Лариса Остроумова
Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. [1; 25]
Публикация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2017
Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Понимая, важность данной проблемы, мы разработали программу гражданско-патриотического воспитания дошкольников «Я рожден в Чувашии». Дошкольное учреждение поставила перед собой цель: создание условий для обогащения знаний детей о родном крае, развитие познавательных, творческих способностей воспитанников; воспитание любви к родному краю и чувство патриотизма и гордости за свою Республику.
Для достижения этой цели наметили решение следующих задач:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Объединить усилия педагогов, родителей и социальных институтов при организации работы по ознакомлению с родным краем, историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками, известными земляками.
3. Формировать представления о столице Чувашии - городе Чебоксары, его истории и достопримечательностях, символике Чувашской Республики.
4. Стимулировать познавательную и двигательную активность дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.
5. Создать условия для восприятия сведений об истории и культуре родного края.
6. Воспитывать уважительное, эмоционально-ценностное отношение к культуре и традициям народов края.
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания детей 5-7 лет и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Она представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей на сегодняшний день очевидна. В современном обществе в последние годы отмечается тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе, и такого высокого чувства, как любовь к Родине. Поэтому проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из наиболее актуальных.
О важности данной проблемы свидетельствует принятие Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 г. г.», где подчеркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства. И в этом значительная роль отводится образовательным учреждениям всех уровней – от дошкольного до высшего образования. [2; 46]
Об актуальности патриотического воспитания и изучения родного края детей дошкольного возраста указывал еще Я. А. Каменский. В своем труде «Материнская школа» он отмечал, что до шести лет ребенок должен познать «место, где он родился и живет…». Его идею поддерживали Ж. - Ж. Руссо, И. Г. Пестолоцци, а также русский писатель К. Д. Ушинский. В разработанную им систему воспитания был положен принцип народности, главной чертой которого он считал патриотизм.
Программа гражданско - патриотического воспитания «Я рождён в Чувашии» дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, направленные на усвоение дошкольниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков. Она основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала дошкольников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел.
Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем дошкольников, высокая гражданская позиция, патриотическое сознание детей себя как чувашей, определяющих будущее Чувашии:
в познавательной сфере - развитие интеллектуального потенциала, творческих сил;
в историко – краеведческой - осознание ответственности за судьбу своего края, страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
в социальной - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
в духовно-нравственной сфере - осознание воспитанниками высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка - дошкольника невелик. Это - его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако, люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоконравственную личность, настоящего патриота своей страны. Пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной войны. Поэтому успех в патриотическом воспитании зависит от умения педагогов работать с родителями. Работа педагога с родителями невозможно без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение различных мероприятий. Продуктивность, взаимодействия педагогов и родителей в определенной степени обусловлено оптимальным выбором приемов, методов и форм работы.
Формы работы:
составление родословной «Пишем родословную своей семьи»;
спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;
сбор материалов, запись воспоминаний родственников о Великой Отечественной войне;
«Загляните в семейный альбом»;
встречи за круглым столом «Как молоды мы были…»;
родительское собрание «Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм»;
конференции «Слава защитникам Отечества», посвященные Дню защитников Отечества;
проведение совместных игр «А ну-ка, мальчики и девочки!»;
встреча с родителями – военными «Есть такая профессия – Родину защищать!».
На экскурсиях по улицам города, в Чувашский национальный музей дети получали краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях. Проводили беседы «Где работают ваши родители?», «Люди каких профессий живут в нашем городе» знакомили трудовой деятельностью людей и т. д.
На занятиях о родной стране дети получали географические сведения о территории Чувашии (глобус, карта, расширялось представление о значении государственных символов Чувашии, воспитывалось уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Чувашской Республики. Дети знакомились со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами Чувашии, знаменитыми людьми Чувашии. Формировалось представление о том, что Россия - многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей формировались основы гражданско-патриотических чувств : любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни России.
Большое место в приобщении детей к чувашской народной культуре в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. «Акатуй», «Мункун» и др., которые проходят в нашем детском саду.
Помимо специально организованных образовательной деятельности, бесед, экскурсий, целевых прогулок большая роль в реализации данной задачи отводится совместной деятельности взрослых с детьми. Использовали дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают формировать соответствующие знания и навыки. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств: Праздничный концерт ко Дню пожилого человека, ко Дню Матери; Новогодний утренник; День защитников Отечества; День Победы; День защиты детей; Конкурсы, соревнования, викторины.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание детей — одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города, потому что любовь к нашему Отечеству начинается с любви к своему краю.
Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее Чувашии.
Список использованной литературы
1. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание. 2003. - №6.- С. 25-27.
2. Рыбалова, И. К. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания / И. К. Рыбалова // Дошкольное воспитание. -2003.- №6.- стр. 45-50.