Обобщение опыта «Работа по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС»

Ирина Гриценко
Обобщение опыта «Работа по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС»

Городской семинар

Выступление на тему:

«Работа по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

(из опыта работы)

подготовила и провела

старший воспитатель МБДОУ «ДС №1 «Космос»:

Гриценко Ирина Анатольевна

Специалист: 1 квалиф. категории

Дата проведения: 13.04.2017г.

«Работа по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

о поведенном мероприятии

Обобщение опыта «Работа по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС»

важаемые коллеги, рады видеть Вас в стенах нашего дошкольного учреждения! Сегодня мы хотим поговорить об одной из проблем Земли и человека.

5 января Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.

Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них зависит её судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами - дошкольными работниками. Необходимым условием для первоначального ознакомления детей с природой является создание предметно-развивающей среды, поэтому свою работу мы начали именно с нее и поставили перед собой задачу «Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней».

Экологическое воспитание, предполагает решение трёх взаимосвязанных задач: повышение квалификации педагогов, экологическое воспитание детей и пропаганда экологических знаний для родителей.

Существуют нормативно-правовые документы, которые должны учитывать при работе по экологическому воспитанию:

• Закон Российской Федерации “Об образовании”

• Федеральный закон РФ “Об охране окружающей среды”

ФГОС ДО

В соответствии с ФГОС ДО экологическое воспитание дошкольников в нашем дошкольном учреждении реализуется через основную образовательную программу, а так же парциальная программа Николаевой С. Н. «Юный эколог» и «Наш дом-природа» Рыжовой Н. А. А так же в ДОУ функционирует кружок «Природоград».

Каждая образовательная область включает в себя работу по экологическому воспитанию:

1) «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;

2) «Познавательное развитие» направлено на формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; о планете Земля как общем доме, об особенностях природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей;

3) «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой;

4) «Художественно-эстетическое развитие» предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом;

5) «Физическое развитие» направлено на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.

Воспитанники приобретают:

- новые знания и навыки исследования,

- творческий подход к деятельности,

- участие в жизни коллектива,

- регулярное посещение занятий,

- участие в различных экологических мероприятиях.

Ознакомление детей с растительным и жив-м миром строится

*в ходе наблюдения,

*в процессе беседы об увиденном,

*во время чтения художественных произведений.

Работа проводится

*на занятиях;

*на прогулках;

*на экскурсиях;

*при демонстрации мультфильмов, видеофильмов;

*во время трудовых действий на участке;

*изготовлении поделок из природного материала.

В наших группах созданы уголки природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития.Регулярно фиксируется изменения в природе: погода, осадки и направление ветра.

Имеется разнообразный материал для экспериментирования, дидактические игры, природный материал, таблицы, схемы, гербарии, мнемотаблицы и художественная литература. В каждой группе

для занятий имеется телевизор для просмотра видео фильмов, мультфильмов и презентации, музыкальный проигрыватель для прослушивания аудио записей, песен и голосов животный и звуков природы. Воспитатели имеют в свободном доступе 2 ноутбука, которые так же используют для работы в ДОУ.

К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни.

Поэтому в своей работе мы используем опытно-исследовательскую деятельность. Дети, прирожденные исследователи, любознательные, постоянно стремятся к экспериментам. Учатся устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями и логически рассуждать. Они строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях).

Опытно-исследовательскую деятельность включаем в игры, занятия. Они способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

При работе с детьми используем наглядное моделирование. Сущность его в том, что определённое понятие отражается упрощёнными схематическими рисунками – символами. Ребёнок, автоматически запоминает изображение и то, что оно отражает.Например: в речевой деятельности-для составления рассказов. Таким образом, использование моделей помогает развивать у детей важнейшие операции мышления.

Совместно с воспитателем дети выращивают и наблюдают за ростом лука, чеснока, укропа, петрушки, что позволяет познать их свойства, качества, возможности, пробуждают к любознательности, желание узнать больше, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

Итог работы наблюдения за растением может быть рисунок, отображающий последовательность. Рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни (Например- луковица)

Чтобы детям было интересно заниматься,каждый раз стараемся в занятие внести новшество и использовать многообразные формы занятий: объединение по подгруппам, работаем в парах, выходим за пределы группы, участка детского сада и конечно же используем сюрпризные моменты. Стараемся, так построить занятие, чтобы ребёнок испытывал радость, удовлетворение.

Учитывая погодные условия, экологические занятия стараемся проводить на свежем воздухе. Наблюдаем явления природы и устанавливаем простейшие связи между ними, определяем состояние погоды. На площадках есть муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков,небольшая полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы. На площадках групп «Солнышко» и «Капитошки» имеются небольшие грядки. Здесь дети заботятся, наблюдают и ухаживают за своей клумбой. Сажают, поливают, удаляют сорняки, рыхлят землю.

Беседы. В работе по экологическому воспитанию важно не оставить без внимания фактор отношения к собственному здоровью. Ведь человек – тоже живое существо, он должен быть здоров. А для этого совсем не помешает знать побольше о своем организме, о пользе и вреде окружающей среды для человека. Проводятся беседы, конкурсы,праздники посвященные здоровому образу жизни: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Наши друзья –витамины» и «Быть здоровыми хотим».

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Поэтому педагогами организовываются игры с природным материалом. Где дети могут так же знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды, усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе.

Мы используем различные виды игр,такие как: словесные, дидактические и подвижные.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру, заложены, прежде всего в дидактических играх. Их включаем в НОД и в экспериментальную деятельность для воспитанников.

Очень эффективны игры с различными природными материалами, которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. В свободное время дети разбиваются на небольшие подгруппы и рассматривают альбомы, картинки, иллюстрации о животных, о природе, о растениях.

Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера. Которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни,такие как: «Лягушата и цапля», «Мыши и кот», игры отражающие явления неживой природы это- «Солнышко и дождик», «Веселый ветерок». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.

Дошкольников включаем в природоохранные акции - социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении сотрудниками совместно с детьми,а так же с участием родителей проводим акции: «Посади дерево», «День доброты», «Каждой птичке кормушка»….

Экскурсии —еще одна форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Прогулки и экскурсии с детьми в природу дают ни с чем не сравнимые- живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, трав, знакомят детей с растениями, животными, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.

Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Экскурсии проводим в то время, когда наступают в природе наиболее яркие изменения в природе. Например, осенью, когда идет массовое опадение листвы; зимой - полюбоваться зимним пейзажем, за снегом и за таянием снега. Слайд 38 Находясь в парке или на берегу моря, собираем разнообразный природный материал, исследуют растения, почву, воду. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

В художественных произведениях о природе сочетаются научное содержание и художественное слово. Литература, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой, обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. А. В.Сухомлинский писал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир». Чтение рассказов и сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают и запоминают. А использование малых форм фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, развиваются мышление, прививается любовь к родному краю, заботливое отношение к природе и знакомит с традициями нашего народа. Очень приятно, когда дети задают вопросы,где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?».

На территории детского сада имеется экологическая тропа с названиями природных объектов и их расположением.

Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функцию.

Позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные времена года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне, то ограничимся только одним объектом. На тропе с детьми воспитатели наблюдают, рассматривают, обсуждаю, а свои впечатления об увиденном дети в дальнейшем анализируют, используют на занятиях.

Большое внимание уделяем на благоустройство и озеленение территории детского сада. Мы сажаем молодые деревья и кустарники, сеем траву.

Следующая форма экологического воспитания- это праздники и развлечения. Вместе с музыкальным руководителем разрабатываем и проводим мероприятия, сценарии праздников, которые обеспечивают реализацию работы экологического направления.Такие как : «Праздник урожая», «Зимние посиделки», «Весна красна», «Наврез», «Масленица», «День земли» и конечно праздники, посвященные морю. Сегодня такое мероприятие будет вам представлено.

Почти все эти праздники и развлечения проводятся совместно с родителями. В нашем детском саду традиционно реализуется тесное сотрудничество с семьей, о котором говорится в ФГОС ДО. Здесь используем как традиционные формы работы: консультирование, беседы, анкетирование, папки-передвижки, выставки, акции и конкурсы,так и нетрадиционные :деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Используем открытые показы театрализованных постановок экологических сказок или сценок, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые вызывают огромный интерес детворы и желание мам и пап заниматься со своими детьми совместным творчеством. Родители вместе с детьми рисуют, фотографируют, делают поделки из природного и бросового материала, а так же принимаем участие в городских конкурсах. Участие каждой семьи не остается без внимания. В этом году проведены совместные выставки такие как «Дары осени», «Каждой птичке кормушка», «Посади дерево», «Сделаем планету чище», конкурсы рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Зимушка- зима». Конечно же и «Лучшая поделка из природного материала».

Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, проводим беседы- не навреди, а если проявляют равнодушие, рассказываем как заинтересовать ребенка. Поэтому для каждой группы родителей целесообразно организовать отдельную беседу, конкретные советы и рекомендации.

По данному направлению работы разработали и апробировали уже небольшой ряд занятий, проектов, презентаций по экологии, а так же собрали небольшую подборку видео уроков для детей.

В холе ДОУ планируем оформить зимний сад, в котором дети смогут наблюдать за ростом растений и ухаживать за ними, где будет формироваться бережное, заботливое отношение.

В течении года ведем совместную работу и взаимодействуем с различными учреждениями, которые обеспечивают сотрудничество детей в области охраны природы, экологического образования и воспитания. В тесном контакте работаем с Эколого биологическим центром, Евпаторийским дельфинарием, Краеведческим музеем, с центральной детской библиотекой.

Нами были организованы экскурсии: в Краеведческий музей,, Евпаторийский Дельфинарий, Евпаторийский аквариум и Эколого биологический центр. 19 апреля запланировано очередное посещение дельфинария,наши дети увидят тренировку дельфинов и работу тренеров.

В результате проделанной работы ДОУ можно отметить, что систематическое проведение экскурсий, прогулок в природу, экспериментальной деятельности, постепенное усложнение образовательного материала и его повторение дают возможность закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями и учит любить и понимать природу. Такое занятие мы вам предлагаем сейчас к просмотру.

Хорошо, когда с утра

Начинается игра!

Смех, веселье, беготня,

Когда играет ребятня.

Позавидуешь детишкам:

И девчонкам, и мальчишкам.

Взрослым хочется играть,

Да нужно меру соблюдать.

Но сегодня день особый,

Собрались мы неспроста.

И у взрослых, и у взрослых,

Начинается игра!

Прикреплённые файлы:

sait_7tise.pptx | 22215,85 Кб
 
Публикации по теме:

Из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников Введение Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества.

Обобщение опыта по экологическому воспитанию дошкольников Одной из задач дошкольного образования является воспитание ребенка, способного бережно относиться к природе, ее ресурсам. Эту задачу педагогический.

Обобщение опыта работы «Инновационный подход к созданию развивающей предметно — пространственной среды в соответствии с ФГОC» В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его.

Обобщение опыта работы по духовно-нравственному и социальному развитию дошкольников Духовно-нравственное и социальное развитие личности дошкольников посредством их приобщения к ценностям русской культуры и освоения традиций.

Обобщение опыта работы по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста Самообразование – один из ключевых принципов, который помогает современному педагогу шагать «в ногу со временем». Самообразование позволяет.

Обобщение опыта работы по теме «Развитие связной речи дошкольников в условиях внедрения и реализации ФГОС» 1) Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования речевое развитие включает следующие компоненты:.

Обобщение опыта работы «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС до» (за три года) С 2015 года я занимаюсь темой «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС». Цель моей работы: Повысить профессиональную.

Основные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС Труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает.

Работа с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения.

Консультация «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Обобщение опыта «Работа по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС»
Опубликовано: 3 апреля 2019 в 21:34
+50Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 октября. Праздник риса на МААМ

Очередной тематический день посвящен важному продукту питания, который мы часто видим на своем столе. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать ребенку о рисе и увлечь его...

29 октября. День народных противовирусных средств на МААМ

В этом году время повышенной опасности гриппа, которое наступает поздней осенью, дополнительно усугублено разгулом пандемии коронавируса. Поэтому особенно важно научить детей заботиться о своём здоровье....

Мастер-класс по конструированию из бумаги «Мальчики и девочки» с детьми средней группы
Цель: формировать у детей умение создавать из цветной бумаги образы мальчиков и девочек. Материал: желтая бумага 20х15 см, красная, оранжевая, синяя...
Дидактическое пособие по познавательному развитию для детей дошкольного возраста...
Пояснительная записка Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, способствующих всестороннему развитию ребенка,...
Сценарий развлечения «Письмо от Золотой Осени» для детей среднего дошкольного возраста
Дети под музыку входят в зал. Вед: Лето быстро пролетело, Ветерком прошелестело. Осень к нам в окно глядит, Частым дождичком стучит. Двери ветром...