Получи документы

Патриотическое воспитание старших дошкольников

Наталья Смирнова
Патриотическое воспитание старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Смирнова Наталья Павловна, муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2 «Светлячок» г. Новокубанска муниципального образования Новокубанский район,

Социальный педагог, Воспитатель

Публикация «Патриотическое воспитание старших дошкольников» размещена в разделах

Статья посвящена вопросам воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Формированию любви к родному городу, краю. Систематизации знаний по истории и культуре родного края. Развитию познавательно-исследовательской базы. Поставлены цели и задачи патриотического воспитания, перечислены средства для выполнения задач и определены ожидаемые результаты работы. Предлагается к рассмотрению один из проектов по ознакомлению с родным краем.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, проект,

Патриотическое воспитание – одна из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. (С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова стр. 496, 2003г.) Государство пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный, что фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал происходит в дошкольном возрасте. «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее», - подчеркнул Путин.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя любовь к близки людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

Академик Д. С. Лихачё в писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

Нужно помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувствах восхищения своим городом, своей страной. Эти чувства возникают не мгновенно, это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Положительный результат можно достичь работая не только на специально организованной образовательной деятельности, но и вне её.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь.

" В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, - писал Ушинский - т. к. воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности воспитателя в деле воспитания. Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер. "

Реализация государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, начиная с 2001 года, позволила создать систему патриотического воспитания и обеспечить её устойчивое функционирование. Итогом реализации государственных программ стала тенденция углубления в массовом сознании населения понимания российского патриотизма как духовного ориентира и важнейшего ресурса развития современного российского общества.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (далее - Программа, является логическим продолжением, в развивающихся социально-экономических и политических условиях второго десятилетия XXI века, ранее принятых государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Цель моей работы формирование патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание решает ряд задач :

- нравственного воспитания;

- умственного воспитания;

- трудового воспитания;

- эстетического воспитания;

- физического воспитания.

Были поставлены следующие задачи:

1. Воспитание у дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

2. Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивыми, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.

3. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях малой родины, культурных мероприятиях и социальных акциях.

4. Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу. Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному городу (селу).

5. Формировать у детей представления о символике родного города (герб, флаг, гимн).

6. Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.

Для выполнения поставленных задач были запланированы ООД, беседы, ознакомление с художественной литературой, игры, работа с родителями.

В своей работе использую средства патриотического воспитания :

- само окружение, в котором живут дети;

- знакомство с символикой государства;

- праздники, которые отмечаются в стране и крае;

- важные события страны и края;

- знакомство с историей своей «Малой родиной»;

- произведения художественной литературы;

- произведения изобразительного искусства;

- музыкальные произведения;

- использование медиатеки (презентации).

Ожидаемый результат:

• У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине.

• Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу.

• Он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, правилах поведения в городе.

• Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и на центральных улицах родного города.

• Знает и стремится выполнять правила поведения в городе.

• Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, обращает внимание на эстетическую среду города.

• Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям.

• Ребенок с удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование.

• С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины, в детское коллекционирование.

Проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.

Проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.

• Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.).

Новизна заключается в разработке работы по воспитанию патриотических чувств детей к родному краю в ДОУ.

Д. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей : от выявления возможностей и прошлого опыта – к современному планированию и реализации намеченного.

Предлагаю к рассмотрению один из проектов:

Продолжительность проекта: долгосрочный

Тип проекта: исследовательски-творческий.

Участники проекта: дети дошкольной группы; родители.

Возраст детей: 5-7 лет.

Цель проекта: систематизация знаний детей о родном городе, крае

Задачи проекта:

Обучающие:

• Развивать познавательный интерес к изучению родного города, края.

• Формировать знания о быте, традициях казачества, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.

• Обогатить знания дошкольников о городе Новокубанске, его истории, достопримечательностях, богатствах города.

Развивающие:

Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.

• Прививать навыки познавательной творческой деятельности.

• Развивать творческие способности детей.

• Развивать нравственно-патриотические качества : гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города, края.

Воспитательные :

• Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.

• Прививать навыки здорового образа жизни.

Воспитывать уважение к труду новокубанцев, создающих красивый город.

• Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.

Формы реализации проекта:

1. Игровая деятельность

дидактические игры: Собери флаг Кубани, России, Новокубанского района, «Мир растений», «Мир животных», «Мой город»;

кубанские игры: «КРАДУ КАВУНЫ (арбузы)», ««ХЛИБЧИК»», «КУБАНКА»;

• с/р «Семья».

2. Познавательное развитие.

• экскурсии в музей;

• Рассматривание иллюстраций «О чем расскажут фотографии»;

3. Конструирование

• изготовление построек «Мой дом», «Наш город».

4. Художественно – творческая деятельность

• Рисование «Животные, которые живут рядом со мной», «Мой город».

• Аппликация «Флаг моей Родины».

5. Развитие речи

• беседы с детьми «Наш родной край», «Праздники в нашей семье», «Природа родного края»;

• чтение и заучивание потешек;

• чтение и разъяснение пословиц и поговорок о Родине;

6. Формы и методы работы с родителями.

• Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край».

• Художественно-творческая продуктивная деятельность в семье на различные темы.

• Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами русского и национального быта.

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

Дошкольники будут знать :

• Наиболее важные исторические события истории родного города и края.

• Символику города и края.

• Писателей и поэтов города и края, их творчество.

• Обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества.

Оценка результатов:

1. Для оценки эффективности данного проекта провести наблюдение за поведением и общением детей.

2. Провести анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры)

3. Провести анкетирование родителей по оценке эффективности проекта

Этапы реализации проекта:

Этапы Содержание Сроки

Этап № 1 Подготовительный:

-диагностирование детей

- Изучение методической литературы;

- Подбор специальной литературы;

- Разработка методического материала к проекту. Сентябрь 2012 г.

Этап № 2 Практический;

- Познавательный,

- игровой,

- творческий. Октябрь 2012 г.

Этап № 3 Завершающий:

Контрольно-оценочный. Май 2013 г.

План проведения деятельности

Сентябрь 1. Опрос детей по темам: «Мой любимый

город», «Мой край».

Октябрь 1. Знакомство с историей города, края.

2. Знакомство с казачьими играми

Ноябрь 1. Одежда казака.

Декабрь 1. Выставка «Кубанская сказка»

2. Атрибуты казака.

Январь 1. Верный друг казака – конь.

2. Чтение народных сказок.

Февраль 1. «Ремесла и промыслы на Кубани»

2. Чтение произведений «Праздники, традиции, обычаи, обряды».

Март 1. Составление рассказа

2. Заучивание стихотворений

3. Изготовление книжки-малышки «Семейные традиции»

Апрель 1. Создание газеты

2. Экскурсия в музей.

Май 1. Награждение победителей конкурса рисунков «Кубанская сказка».

2. Итоговой мероприятие проведение встреч с представителями казачества.

Методическое обеспечение:

1. Программа О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Спб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998 г.

2. Разделы программы «Детство»

3. «Дошкольнику - об истории и культуре России» : Данилина, Г. Н.

4. «Дошкольное воспитание» № 4 2009 год В. Маркова. «Шлем тебе, Кубань родная, до сырой земли поклон».

5. «Дошкольное воспитание» № 11 2011 год Микрюкова Ю. «Какая она – моя Кубань?»

6. «Дошкольное воспитание» № 11 2011 год Прасолова З. «Приобщаем к традиционной культуре Кубани».

7. «Дошкольное воспитание» № 11 2011 год Коненко Т., Шелуха О. «Чтим традиции и обычаи»

Проанализировав результаты работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников, можно с уверенностью сказать, что дети знают и интересуются городом и краем. Наблюдается положительная динамика в воспитании бережного отношения к красоте окружающего мира, заложены ростки любви к родному городу и краю. У дошкольника формируется исследовательская база.

Детство – один из наиболее важных этапов в жизни ребенка. Становление человека, гражданина происходит в самый нежный и чувствительный период жизни. Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Сила воздействия целенаправленной и систематической работы состоит в том, чтобы показывать детям любовь к Родине, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества. Стать людьми ответственными, чувствующими причастие к родному краю, городу.

Если ребенок бережно относится к своему городу, краю то можно с уверенностью сказать, что он станет патриотом свое страны.

Список литературы

1. Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом : Конспекты занятий, - М. : ТЦ «Сфера», 1999.

2. Бушнева И. М., Якунина И. М., Мартынова Е. А., Шапошникова С. В. и др. Педагогические советы – Волгоград: Учитель, 2012.

3. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В. и др. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010

4. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014

5. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

6. Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать (Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2003.

7. Натарова В. И., Карпухина Н. И., Фельдшерова Н. А. и др. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

8. Савченко В. И. Авторизованная «Программа нравственно – патриотического и духовного воспитания дошкольников». Методические рекомендации. СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»Фотоотчет «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников» " День Российского флага" Нравственно - патриотическое воспитание считается одно из самых сложных направлений. Для маленького ребенка.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотизм в сегодняшнем ДОУ – это воспитание в ребёнке нравственных качеств, из которых впоследствии «вырастает» чувство ответственности,.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников на  основе духовно нравственных ценностей МКДОУ Евстратовский детский сад Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников на  основе духовно нравственных ценностей Подготовил:.

Нравственно — патриотическое воспитание старших дошкольниковНравственно — патриотическое воспитание старших дошкольников О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость.

Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста. Грабарь Э. А., воспитатель МБДОУ детский сад №5 «Незабудка», Г. Старый Оскол.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.

Патриотическое воспитание дошкольников. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из основных задач.

Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края (из опыта работы) Из опыта работы воспитателя Мартыновой О. Н. : Тема «Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного.

Педагогическая концепция «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников» МКДОУ Евстратовский детский сад Россошанского муниципального района Воронежской области Педагогическая концепция Нравственно-патриотическое.

Педагогический проект «Патриотическое воспитание старших дошкольников на основе творчества Павла Петровича Бажова»Педагогический проект «Патриотическое воспитание старших дошкольников на основе творчества Павла Петровича Бажова» Пояснительная записка В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание старших дошкольников
Опубликовано: 24 марта 2017 в 00:09
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Смирнова (УИ 952063) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД