Получи документы

Педагогическая концепция «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»

Евгения Соколова
Педагогическая концепция «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников

МКДОУ Евстратовский детский сад Россошанского муниципального района Воронежской области

Педагогическая концепция

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников

на основе духовно нравственных ценностей.

Выполнил воспитатель :

Публикация «Педагогическая концепция „Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников“» размещена в разделах

Соколова Е. В. 1 категории

2017 год

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский

1 раздел

Введение:

Актуальность темы:

На сегодняшний день проблема обновления образовательных систем с целью гармоничного развития каждого человека имеет всеобъемлющий характер, человечество столкнулось с тяжелыми проблемами межнациональных разногласий, проблемами общечеловеческих отношений,

ужасом надвигающейся экологической катастрофы, небрежным отношением к огромным пластам человеческой культуры, обнищание духовно – нравственных ценностей.

В последние годы в России многое делается для укрепления

духовно-нравственных ценностей. Воспитание у каждого человека чувства любви к Родине, гордости за достижения страны, готовности встать на защиту ее интересов, является главной задачей государства. Таким образом, основой патриотизма является знание и уважение истории своего Отечества, преемственность поколений, историческое сознание.

Воспитание патриотизма является сложным, комплексным процессом. На наш взгляд, патриотизм не должен быть ложным, он не должен превращаться в национализм, в нем не должно быть ни искусственного сгущения мрачных красок, ни фальшивого оптимизма, проистекающего из ложно направленного патриотического чувства, он не должен быть официально-торжественным, принудительным.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине всегда традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по обучению детей нравственно патриотического воспитания. На наш взгляд, решением данной проблемы, стала, реализация патриотического воспитания на основе духовно - нравственного обучения дошкольника.

Сегодня детские сады работают по многим направлениям по воспитанию патриотического направления, в одном учреждении накоплен интереснейший опыт работы по региональному компоненту, в другом — по ознакомлению с народным искусством, в третьем — отработана методика патриотического воспитания путем изучения быта, традиций России и т. п. Но по своему опыту я вижу, что этого не достаточно для того чтобы воспитать в человеке не притворную, искренно, по доброй воле, из глубины души любовь к своей Родине. Как писал Иван Александрович Ильин, великий русский философ : «Любить можно только самому, искренно, по доброй воле, из глубины. Нельзя любить Бога, родину и людей по приказу и перестать любить в силу запрета. Вынужденное доказательство преданности, расчетливый, казенный патриотизм - есть притворство и обман; такое притворство ни к чему хорошему не ведет; такой обман никому не нужен»

В своей работе я пытаюсь создать эскиз системы духовно нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

В моей работе важную роль в патриотическом воспитании играет дополнительная образовательная программа Л. Л. Шевченко "Добрый мир" (духовно - нравственная культура, по которой я работаю с детьми с 2013 года.

Таким образом, через дополнительное образование я стремлюсь создавать ситуации, которые вызывают у детей положительные эмоции и переживания, побуждают их к активному участию в познавательной и практической деятельности. Интереснее всего это проходит через создание проектов, в осуществлении которых происходит объединение индивидуальных и коллективных интересов, что способствует развитию патриотизма и культуры межнациональных отношений. Творческая деятельность детей, обучение и воспитание на традициях народного искусства в рамках программ дополнительного образования - наиболее эффективная форма патриотического воспитания подрастающего поколения.

Основная часть:

Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего МКДОУ Евстратовского детского сада анкетирование показывает:

o к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;

o у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;

o 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;

o 40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;

o 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Для реализации модели использую интегрированный подход: включение форм работы во все виды детской деятельности;

1. Игровая.

2. Коммуникативная.

3. Познавательно-исследовательская.

4. Восприятие художественной литературы и фольклора.

5. Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

6. Конструирование из разного материала.

7. Изобразительная (рисование, лепка, аппликация).

8. Музыкальная.

9. Двигательная.

Использование регионального компонента.

Работа спланирована в сотрудничестве с семьей.

Разработан собственный комплекс методических приемов, которые обеспечивают эффективное решение воспитательно-образовательных задач.

Данная модель построена на принципах развивающего обучения и основана на позитивной — концепции.

Она состоит из нескольких направлений:

Первое направление: Я и моя семья

Второе направление: Мир людей.

Третье направление Человек — труженик.

Четвертое направление Экология.

Пятое направление «Родина моя – бескрайняя Россия».

Шестое направление История.

Седьмое направление Культура.

Первое направление:

Я и моя семья

Работа в целях реализации которого заключается в формировании духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, прежде всего к матери и детскому саду. Все начинается с родного дома и матери и с традиций семьи. Эта задача традиционно решалась в дошкольных учреждениях, но сегодня ощущается необходимость усилить работу в этом направлении, сделать ее более содержательной. Семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше уделяют внимание детям и их воспитанию, растет число неполных семей. Мы забыли нашу русскую традицию, это молитва к Богу, семейные беседы о православных ценностях. Молитва даст ребенку духовную гармонию; пусть он переживет ее по-русски. Молитва даст ему источник духовной силы - русской силы, она научит ребёнка и взрослого отвлекаться от негативных мыслей. Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому — к родному дому, детскому саду, любовь к Богу, а ведь это основа основ духовно патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

Второе направление:

Мир людей их правила и традиции.

Это направление работы я определяю следующим содержанием:

1. Родившись, человек становиться частью общества. Сначала — это семья, группа детского сада, соседи, но уже в этих маленьких сообществах действуют разные правила и традиции, которые выполняют все члены этого сообщества. В жизни также существуют правила: правила дорожного движения, правила безопасности, правила гигиены, правила поведения в общественных местах. В обществе взрослых, помимо правил, действуют законы. Выполнение законов обязательно для всех в равной степени.

2. В основе работы по социальному развитию стоят задачи воспитания гуманных отношений, эмоциональной привязанности и доверие к близким взрослым и сверстникам, стремление к взаимопониманию. Посещение музеев, театров, выставок, музеев, памятников, проведение экскурсий и прогулок, демонстрация фильмов.

3. Знакомить детей с отдельными зарубежными странами и элементами их культуры, расширив в своем сознании границы мира.

Третье направление:

Человек — труженик

Ребенок должен с раннего детства почувствовать творческую радость и силу труда, его необходимость, его почетность, его смысл. В русском ребенке должна пробудиться склонность к добровольному, творческому труду, и из этой склонности он должен почувствовать и осмыслить Россию как бесконечное и едва початое трудовое поприще. Тогда в нем пробудится живой интерес к русскому национальному хозяйству, воля к русскому национальному богатству, как источнику духовной независимости и духовного расцвета русского народа. Пробудить в нем все это - значит заложить в нем основы духовной почвенности и хозяйственного патриотизма.

Четвертое направление:

Экология.

Казалось бы, какая может быть взаимосвязь между патриотическим воспитанием и экологией? А ведь воспитатель должен не только дать представление о природе и ее законах, но и научить детей видеть ее красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, жить в ней, не нарушая ее ритма, защищать ее.

Пятое направление:

«Родина моя – бескрайняя Россия».

Русский ребенок должен увидеть воображением пространственный простор своей страны, это национально- государственное наследие России. Он должен понять, что народ живет не для земли и не ради земли, но что он живет на земле и от земли. И что территория необходима ему, как воздух и солнце… Нужно постепенно подводить ребенка к пониманию того, что - у каждого россиянина есть своя малая Родина — город, село, привязанность к которому он испытывает с детства.

Шестое направление:

История.

Русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин, сын великого славянского племени и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собою величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету. Необходимо пробудить в ребенке уверенность, что история русского народа есть живая сокровищница, источник живого наущения мудрости и силы. В нашей жизни обязательно всегда, что - то менялось, менялся сам уклад жизни, менялись люди, дома, заводы, неизменными остались монастыри, церкви и сам их жизненный уклад. Русский человек на протяжении всей истории всегда воспитывался в духе православного человека, и это всегда была могучая непобедимая, сплоченная сила России. Поэтому надо детей с раннего детства знакомить с православной жизнью России - с её богатством, церквами, монастырями.

Ребёнок должен знать историю своего края.

Одинаково интересным и важным для детей является знакомство с жизнью и творчеством отечественных художников, военачальников, писателей, композиторов и многих других достойных сынов и дочерей России. Жития святых и героев. - Чем раньше и чем глубже воображение ребенка будет пленено живыми образами национальной святости и национальной доблести, тем лучше для него. Образы святости - пробудят его совесть, а русскость святого - вызовет в нем чувство соучастия в святых делах. Дополнительно нужно сделать акцент на знакомстве с судьбой и творческим вкладом наших земляков в историю и культуру всей страны. Приобщение детей к богатствам русской литературы.

Седьмое направление:

Культура

Патриотическое воспитание в детском саду — это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Раздел «Культура» — еще одно направление в моей работе. Содержание этого раздела:

1. Праздники: народные, обрядовые, посвященные памятным датам. Ребенок должен слышать русскую песню еще в колыбели. Пение принесет ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими

2. Развлечения.

Через песню, сказку, овладевая языком своего народа, его традициями, обычаями, дети получают представление о культуре своего народа. Музыка является посредником между личностью и обществом. И хотя у разных народов музыка разная, но одно ясно, что музыка и песня отвечают характеру народа, его жизни, истории, его национальному духу. Каждый народ имеет свои музыкальные инструменты, свои напевы, создающие характерный звуковой и ритмический тон.

3. Занятия по знакомству с местным народным промыслом.

Знакомство с декоративно-прикладным искусством разных народов Росси является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств. Через это направление работы дети узнают и сохраняют наследие, дошедшее до нашего времени ремесло.

Итогом моей работы с детьми по воспитанию нравственно-патриотических чувств, стало участие воспитанников в конкурсах разного уровня:

Всероссийский уровень:

1. Диплом за победу во Всероссийском педагогическом конкурсе

"Организация и проведение праздничного мероприятия»

«Дню победы посвящается»

2. Всероссийский фестиваль методических разработок по нравственно – патриотическому воспитанию : «Моя малая Родина»

3. 10 Всероссийский конкурс работ в области педагогики,

работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя»,тема «Свой край люби и знай»

Районный уровень:

1. Грамота 1 место за участие в районном Епархиальном конкурсе рисунка на асфальте «Мамочка моя» 2014 год

2. Диплом 2 степени городского фестиваль конкурса «Весёлые карапузики» 2014 год

3. Грамота 1 место В Епархиальном конкурсе чтецов «Живое слово» 2014 год

4. Грамота за 2 место в районном конкурсе Россошанской Епархии «Пасхальная весна – Весна победы» 2015 год

5. Грамота 3 место в Епархиальном конкурсе проектов «Православные традиции семьи» 2015г.

6. Грамота победителям в Пасхальном фестивале «Пою Богу моему» 2016 год

7. Грамота победителям Епархиального конкурса «Рождественский перепев» 2016 год.

8. Грамота 1 место в Епархиальном конкурсе проектов «Православные традиции семьи» 2016г.

9. Грамота за 1 место в Епархиальном конкурсе рисунка на асфальте «Мамочка моя».2016г.

10. Грамота победителям в Епархиальном конкурсе Христославов «Рождественский перепев» 2017г

11. Грамота отд. Образования и молод. Политике администрации Россошанского муниципального района Воронежской области победителя в район. конкурсе родительских собраний Приказ №101 от 03.06.2013г

Также дети являются активными участниками организованных в ДОУ проектов:

1. «Православная традиция семьи» долгосрочный проект 2014 -2016 год

2 «Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности дошкольника»

3 Проект «Здоров будешь, все добудешь»;

4 Проект по основам пожарной безопасности на тему: «Пожарная безопасность. Служба спасения 01»

5. Мастерская - выставка (изготовление благодарственных открыток, писем для родителей, для детей в рамках милосердия);

6. Проект «Ярмарка»

7 Проект «Родительских собраний».

Заключение:

Предполагаемый результат:

1. Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

3. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.

4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Достигнутые результаты:

рост познавательной активности детей повысился на 24 %,

анализ результатов усвоения знаний по программе «Детство» показал: среднее развитие у 73% детей, выше среднего у 20% детей,

высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками районных конкурсов, спортивных соревнований с воспитанниками других МКДОУ города, где занимают призовые места,

повышение активности родителей в делах группы

Мы воспитываем гражданина, от которого будет зависеть наше будущее. Я разделяю точку зрения А. С. Макаренко, который писал: «…наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Источники информации:

https://doshvozrast.ru/metodich/pedoput40.htm

1. Лушников В. И., заведующий кафедрой педагогики и коррекционной работы ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

2. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. – 1998.

3.https://otvaga2004.narod.ru/ Специализированный сайт на военно-патриотическую тематику.

4.https://www.patriotika.ru/ Информационная база: патриотизм и проблемы его развития в России.

5. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. М. : "Перспектива", 2008.

6. Гликман И. З. Воспитатика. Учебник для студентов педагогических вузов. Часть 1. М. : НИИ школьных технологий, 2009.

7. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : Учебник для студ. М. : "Академия", 2006.

8. Кондыринская Л. А. Патриотическое воспитание дошкольников. Московский институт повышения квалификации работников образования. Лаборатория дошкольного воспитания. М. : 1996.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Гвоздева Л. Л., воспитатель МБДОУ ДС№46 «Вишенка» г. Старый Оскол Как у маленького.

Фотоотчет «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»Фотоотчет «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников» " День Российского флага" Нравственно - патриотическое воспитание считается одно из самых сложных направлений. Для маленького ребенка.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших.

Моя педагогическая концепция «Воспитание экологической культуры дошкольников» МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «Воспитание экологической культуры дошкольников» 1слайд Я хочу, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы,.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников В условиях современного общества, где имеют место политические и военные конфликты, опасность террористического нападения, экономическая.

Нравственно — патриотическое воспитание старших дошкольниковНравственно — патриотическое воспитание старших дошкольников О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории:.

Педагогический проект «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (часть 1) 1 СЛАЙД «Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для.

Педагогический проект «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (часть 2) 5 СЛАЙД В реализации моего проекта можно выделить следующие этапы, которые связаны с переходом детей из одной возрастной группы в другую.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Проект «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» «В Конституции общенародная ответственность за Родину перед.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая концепция «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»
Опубликовано: 24 февраля 2017 в 23:08
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая концепция «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Соколова (УИ 229520) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД