальная работа с детьми, имеющими поведенческие нарушения (агрессия, замкнутость, тревожность, страхи, гиперактивность) по запросу родителей и педагогов.
Формы и методы работы: тренинговые упражнения с детьми старшего дошкольного возраста.
Срок исполнения: октябрь-декабрь
Ожидаемый результат: Снижение уровня тревожности, гиперактивности, агрессивности у дошкольников
2 блок. РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
Направление психологической деятельности:1. Психопрофилактика
1.1. Выявление психологических проблем педагогического коллектива
Цели и задачи:снятие психоэмоционального напряжения у педагогических работников детского сада.
Овладение педагогами элементами педагогической коммуникации.
Формы и методы работы:Тренинговые занятия.
Выступление на педагогических советах
Анкетирование «Оценка социально-психологического климата коллектива»
Практический семинар «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьёй»
Срок исполнения:В течение года
Ожидаемый результат: Создание психологически благоприятного климата в ДОУ
1.2. Профилактика профессионального выгорания педагогов.
Цели и задачи: профилактика профессионального выгорания педагогов. Выявление причин, вызывающих профессиональное выгорание.
Формы и методы работы: Круглый стол «Условия эмоционального благополучия детей в группе детского сада»
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Доверие»
Срок исполнения: апрель
Ожидаемый результат: Овладение воспитателями знаниями о профессиональном выгорании, симптомах и факторах, способствующих его проявлению.
1.3. Работа по адаптации детей, поступивших в ДОУ в новом учебном году.
Цели и задачи: ускорение процесса адаптации детей к пребыванию в ДОУ, сохранение психологического здоровья вновь прибывших детей.
Формы и методы работы: Беседы
Консультации
Круглый стол по теме: «Психологическое здоровье ребенка в ДОУ».
Срок исполнения: август-сентябрь
Ожидаемый результат: Завершение в целом адаптационного периода в октябре для групп, сформированных к началу учебного года
Направление психологической деятельности: 2. Психопросвещение
2.1. Информационно-просветительская работа с педагогами.
Цели и задачи:Формирование у педагогов потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах ребёнка и собственного развития.
Освещение актуальных вопросов детской психологии.
Направить работу педагогического коллектива на использование здоровьесберегающих технологий в укреплении здоровья детей.
Формы и методы работы: адаптация в детском саду. Её трудности, которые можно избежать.
Выступление на пед. совете с докладом «Психолого-педагогический анализ проблемы познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста».
Выступление на педсовете тема доклада «Этапы психолого-педагогического сопровождения развития одарённого ребёнка»
Срок исполнения: в течение года
Ожидаемый результат: Повышение уровня профессиональных навыков педагогов в работе с детьми.
Направление психологической деятельности:3. Психологическая диагностика
Цели и задачи:Изучение психологического климата в педагогическом коллективе
Формы и методы работы: Анкета «Пожелания на год».
"Экспресс-методика" по изучению социально-психологического климата в коллективе.
Изучение психологического микроклимата в ДОУ (методика Ф. Фидлера)
Срок исполнения: сентябрь, ноябрь.
Ожидаемый результат:Профилактика неблагоприятной психологической атмосферы в коллективе.
Направление психологической деятельности: 4. Консультирование
Цели и задачи: 1. Консультация воспитателей по результатам экспресс-диагностики инттеллектуального развития.
2. Консультирование педагогов по ходу и результатам коррекционного процесса
3. Консультирование педагогов по результатам диагностики.
Формы и методы работы:Семинар-практикум "Психолого-педагогическая культура – основной фактор профессионального мастерства педагогов".
Консультация по вопросам готовности к обучению в школе. (подготовит. гр)
Консультация «Условия успешной адаптации» (2 мл. гр, ср. гр)
Консультация для воспитателей
«Упражнения и игры, направленные на снижение агрессивности у дошкольников»
Консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком.
Индивидуальная консультация по запросам педагогов.
Консультации для педагогов "Конфликты воспитатель-родитель. Причины возникновения и пути решения".
Срок исполнения: в течение года
Ожидаемый результат: Повышение компетентности педагогов.
Направление психологической деятельности: 5. Работа по индивидуальному и групповому психологическому сопровождению
Цели и задачи:Коррекция межличностных отношений в коллективе, сплочение педагогов.
Снятие эмоционального напряжения педагогов.
Формы и методы работы: тренинг «Вместе мы сила»
Формирование у педагогов потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах ребенка и соответственного развития
Тренинг «Сплочение коллектива»
Мастер – класс «Кувшин наших эмоции»
Тренинг на снятие эмоционального напряжения
«Сбрось усталость!»
Тренинг для релаксации и снятия напряжения у сотрудников.
Срок исполнения: в течение года
Ожидаемый результат: Сплочение педагогического коллектива.
3 блок. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Направление психологической деятельности: 1. Психопрофилактика.
Цели и задачи:Повышение психолого-педагогической культуры родителей
Формы и методы работы: Посещение родительских собраний во всех возрастных группах «Психологические особенности детей дошкольного возраста»
Консультация с родителями вновь поступивших детей об особенностях поведения ребенка во время адаптации «Первый раз в детский сад»
Срок исполнения:сентябрь
Ожидаемый результат: предупреждение возможных социально-психологических проблем у детей.
Направление психологической деятельности:2. Психопросвещение.
Цели и задачи:Расширять психолого-педагогические знания и умения по оптимизации детско-родительских отношений.
Формы и методы работы:Родительские собрания:
«Особенности развития детей»
«Что такое «принятие» в воспитании детей?»
«Коррекция проявлений эмоциональных трудностей у детей»
«Семья на пороге школьной жизни»
Беседа для родителей «Бранные слова»
«Маленькие задиры, или в чем причина драчливости дошкольников»
Игра - тренинг для родителей «Снятие конфликтности в общении»
Деловая игра с родителями «Особенности общения со старшими дошкольниками в семье»
Консультация для родителей с элементами тренинга «Роль родителей в развитии у ребенка социальной компетентности»
Игра - тренинг для родителей
«Формирование социальных навыков у дошкольников»
Круглый стол с родителями старшей группы на тему: «Готовность детей к началу систематического обучения в школе»»
Консультация для родителей с элементами тренинга «Развитие эмпатии у дошкольников»
«Формирование у дошкольников дружеских взаимоотношений»
Консультации для родителей
Срок исполнения: в течение года
Ожидаемый результат: повышение уровня информированности родителей в вопросах психического развития ребенка.
Направление психологической деятельности:3. Психологическая диагностика.
Анкета «Какой вы родитель?»
Тест «Готов ли ребёнок к школе?»
Направление психологической деятельности:4. Психологическое консультирование.
Цели и задачи: Психологическое консультирование родителей.
Формы и методы работы: «Как помочь ребёнку в период адаптации»
«Влияние взаимоотношений взрослых в семье на психическое развитие ребёнка»
«Как найти подход к "протестующему" ребёнку»
«Преодоление агрессивного поведения в дошкольном возрасте»
«Психологические критерии готовности ребёнка 6 лет к обучению в школе»
«Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе»
Индивидуальное консультирование по запросам
Консультирование по результатам диагностики
Срок исполнения: в течение года
Ожидаемый результат: повышение компетентности родителей.
Направление психологической деятельности: Организационно-методическая работа
1. Планирование и анализ деятельности.
2. Анализ научной и практической литературы, разработка развивающих и коррекционных программ.
3. Посещение РМО.
4. Обработка и интерпретация результатов диагностики.
5. Подготовка психологических заключений по результатам диагностики.
6. Заполнение отчётной документации
Совершенствование воспитательно-образовательной работы в ДОУ.