Татьяна Роговенко
Графический субтест определения уровня сформированности связной речи у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Экспресс – диагностика.
Графический проективный субтест определения уровня развития связной речи.
Одним из главных средств формирования связной речи у детей считается обучение рассказыванию, составлению рассказов по одной или серии картинок.
В процессе этой деятельности решаются следующие задачи:
• Активизация, уточнение и расширение словарного запаса
Публикация «Графический субтест определения уровня сформированности связной речи у детей» размещена в разделах
• Формирование умения связно и последовательно описывать изображённое на картине
• Обучение логически и последовательно переходить от одной детали картины к другой
• Правильно истолковывать события и действия, изображённые на картине
• Обучение правильно понимать содержание картины
• Воспитывать у детей интерес к составлению рассказов
• Целенаправленно воздействовать на активизацию ряда психических процессов: восприятия, памяти, воображения и мыслительных операций
Графический проективный субтест определения уровня развития связной речи.
Подготовительный этап работы
Подготовительным этапом работы является детальное рассматривание картины. Механизм рассматривания меняется с возрастом ребёнка и уровнем развития его логического мышления, подсказывая алгоритм внутренних связей, формирующих и подготавливающих сам рассказ.
Представление и понимание механики и динамики процесса составления рассказа по картине, даёт возможность логопеду помочь, подтолкнуть ребёнка к активизации речевой деятельности, а спиралевидная линия, проведённая по картине и охватывающая все её детали, даёт ребёнку зрительную опору, подсказку, во многом заменяющую наводящие вопросы логопеда.
На первых этапах работы ребёнок проводит пальцем по спиралевидной линии, охватывая взглядом все детали сюжета, в дальнейшем ребёнок уже не будет нуждаться в зрительно – тактильной опоре, соединяя части картины мысленно.
При оценке и анализе результатов важно учесть движение алгоритма рассказывания и составить графическую проекцию рассказывания, так как речь опосредует все психические процессы и является одним из показателей развития человека, важно определить слабое звено и какой фактор мешает развитию связной речи.
При составлении графической проекции теста, линию алгоритма высказывания начинают от «смыслового кольца», двигаясь по озвучиванию ребёнком линии сюжета.
Понятие «смысловое кольцо» включает в себя, как внутреннее планирование, так и результаты аналитико – синтетической деятельности, увязывая все детали картины в единую цепь. Образующую смысл. По А. Б. Апухтину, смысл является тем новым содержанием, которое возникает в результате аналитико – синтетического взаимодействия компонентов мысли, операции «склеивания». Поэтому так важно, определение ребёнком ядра, обобщения на основе симультанного образа ситуации. Именно ядро, «смысловое кольцо» определяет «Что я буду говорить», и только затем тема рождает слова.
Тестирование
Детям предлагается составить рассказ по картинке. Рассказы детей распределяются по показателям графической проекции рассказа по трём уровням.
Первый уровень РСР (развития связной речи)-характерен для детей 1-2 ур. ОНР.
Для рассказов детей характерно перечисление деталей картины, зачастую изображённые на переднем плане. Детали просто перечисляются, не увязываются в единую сюжетную линию, так как дети не могут или не умеют устанавливать причинно – следственные связи между явлениями.
Рассказ ребёнка (Настя. 5 лет)
Птички. Много воробеи. Клюют. Там дети.
Графическая проекция высказывания проявляется отдельными островками. Показывая, что ребёнок имеет маленький активный словарь, наблюдается аграмматизм речи, затруднение в установлении причинно – следственных связей. Соскальзывание мыслительных процессов на конкретно – ситуативный уровень мешает ребёнку сделать обобщение на основе сюжетной линии.
2 ур. РСР выявляется у детей с 3 ур. ОНР.
Дети со вторым уровнем развития связной речи устанавливают предметную связь, делая попытку выявить сюжетную линию, но неумение планировать внутреннюю речь. Не даёт возможности ребёнку сделать верное обобщение на основе сюжетной линии. Слабость произвольного внимания выявляется на увязывании в последовательное изложение ограниченное число деталей.
Рассказ ребёнка (Андрей 6 лет.)
Наступила зима. Дети спрятались и смотрят. На кормушке сидят птицы. Синички едят корм. Воробей сидит. Им холодно. Мне тоже было холодно зимой.
Линия алгоритма прерывается, выделяются отдельные участки не соединённые в единую цепь рассказа. Внимание ребёнка неустойчиво. Лексический запас недостаточен, но ребёнок пытается осознать ситуацию с позиции собственного опыта и установить причинно – следственные связи.
3 ур. РСР показывает норму речевого развития ребёнка.
Для детей с 3 уровнем развития связной речи характерно построение рассказа по картине или серии картин с опорой на «смысловое кольцо». Которое отражает собственное отношение ребёнка к ситуации, изображённой на картине, с опорой на свой жизненный опыт. Ребёнок сразу охватывает ситуацию целиком, делает вывод, своё смысловое заключение, не вычленяя детали, а как бы нанизывая их на нить сюжета.
Рассказ ребёнка. Алина 9 лет
Наступила зима и птицам стало холодно и голодно, стало нечего кушать. Они прилетели на кормушку. Синичкам нравится сало, они летают и клюют его, Снегири клюют ягоды, которые подвешены на ветках дерева. На кормушке клюют зёрна синички и снегири, а воробьи у самого края кормушки. Это наверное дети повесили кормушку для птиц и спрятались, чтобы их не напугать. Зимой надо помогать птицам.
По результатам диагностики можно определить, что лексический запас ребёнка достаточный и находится в активной стадии развития. Линия алгоритма непрерывна и захватывает почти все детали картины, это показывает целостность восприятия с установкой причинно – следственных связей. Ребёнок может обобщить ситуацию и сделать вывод. Опираясь на собственный опыт.