Наталья Смирнова
Патриотическое воспитание старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Смирнова Наталья Павловна, муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2 «Светлячок» г. Новокубанска муниципального образования Новокубанский район,
Социальный педагог, Воспитатель
Публикация «Патриотическое воспитание старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Статья посвящена вопросам воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Формированию любви к родному городу, краю. Систематизации знаний по истории и культуре родного края. Развитию познавательно-исследовательской базы. Поставлены цели и задачи патриотического воспитания, перечислены средства для выполнения задач и определены ожидаемые результаты работы. Предлагается к рассмотрению один из проектов по ознакомлению с родным краем.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, проект,
Патриотическое воспитание – одна из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. (С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова стр. 496, 2003г.) Государство пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный, что фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал происходит в дошкольном возрасте. «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее», - подчеркнул Путин.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя любовь к близки людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.
Академик Д. С. Лихачё в писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
Нужно помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувствах восхищения своим городом, своей страной. Эти чувства возникают не мгновенно, это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Положительный результат можно достичь работая не только на специально организованной образовательной деятельности, но и вне её.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь.
" В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, - писал Ушинский - т. к. воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности воспитателя в деле воспитания. Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер. "
Реализация государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, начиная с 2001 года, позволила создать систему патриотического воспитания и обеспечить её устойчивое функционирование. Итогом реализации государственных программ стала тенденция углубления в массовом сознании населения понимания российского патриотизма как духовного ориентира и важнейшего ресурса развития современного российского общества.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (далее - Программа, является логическим продолжением, в развивающихся социально-экономических и политических условиях второго десятилетия XXI века, ранее принятых государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Цель моей работы формирование патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.
Патриотическое воспитание решает ряд задач :
- нравственного воспитания;
- умственного воспитания;
- трудового воспитания;
- эстетического воспитания;
- физического воспитания.
Были поставлены следующие задачи:
1. Воспитание у дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
2. Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивыми, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
3. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях малой родины, культурных мероприятиях и социальных акциях.
4. Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу. Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному городу (селу).
5. Формировать у детей представления о символике родного города (герб, флаг, гимн).
6. Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.
Для выполнения поставленных задач были запланированы ООД, беседы, ознакомление с художественной литературой, игры, работа с родителями.
В своей работе использую средства патриотического воспитания :
- само окружение, в котором живут дети;
- знакомство с символикой государства;
- праздники, которые отмечаются в стране и крае;
- важные события страны и края;
- знакомство с историей своей «Малой родиной»;
- произведения художественной литературы;
- произведения изобразительного искусства;
- музыкальные произведения;
- использование медиатеки (презентации).
Ожидаемый результат:
• У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине.
• Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу.
• Он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, правилах поведения в городе.
• Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и на центральных улицах родного города.
• Знает и стремится выполнять правила поведения в городе.
• Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, обращает внимание на эстетическую среду города.
• Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям.
• Ребенок с удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование.
• С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины, в детское коллекционирование.
• Проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
• Проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
• Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.).
Новизна заключается в разработке работы по воспитанию патриотических чувств детей к родному краю в ДОУ.
Д. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей : от выявления возможностей и прошлого опыта – к современному планированию и реализации намеченного.
Предлагаю к рассмотрению один из проектов:
Продолжительность проекта: долгосрочный
Тип проекта: исследовательски-творческий.
Участники проекта: дети дошкольной группы; родители.
Возраст детей: 5-7 лет.
Цель проекта: систематизация знаний детей о родном городе, крае
Задачи проекта:
Обучающие:
• Развивать познавательный интерес к изучению родного города, края.
• Формировать знания о быте, традициях казачества, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
• Обогатить знания дошкольников о городе Новокубанске, его истории, достопримечательностях, богатствах города.
Развивающие:
• Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.
• Прививать навыки познавательной творческой деятельности.
• Развивать творческие способности детей.
• Развивать нравственно-патриотические качества : гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города, края.
Воспитательные :
• Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.
• Прививать навыки здорового образа жизни.
• Воспитывать уважение к труду новокубанцев, создающих красивый город.
• Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.
Формы реализации проекта:
1. Игровая деятельность
• дидактические игры: Собери флаг Кубани, России, Новокубанского района, «Мир растений», «Мир животных», «Мой город»;
• кубанские игры: «КРАДУ КАВУНЫ (арбузы)», ««ХЛИБЧИК»», «КУБАНКА»;
• с/р «Семья».
2. Познавательное развитие.
• экскурсии в музей;
• Рассматривание иллюстраций «О чем расскажут фотографии»;
3. Конструирование
• изготовление построек «Мой дом», «Наш город».
4. Художественно – творческая деятельность
• Рисование «Животные, которые живут рядом со мной», «Мой город».
• Аппликация «Флаг моей Родины».
5. Развитие речи
• беседы с детьми «Наш родной край», «Праздники в нашей семье», «Природа родного края»;
• чтение и заучивание потешек;
• чтение и разъяснение пословиц и поговорок о Родине;
6. Формы и методы работы с родителями.
• Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край».
• Художественно-творческая продуктивная деятельность в семье на различные темы.
• Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами русского и национального быта.
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
Дошкольники будут знать :
• Наиболее важные исторические события истории родного города и края.
• Символику города и края.
• Писателей и поэтов города и края, их творчество.
• Обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества.
Оценка результатов:
1. Для оценки эффективности данного проекта провести наблюдение за поведением и общением детей.
2. Провести анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры)
3. Провести анкетирование родителей по оценке эффективности проекта
Этапы реализации проекта:
Этапы Содержание Сроки
Этап № 1 Подготовительный:
-диагностирование детей
- Изучение методической литературы;
- Подбор специальной литературы;
- Разработка методического материала к проекту. Сентябрь 2012 г.
Этап № 2 Практический;
- Познавательный,
- игровой,
- творческий. Октябрь 2012 г.
Этап № 3 Завершающий:
Контрольно-оценочный. Май 2013 г.
План проведения деятельности
Сентябрь 1. Опрос детей по темам: «Мой любимый
город», «Мой край».
Октябрь 1. Знакомство с историей города, края.
2. Знакомство с казачьими играми
Ноябрь 1. Одежда казака.
Декабрь 1. Выставка «Кубанская сказка»
2. Атрибуты казака.
Январь 1. Верный друг казака – конь.
2. Чтение народных сказок.
Февраль 1. «Ремесла и промыслы на Кубани»
2. Чтение произведений «Праздники, традиции, обычаи, обряды».
Март 1. Составление рассказа
2. Заучивание стихотворений
3. Изготовление книжки-малышки «Семейные традиции»
Апрель 1. Создание газеты
2. Экскурсия в музей.
Май 1. Награждение победителей конкурса рисунков «Кубанская сказка».
2. Итоговой мероприятие проведение встреч с представителями казачества.
Методическое обеспечение:
1. Программа О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Спб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998 г.
2. Разделы программы «Детство»
3. «Дошкольнику - об истории и культуре России» : Данилина, Г. Н.
4. «Дошкольное воспитание» № 4 2009 год В. Маркова. «Шлем тебе, Кубань родная, до сырой земли поклон».
5. «Дошкольное воспитание» № 11 2011 год Микрюкова Ю. «Какая она – моя Кубань?»
6. «Дошкольное воспитание» № 11 2011 год Прасолова З. «Приобщаем к традиционной культуре Кубани».
7. «Дошкольное воспитание» № 11 2011 год Коненко Т., Шелуха О. «Чтим традиции и обычаи»
Проанализировав результаты работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников, можно с уверенностью сказать, что дети знают и интересуются городом и краем. Наблюдается положительная динамика в воспитании бережного отношения к красоте окружающего мира, заложены ростки любви к родному городу и краю. У дошкольника формируется исследовательская база.
Детство – один из наиболее важных этапов в жизни ребенка. Становление человека, гражданина происходит в самый нежный и чувствительный период жизни. Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Сила воздействия целенаправленной и систематической работы состоит в том, чтобы показывать детям любовь к Родине, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества. Стать людьми ответственными, чувствующими причастие к родному краю, городу.
Если ребенок бережно относится к своему городу, краю то можно с уверенностью сказать, что он станет патриотом свое страны.
Список литературы
1. Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом : Конспекты занятий, - М. : ТЦ «Сфера», 1999.
2. Бушнева И. М., Якунина И. М., Мартынова Е. А., Шапошникова С. В. и др. Педагогические советы – Волгоград: Учитель, 2012.
3. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В. и др. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010
4. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014
5. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
6. Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать (Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2003.
7. Натарова В. И., Карпухина Н. И., Фельдшерова Н. А. и др. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
8. Савченко В. И. Авторизованная «Программа нравственно – патриотического и духовного воспитания дошкольников». Методические рекомендации. СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.