МААМ-картинки

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников

Лариса Остроумова
Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. [1; 25]

Публикация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах

Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

Понимая, важность данной проблемы, мы разработали программу гражданско-патриотического воспитания дошкольников «Я рожден в Чувашии». Дошкольное учреждение поставила перед собой цель:   создание условий для обогащения знаний детей о родном крае, развитие познавательных, творческих способностей воспитанников; воспитание любви к родному краю и чувство патриотизма и гордости за свою Республику.

Для достижения этой цели наметили решение следующих задач:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2. Объединить усилия педагогов, родителей и социальных институтов при организации работы по ознакомлению с родным краем, историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками, известными земляками.

3. Формировать представления о столице Чувашии - городе Чебоксары, его истории и достопримечательностях, символике Чувашской Республики.

4. Стимулировать познавательную и двигательную активность дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.

5. Создать условия для восприятия сведений об истории и культуре родного края.

6. Воспитывать уважительное, эмоционально-ценностное отношение к культуре и традициям народов края.

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания детей 5-7 лет и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Она представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей на сегодняшний день очевидна. В современном обществе в последние годы отмечается тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе, и такого высокого чувства, как любовь к Родине. Поэтому проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из наиболее актуальных.

О важности данной проблемы свидетельствует принятие Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 г. г.», где подчеркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства. И в этом значительная роль отводится образовательным учреждениям всех уровней – от дошкольного до высшего образования. [2; 46]

Об актуальности патриотического воспитания и изучения родного края детей дошкольного возраста указывал еще Я. А. Каменский. В своем труде «Материнская школа» он отмечал, что до шести лет ребенок должен познать «место, где он родился и живет…». Его идею поддерживали Ж. - Ж. Руссо, И. Г. Пестолоцци, а также русский писатель К. Д. Ушинский. В разработанную им систему воспитания был положен принцип народности, главной чертой которого он считал патриотизм.

Программа гражданско - патриотического воспитания «Я рождён в Чувашии» дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, направленные на усвоение дошкольниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков. Она основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала дошкольников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел.

Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем дошкольников, высокая гражданская позиция, патриотическое сознание детей себя как чувашей, определяющих будущее Чувашии:

в познавательной сфере - развитие интеллектуального потенциала, творческих сил;

в историко – краеведческой - осознание ответственности за судьбу своего края, страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

в социальной - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

в духовно-нравственной сфере - осознание воспитанниками высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка - дошкольника невелик. Это - его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако, люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоконравственную личность, настоящего патриота своей страны. Пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной войны. Поэтому успех в патриотическом воспитании зависит от умения педагогов работать с родителями. Работа педагога с родителями невозможно без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение различных мероприятий. Продуктивность, взаимодействия педагогов и родителей в определенной степени обусловлено оптимальным выбором приемов, методов и форм работы.

Формы работы:

составление родословной «Пишем родословную своей семьи»;

спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;

сбор материалов, запись воспоминаний родственников о Великой Отечественной войне;

«Загляните в семейный альбом»;

встречи за круглым столом «Как молоды мы были…»;

родительское собрание «Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм»;

конференции «Слава защитникам Отечества», посвященные Дню защитников Отечества;

проведение совместных игр «А ну-ка, мальчики и девочки!»;

встреча с родителями – военными «Есть такая профессия – Родину защищать!».

На экскурсиях по улицам города, в Чувашский национальный музей дети получали краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях. Проводили беседы «Где работают ваши родители?», «Люди каких профессий живут в нашем городе» знакомили трудовой деятельностью людей и т. д.

На занятиях о родной стране дети получали географические сведения о территории Чувашии (глобус, карта, расширялось представление о значении государственных символов Чувашии, воспитывалось уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Чувашской Республики. Дети знакомились со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами Чувашии, знаменитыми людьми Чувашии. Формировалось представление о том, что Россия - многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей формировались основы гражданско-патриотических чувств : любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни России.

Большое место в приобщении детей к чувашской народной культуре в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. «Акатуй», «Мункун» и др., которые проходят в нашем детском саду.

Помимо специально организованных образовательной деятельности, бесед, экскурсий, целевых прогулок большая роль в реализации данной задачи отводится совместной деятельности взрослых с детьми. Использовали дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают формировать соответствующие знания и навыки. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств: Праздничный концерт ко Дню пожилого человека, ко Дню Матери; Новогодний утренник; День защитников Отечества; День Победы; День защиты детей; Конкурсы, соревнования, викторины.

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание детей — одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города, потому что любовь к нашему Отечеству начинается с любви к своему краю.

Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее Чувашии.

Список использованной литературы

1. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание. 2003. - №6.- С. 25-27.

2. Рыбалова, И. К. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания  / И. К. Рыбалова // Дошкольное воспитание. -2003.- №6.- стр. 45-50.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ «Чем дальше в будущее входим, тем больше краем родным мы дорожим…» Духовно-нравственное воспитание и гражданско-патриотическое воспитание.

Гражданско-патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников - это воспитание уважения к истории своей страны, к ее национальным традициям, истории.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотизм в сегодняшнем ДОУ – это воспитание в ребёнке нравственных качеств, из которых впоследствии «вырастает» чувство ответственности,.

Патриотическое воспитание дошкольников Рассказ о земляках –героях ВОВ. Цели: - познакомить и рассказать о герое ВОВ Елыбаеве Иллариона Семёновича. - воспитывать бережное и патриотическое.

Патриотическое воспитание дошкольников. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из основных задач.

Патриотическое воспитание дошкольников.Патриотическое воспитание дошкольников. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Патриотическое воспитание дошкольников. Фотоотчёт встречи дошкольников с ветеранами. Праздничный концерт ко Дню победы.Патриотическое воспитание дошкольников. Фотоотчёт встречи дошкольников с ветеранами. Праздничный концерт ко Дню победы. В этом материале я продолжаю разговор о патриотическом воспитании в нашем ДОУ. В предверие празднования Дня победы мы проводим следующие.

Патриотическое воспитание старших дошкольников ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Смирнова Наталья Павловна, муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание детей было и остается одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это - сложный педагогический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 6 сентября 2017 в 23:44
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Остроумова (УИ 412768) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД