Приложение МААМ

Готовность ребенка к школе. Памятки для воспитателей и родителей

Ольга Поварёнкина
Готовность ребенка к школе. Памятки для воспитателей и родителей
▼ Скачать + Заказать документы

Готовность детей к школе это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам.

Готовность детей к школе включает в себя несколько компонентов:

1. Психологическая готовность (интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная)

2. Физическая готовность (здоровье, возраст,моторика рук, движения)

3. Специальная готовность (чтение, счет, учебные умения)

Публикация «Готовность ребенка к школе, Памятки для воспитателей и родителей» размещена в разделах

1. Психологическая готовность - необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников - один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это, прежде всего, залог быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года, и успешного усвоения школьного материала. Психологическая готовность включает в себя следующие компоненты:

Интеллектуальная готовность:

ориентировка ребенка в окружающем;

запас знаний, усвоенных в системе;

желание узнавать новое, любознательность;

развитие образных представлений;

развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой;

смысловое запоминание.

Мотивационная готовность: положительное отношение к школе, к учению, как к серьезной, сложной, но необходимой деятельности.

Показатели мотивационной готовности:

желание идти в школу;

правильные представления о школе;

познавательная активность (любит книги, решать задачки, кроссворды и др.).

Эмоционально–волевая готовность к школьному обучению - это достаточно высокий уровень произвольной регуляции эмоциональных состояний, сопровождающих учебные ситуации, способность ребенка адекватно переживать процесс переключения эмоций.

Эмоционально-волевая готовность-это:

способность управлять своими эмоциями и поведением;

отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи;

умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем;

стремление преодолевать трудности и достигать результата своей деятельности;

умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

умение ориентироваться на заданную систему требований.

Коммуникативная готовность-это:

умение строить свои отношения с различных позиций: взрослый-ребенок, ученик-учитель, партнер-партнер;

умеет строить отношения со сверстниками в совместной деятельности, взаимодействовать, оказывать помощь, поддержку, руководить.

быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;

общение со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;

доброжелательность и отсутствие агрессивности.

2. Физическая готовность определяется по следующим параметрам:

состояние здоровья;

физическое развитие;

развитие анализаторных систем;

развитие мелких групп мышц;

координация движений в соответствии с возрастной нормой;

готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.

Нельзя забывать и о возрасте поступления в школу - в настоящее время в 1 класс поступают дети, достигшие 6 лет и 6 месяцев. Главное отличие – у шестилетнего ребенка переход от игровой деятельности к учебной идет медленнее.

3. Специальная готовность:

1. Ребёнок, поступающий в первый класс, должен знать:

• уметь чётко произносить все звуки речи;

• в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;

• полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;

• знать правила поведения в общественных местах и на улице.

2. В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

• уметь чётко произносить все звуки речи;

• уметь интонационно выделять звук в словах;

• уметь выделять заданный звук в потоке речи;

• уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);

• уметь произносить слова по слогам;

• уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т. д. ;

• уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);

• уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «За грибами», «Отдых на море» и т. д.);

• уметь составлять несколько предложений о предмете;

• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

• уметь наизусть читать любимые стихотворения;

• уметь последовательно передавать содержание сказки.

3. У ребёнка должны быть сформированы элементарные математические представления:

• уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д;

• уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;

• уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6);

• уметь соотносить цифру и число предметов;

• уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

• уметь сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;

• знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;

• уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между» и т. д. ;

• уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.

4. В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо уметь:

• различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, сосна, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;

• различать диких и домашних животных (медведь, белка, корова, заяц, коза);

• уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока);

• иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая);

• знать названия 1-3 комнатных растений;

• знать названия 12 месяцев года;

• знать названия всех дней недели.

Рекомендации по подготовке ребенка к школе

На сегодняшний день подготовкой детей к школе занимаются активно и в дошкольном учреждении, и в школах. Мало родителей, которые не уделяют внимание подготовке детей.

Самое главное не переусердствовать в этом вопросе и всегда помнить: подготовка детей к школе – это выравнивание их стартовых возможностей.

Цели воспитателя (учителя, родителя):

1. Создание у детей познавательной мотивации.

2. Осуществление преемственности в воспитании, обучении и развитии дошкольников.

3. Развитие навыков учебной деятельности.

4. Исключение дублирования школьной программы при подготовке детей к обучению.

5. Создание условий для всестороннего развития детей.

Памятка для воспитателей

Занимаясь с детьми, необходимо помнить и о социальных страхах старших дошкольников:

Страх ошибки на уроке.

Страх насмешки сверстников.

Страх наказания и утраты расположения взрослых.

Памятка для родителей

Готовы ли вы:

Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками.

Сдерживать свои эмоции.

Не кричать, не унижать и не обижать.

Не сравнивать своего ребенка с другими детьми.

Не наказывать ребенка без причины.

Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой.

Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты.

Что необходимо знать родителям:

1. Требования школы, в которую собираетесь поступать.

2. Заранее получить информацию об интеллектуальных возможностях ребенка (результаты диагностик).

3. Формировать у ребенка положительное отношение к школе (использовать дни открытых дверей, собственный опыт, игры, беседы о школе).

3. Формировать желание учиться (проводить экскурсии, совместное чтение, использовать положительный пример ребенка-школьника).

4. Соблюдать режима дня.

5. Наличие домашних посильных обязанностей у ребенка.

6. Иметь четкую систему требований (поощрений и наказаний).

7. Уделять внимание разностороннему развитию ребенка.

8. Какова цена учебных достижений?

признаки переутомления:

нарушение сна;

нарушение аппетита;

плохое самочувствие;

нарушение памяти: забывчивость, потеря вещей, рассеянность, запинки в речи;

суетливость, неточность в движениях;

капризы, излишняя подвижность и агрессивность;

уставший вид.

Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше;

не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед или даже некоторого регресса;

будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности;

дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому лучше выбирать игровую форму занятий;

избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т. д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Итак, успехов Вам и больше веры в себя и в возможности своего ребенка!

Публикации по теме:

Готовность ребенка к школе консультация для родителей " Готовимся к школе: готовим ребенка, готовимся сами" Наши дети уже повзрослели, и через год они перейдут очередной.

Консультация для родителей «Готовность к школе» Консультация для родителей "Готовность к школе" Многие родители считают, что чем больше знаний приобретает ребёнок до школы, тем успешнее.

Консультация для родителей «Мотивационная готовность детей 6–7 лет к обучению в школе» Как известно, готовность ребенка к школе определяется не только его умением читать, писать и считать. Обычно измеряют так называемую психологическую.

Памятки для родителей Закаливание Лучшим средством закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода. После того, как ребенок привык к воздушным.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Родительское собрание Подготовила практический психолог: Щербань Н. А. «специалист.

Психологическая готовность ребенка к школе Психологическая готовность ребёнка к школе 1 сентября! Нет равнодушных в этот день. Гордость в глазах малыша. Рядом с ними мамы, папы,.

Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе» На момент поступления в школу ребёнок может (умеет): 1)правильно произносить все звуки родного языка; 2)уметь выделить: - ударный гласный.

Семинар для воспитателей. Памятки, рекомендации по формированию речи. Презентация: «Дыхательная гимнастика» ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. Дети шестого года жизни владеют обобщающими.

Советы для родителей «Готовность к школе» Через год Ваши малыши приобретут новый социальный статус - они ста нут школьниками. Каждый из Вас, конечно, хочет, чтобы ребенок учился.

Консультация для родителей «Готовность к школе» Вот и подошла школьная пора. Все папы и мамы мечтают о том, чтобы ребенок успешно учился в школе. Но родители должны знать: ребенок должен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Готовность ребенка к школе. Памятки для воспитателей и родителей
Опубликовано: 29 августа 2016 в 13:50
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Готовность ребенка к школе. Памятки для воспитателей и родителей» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Поварёнкина (УИ 387753) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД