Обобщение опыта «Работа по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС»

Ирина Гриценко
Обобщение опыта «Работа по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС»

Городской семинар

Выступление на тему:

«Работа по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

(из опыта работы)

подготовила и провела

старший воспитатель МБДОУ «ДС №1 «Космос»:

Гриценко Ирина Анатольевна

Специалист: 1 квалиф. категории

Дата проведения: 13.04.2017г.

«Работа по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

о поведенном мероприятии

Обобщение опыта «Работа по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС»

важаемые коллеги, рады видеть Вас в стенах нашего дошкольного учреждения! Сегодня мы хотим поговорить об одной из проблем Земли и человека.

5 января Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.

Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них зависит её судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами - дошкольными работниками. Необходимым условием для первоначального ознакомления детей с природой является создание предметно-развивающей среды, поэтому свою работу мы начали именно с нее и поставили перед собой задачу «Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней».

Экологическое воспитание, предполагает решение трёх взаимосвязанных задач: повышение квалификации педагогов, экологическое воспитание детей и пропаганда экологических знаний для родителей.

Существуют нормативно-правовые документы, которые должны учитывать при работе по экологическому воспитанию:

• Закон Российской Федерации “Об образовании”

• Федеральный закон РФ “Об охране окружающей среды”

ФГОС ДО

В соответствии с ФГОС ДО экологическое воспитание дошкольников в нашем дошкольном учреждении реализуется через основную образовательную программу, а так же парциальная программа Николаевой С. Н. «Юный эколог» и «Наш дом-природа» Рыжовой Н. А. А так же в ДОУ функционирует кружок «Природоград».

Каждая образовательная область включает в себя работу по экологическому воспитанию:

1) «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;

2) «Познавательное развитие» направлено на формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; о планете Земля как общем доме, об особенностях природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей;

3) «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой;

4) «Художественно-эстетическое развитие» предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом;

5) «Физическое развитие» направлено на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.

Воспитанники приобретают:

- новые знания и навыки исследования,

- творческий подход к деятельности,

- участие в жизни коллектива,

- регулярное посещение занятий,

- участие в различных экологических мероприятиях.

Ознакомление детей с растительным и жив-м миром строится

*в ходе наблюдения,

*в процессе беседы об увиденном,

*во время чтения художественных произведений.

Работа проводится

*на занятиях;

*на прогулках;

*на экскурсиях;

*при демонстрации мультфильмов, видеофильмов;

*во время трудовых действий на участке;

*изготовлении поделок из природного материала.

В наших группах созданы уголки природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития. Регулярно фиксируется изменения в природе: погода, осадки и направление ветра.

Имеется разнообразный материал для экспериментирования, дидактические игры, природный материал, таблицы, схемы, гербарии, мнемотаблицы и художественная литература. В каждой группе

для занятий имеется телевизор для просмотра видео фильмов, мультфильмов и презентации, музыкальный проигрыватель для прослушивания аудио записей, песен и голосов животный и звуков природы. Воспитатели имеют в свободном доступе 2 ноутбука, которые так же используют для работы в ДОУ.

К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни.

Поэтому в своей работе мы используем опытно-исследовательскую деятельность. Дети, прирожденные исследователи, любознательные, постоянно стремятся к экспериментам. Учатся устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями и логически рассуждать. Они строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях).

Опытно-исследовательскую деятельность включаем в игры, занятия. Они способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

При работе с детьми используем наглядное моделирование. Сущность его в том, что определённое понятие отражается упрощёнными схематическими рисунками – символами. Ребёнок, автоматически запоминает изображение и то, что оно отражает. Например: в речевой деятельности-для составления рассказов. Таким образом, использование моделей помогает развивать у детей важнейшие операции мышления.

Совместно с воспитателем дети выращивают и наблюдают за ростом лука, чеснока, укропа, петрушки, что позволяет познать их свойства, качества, возможности, пробуждают к любознательности, желание узнать больше, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

Итог работы наблюдения за растением может быть рисунок, отображающий последовательность. Рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни (Например- луковица)

Чтобы детям было интересно заниматься, каждый раз стараемся в занятие внести новшество и использовать многообразные формы занятий: объединение по подгруппам, работаем в парах, выходим за пределы группы, участка детского сада и конечно же используем сюрпризные моменты. Стараемся, так построить занятие, чтобы ребёнок испытывал радость, удовлетворение.

Учитывая погодные условия, экологические занятия стараемся проводить на свежем воздухе. Наблюдаем явления природы и устанавливаем простейшие связи между ними, определяем состояние погоды. На площадках есть муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, небольшая полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы. На площадках групп «Солнышко» и «Капитошки» имеются небольшие грядки. Здесь дети заботятся, наблюдают и ухаживают за своей клумбой. Сажают, поливают, удаляют сорняки, рыхлят землю.

Беседы. В работе по экологическому воспитанию важно не оставить без внимания фактор отношения к собственному здоровью. Ведь человек – тоже живое существо, он должен быть здоров. А для этого совсем не помешает знать побольше о своем организме, о пользе и вреде окружающей среды для человека. Проводятся беседы, конкурсы, праздники посвященные здоровому образу жизни: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Наши друзья –витамины» и «Быть здоровыми хотим».

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Поэтому педагогами организовываются игры с природным материалом. Где дети могут так же знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды, усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе.

Мы используем различные виды игр, такие как: словесные, дидактические и подвижные.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру, заложены, прежде всего в дидактических играх. Их включаем в НОД и в экспериментальную деятельность для воспитанников.

Очень эффективны игры с различными природными материалами, которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. В свободное время дети разбиваются на небольшие подгруппы и рассматривают альбомы, картинки, иллюстрации о животных, о природе, о растениях.

Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера. Которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, такие как: «Лягушата и цапля», «Мыши и кот», игры отражающие явления неживой природы это- «Солнышко и дождик», «Веселый ветерок». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.

Дошкольников включаем в природоохранные акции - социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении сотрудниками совместно с детьми, а так же с участием родителей проводим акции: «Посади дерево», «День доброты», «Каждой птичке кормушка»….

Экскурсии —еще одна форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Прогулки и экскурсии с детьми в природу дают ни с чем не сравнимые- живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, трав, знакомят детей с растениями, животными, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.

Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Экскурсии проводим в то время, когда наступают в природе наиболее яркие изменения в природе. Например, осенью, когда идет массовое опадение листвы; зимой - полюбоваться зимним пейзажем, за снегом и за таянием снега. Слайд 38 Находясь в парке или на берегу моря, собираем разнообразный природный материал, исследуют растения, почву, воду. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

В художественных произведениях о природе сочетаются научное содержание и художественное слово. Литература, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой, обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. А. В. Сухомлинский писал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир». Чтение рассказов и сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают и запоминают. А использование малых форм фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, развиваются мышление, прививается любовь к родному краю, заботливое отношение к природе и знакомит с традициями нашего народа. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?».

На территории детского сада имеется экологическая тропа с названиями природных объектов и их расположением.

Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функцию.

Позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные времена года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне, то ограничимся только одним объектом. На тропе с детьми воспитатели наблюдают, рассматривают, обсуждаю, а свои впечатления об увиденном дети в дальнейшем анализируют, используют на занятиях.

Большое внимание уделяем на благоустройство и озеленение территории детского сада. Мы сажаем молодые деревья и кустарники, сеем траву.

Следующая форма экологического воспитания- это праздники и развлечения. Вместе с музыкальным руководителем разрабатываем и проводим мероприятия, сценарии праздников, которые обеспечивают реализацию работы экологического направления. Такие как: «Праздник урожая», «Зимние посиделки», «Весна красна», «Наврез», «Масленица», «День земли» и конечно праздники, посвященные морю. Сегодня такое мероприятие будет вам представлено.

Почти все эти праздники и развлечения проводятся совместно с родителями. В нашем детском саду традиционно реализуется тесное сотрудничество с семьей, о котором говорится в ФГОС ДО. Здесь используем как традиционные формы работы: консультирование, беседы, анкетирование, папки-передвижки, выставки, акции и конкурсы, так и нетрадиционные:деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Используем открытые показы театрализованных постановок экологических сказок или сценок, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые вызывают огромный интерес детворы и желание мам и пап заниматься со своими детьми совместным творчеством. Родители вместе с детьми рисуют, фотографируют, делают поделки из природного и бросового материала, а так же принимаем участие в городских конкурсах. Участие каждой семьи не остается без внимания. В этом году проведены совместные выставки такие как «Дары осени», «Каждой птичке кормушка», «Посади дерево», «Сделаем планету чище», конкурсы рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Зимушка- зима». Конечно же и «Лучшая поделка из природного материала».

Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, проводим беседы- не навреди, а если проявляют равнодушие, рассказываем как заинтересовать ребенка. Поэтому для каждой группы родителей целесообразно организовать отдельную беседу, конкретные советы и рекомендации.

По данному направлению работы разработали и апробировали уже небольшой ряд занятий, проектов, презентаций по экологии, а так же собрали небольшую подборку видео уроков для детей.

В холе ДОУ планируем оформить зимний сад, в котором дети смогут наблюдать за ростом растений и ухаживать за ними, где будет формироваться бережное, заботливое отношение.

В течении года ведем совместную работу и взаимодействуем с различными учреждениями, которые обеспечивают сотрудничество детей в области охраны природы, экологического образования и воспитания. В тесном контакте работаем с Эколого биологическим центром, Евпаторийским дельфинарием, Краеведческим музеем, с центральной детской библиотекой.

Нами были организованы экскурсии: в Краеведческий музей,, Евпаторийский Дельфинарий, Евпаторийский аквариум и Эколого биологический центр. 19 апреля запланировано очередное посещение дельфинария,наши дети увидят тренировку дельфинов и работу тренеров.

В результате проделанной работы ДОУ можно отметить, что систематическое проведение экскурсий, прогулок в природу, экспериментальной деятельности, постепенное усложнение образовательного материала и его повторение дают возможность закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями и учит любить и понимать природу. Такое занятие мы вам предлагаем сейчас к просмотру.

Хорошо, когда с утра

Начинается игра!

Смех, веселье, беготня,

Когда играет ребятня.

Позавидуешь детишкам:

И девчонкам, и мальчишкам.

Взрослым хочется играть,

Да нужно меру соблюдать.

Но сегодня день особый,

Собрались мы неспроста.

И у взрослых, и у взрослых,

Начинается игра!

Прикреплённые файлы:

sait_7tise.pptx | 22215,85 Кб | Скачан: 3
 
Публикации по теме:

Из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников Введение Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества.

Обобщение опыта по экологическому воспитанию дошкольников Одной из задач дошкольного образования является воспитание ребенка, способного бережно относиться к природе, ее ресурсам. Эту задачу педагогический.

Обобщение опыта работы «Инновационный подход к созданию развивающей предметно — пространственной среды в соответствии с ФГОC» В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его.

Обобщение опыта работы по духовно-нравственному и социальному развитию дошкольников Духовно-нравственное и социальное развитие личности дошкольников посредством их приобщения к ценностям русской культуры и освоения традиций.

Обобщение опыта работы по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста Самообразование – один из ключевых принципов, который помогает современному педагогу шагать «в ногу со временем». Самообразование позволяет.

Обобщение опыта работы по теме «Развитие связной речи дошкольников в условиях внедрения и реализации ФГОС» 1) Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования речевое развитие включает следующие компоненты:.

Обобщение опыта работы «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС до» (за три года) С 2015 года я занимаюсь темой «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС». Цель моей работы: Повысить профессиональную.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Обобщение опыта «Работа по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС»
Опубликовано: 3 апреля 2019 в 21:34
+50Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
МААМ снова онлайн

Сегодня МААМ был недоступен 6 часов. Причиной тому стали неполадки в дата-центре, где размещён сервер МААМ. На данный момент работоспособность восстановлена. Приносим огромные извинения.

24 сентября. Смотр уголков дежурных на МААМ

С чего начинается трудовое воспитание маленьких детей? Разумеется, с самообслуживания. Именно через самообслуживание ребёнок впервые выстраивает гармоничные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои...

Проект «Осенняя пора» во второй младшей группе
Информационная карта проекта Название проекта: «Осенняя пора». Автор проекта: воспитатель Левина Т. Ю. Продолжительность проекта: среднесрочный ( сентябрь...
Родительское собрание в подготовительной группе. Круглый стол «Подготовка ребенка к...
Родительское собрание в подготовительной группе. Круглый стол "ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ШКОЛЕ» Воспитатель: Кузнецова Е. В. Цели: расширение контакта между...
Фотоотчет по пластилинографии во 2 младшей группе «Разноцветные мухоморы»
Уважаемые коллеги! Сегодня с малышами мы рассматривали и играли с грибочками - деревянным счетным материалом. Как это интересно - увидеть из чего состоит...