Лучший педагог года

Грамотность для жизни. Развитие языковой функциональной грамотности на уроках русского языка и развития речи

Анастасия Беляева
Грамотность для жизни. Развитие языковой функциональной грамотности на уроках русского языка и развития речи

«Для чего нам это нужно?»

«Чем мне это пригодится в жизни

Такие вопросы не раз слышал каждый педагог от своих учеников. Школа непосредственно должна развивать у детей навык использовать свои знания в жизни.

Языковая грамотность - это владение нормами устного и письменного языка в различных сферах общения. Если выпускник может грамотно отвечать на вопросы, формулировать свои мысли, может заполнить анкету или правильно составить заявление, успешно пройти собеседование при устройстве на работу, значит у нашего выпускника была сформирована языковая грамотность.

Публикация «Грамотность для жизни, Развитие языковой функциональной грамотности на уроках русского языка и развития речи» размещена в разделах

Как же сформировать языковую грамотность в школе?

Во-первых, важно по-новому взглянуть на домашнее задание. Продумать несколько ситуаций, в которых может оказаться ребенок. Например, ученик стоит в очереди на кассе, покупает билет на автобус или столкнулся с конфликтной ситуацией на улице. Как он себя поведет в данный момент? Учащимся предоставляется возможность выбрать одну из тем и составить диалог от первого лица. Таким образом, формируется не только языковая функциональная грамотность, но и отрабатываются орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые нормы.

Можно поработать с учебниками других предметов. Например, найти предложения по изученной теме и объяснить правильность своего выбора.

На уроках, работая с текстом, важно составлять план к данному тексту, находить ключевые слова и писать аннотацию к тексту. Так ученики могут формулировать умозаключения и ориентироваться в микротемах, находить главную информацию текста, что непосредственно необходимо в жизни.

Прочитав текст, можно составить вопросы по тексту. Вопросы должны быть грамотно сформулированы, полными, чтобы дети понимали, к какому тексту относится заданный вопрос. Необходимо избегать личных местоимений в своих вопросах, используя только имена собственные.

Редактирование. Это могут быть тексты с заданиями по изучаемой теме, но в них допущены как орфографические, пунктуационные, так и речевые ошибки. Ребятам приходится сначала отредактировать текст или предложения, только потом работать с текстом по теме урока. Например, дается набор предложений и задание к ним: «Списать предложения, подчеркнуть грамматические основы». Предложения: 1) На лисной опушке распускаюца калаколчики, шыповник. 2) Я долго разговаривал с авторами, написавших эту замечательную статью. В первую очередь ученикам предстоит и исправить ошибки в предложениях, а затем выполнить задания к ним.

Таким образом, осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках школьных предметов.

Публикации по теме:

Урок русского языка по обобщению и систематизации изученного «Имя существительное как часть речи» в 6 классе Цели урока: - обобщить и расширить сведения о существительном как части речи; - повторить морфологические признаки имени существительного;.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Грамотность для жизни. Развитие языковой функциональной грамотности на уроках русского языка и развития речи
Опубликовано: 29 марта 2024 в 16:11
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД