ОКСАНА Серова
Патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотизм в сегодняшнем ДОУ – это воспитание в ребёнке нравственных качеств, из которых впоследствии «вырастает» чувство ответственности, любви, интерес к стране, трудолюбие, желание доводить дело до конца; ощущение принадлежности своей земле, своему народу; сознание собственной востребованности в этой стране.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Главный мотив в патриотическом воспитании – это воспитание в ребятах чувства ответственности. Оно – залог патриотизма. Ведь если понятие «патриотизм» разложить на составляющие, в нё м обнаружатся:
- эмоциональная привязанность;
- чувство собственного достоинства, чувство ответственности;
- готовность работать, желание любую работу выполнять хорошо.
Воспитание честности тоже закладывает основу для патриотизма. На патриотизм необходимо смотреть с глубиной, точно определяя, из каких «ростков» он пробирается.
Патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина.
Опыт подсказывает, что уже в дошкольном возрасте ребёнок может и должен знать, в какой стране он живёт, чем она отличается от других стран, что наше Отечество укреплялось и развивалось в борьбе с врагами, что лучшие люди отдали свои жизни.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр диафильмов, целенаправленные игры и, конечно, личный пример педагогов нашего коллектива и родителей. На детей сильное впечатление производят рассказы о героях Великой Отечественной войны и труда.
В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются :
1. Задачи эстетического и нравственного воспитания.
Слушание и разучивание песен, стихов о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны. Развитие детского творчества через наблюдение окружающего мира.
2. Задачи физического воспитания.
Развитие таких качеств, как сила, смелость, ловкость, через спортивные игры с военно-патриотическим содержанием.
3. Приобщение дошкольников к трудовой деятельности.
4. Формирование бережного отношения к природе.
Источником формирования у ребёнка любви к родным местам является и участие его в общественно – полезном труде, и гражданская ответственность родителей, близких.
С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любимым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.
Каждый вид деятельности создаёт благоприятные возможности для осуществления определённых задач воспитания :
- на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребёнка;
- в игре – навыки коллективизма;
- в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они дошкольникам? Из опыта работы и своих наблюдений можно дать ответ: детям, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Патриотизм – это высшее социальное чувство. Грязная улица вызывает досаду, но не отвращение. Мы стремимся к тому, чтобы подобные явления вызывали у ребят желание исправить ситуацию. Акцент делаем на то, что это плохо, что не нужно так делать, что когда ты будешь взрослым, ты не должен подобного допускать.
В дошкольном возрасте важным для патриотического воспитания является воспитание в ребёнке человеческих качеств, начиная с элементарного чувства привязанности, которое необходимо начинать воспитывать с привязанности к дому, детскому саду, к любимой игрушке, воспитательнице. Воспитание патриотизма начинается в первую очередь с создания для ребёнка тёплой, уютной атмосферы.
Реализуя программу национально-регионального компонента, дети также изучают исторические факты, события, отражающие национальный менталитет, специфику жизненного уклада и национальных особенностей в патриотическом аспекте.
Давно известно, что память в корнях своего происхождения является свойством духовной стойкости. Исторические факты, события обогащаются былинами, сказками, что усиливает их личностную значимость.
Реализация системы патриотического воспитания.
Перечень документов, необходимые для работы по патриотическому воспитанию дошкольников :
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
2. Закон «О днях воинской славы России»;
3. Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг».
В работе по патриотическому воспитанию дошкольников можно использовать следующие методы:
1. Целевые прогулки и экскурсии;
2. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике района, города, улицы, воздвигаемых новостройках и т. д);
3. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;
4. Беседы с детьми о столице Республики, о родном городе;
5. Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);
6. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
7. Знакомство детей с народной декоративной росписью, с элементами коми орнамента;
8. Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество;
9. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. д.);
10. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за хорошее поведение в общественных местах;
11. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свое село и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самый сильнодействующий фактор воспитания).
Формируя начала патриотических чувств у детей, важно воспитывать в них уважение к ветеранам войны и труда:
- провести беседы о подвигах советских воинов в период Великой Отечественной войны;
- рассказать о детях - войны;
- устроить тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны.
Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданственных чувств и общественных отношений. Очень важно, чтобы в каждом дошкольном учреждении обобщался и систематизировался педагогический опыт, посвящённый этой стороне нравственного воспитания.
Существенную помощь в организации системы патриотического воспитания оказывает школьный музей патриотического воспитания. Материалы музея, систематизированы и представлены для детей в доступной форме. Музей – это обучающая и развивающая среда, которая даёт самый существенный результат в патриотическом воспитании дошкольников, в воспитании будущего гражданина.
Одной из задач патриотического воспитания дошкольников является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины – к воинам Российской армии.
Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них желание подражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми.
Героика – патриотическая тема была и остаётся всегда актуальной в воспитании подрастающего поколения. Всё, что связано с современной армейской службой, находит горячий отклик в душе ребят.
Организуя праздники героика – патриотической тематики, мы одновременно и учим и воспитываем наших детей. Здесь они по настоящему играют в военных, маршируют, поют военные песни.
На занятия в детский сад можно пригласить в гости военных, ветеранов, где они расскажут свои интересные истории.
Ко Дню Победы можно вместе с детьми, родителями и педагогами сходить в Парк Воинской Славы, возложить цветы к мемориалу «Никто не забыт, ничто не забыто».
Проведение патриотических праздников в ДОУ – это хорошая, добрая традиция. Такие мероприятия можно снять на видео, оформить фотоматериалы для выставок, чтобы в течение года можно было «оживить» впечатления детей, помочь им ещё раз ощутить положительные эмоции и чувство сопричастности к памятным событиям страны.
Планирование работы по патриотическому воспитанию в старших группах
Сентябрь «Школьный музей нашего города»
Совместная работа со школой по созданию мини-музея в детском саду.
Дать знания о музее родного города и экспозициях, выставленных в них.
Октябрь «Россия на шаре земном», «Герб и гимн республики Коми»,
«Наша славная Республика и наш город»
Выставка совместных работ детей и родителей по теме: «Наш город».
Расширение представлений о нашей Родине, её месте на планете Земля. Дать знания о том, что такое герб, объяснить символику герба, его назначения. Уточнить знания детей о Республике Коми, городе в котором они живут; дать знания об их достопримечательностях.
Ноябрь «Коми костюм» (элементы коми орнамента).
Формировать интерес к коми прикладному искусству; установить связь между поделками и людьми, их сделавшими. Дать детям представление о коми костюме, его особенностях.
Декабрь «Их помнит Россия, их помнит наш город» (герои Советского Союза – Покрышкин А. И. ; Гущин Н. Ф.).
Знакомить детей с жизнью людей прославивших нашу землю.
Январь «Во что одевались на Руси, как праздники встречали» (обряды и обычаи).
Пробуждать интерес детей к русско-народному костюму, познакомить с обычаями встречи праздников.
Февраль «Будем в Армии служить», «Защитникам Родины славу поём!»
Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине. Воспитывать у детей уважение и любовь к воинам-защитникам Отечества. Формировать интерес к различным родам войск; дать детям знания о Российской Армии.
Март «Музей родного города»
Экскурсия в городской музей.
Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города.
Апрель «Покорение космоса» (Ю. Гагарин, «Всероссийский субботник» (Сделай наш город краше).
Продолжать прививать детям любовь к Родине. Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса. Обогатить и расширить представления и знания детей о науке, о космосе.
Май «Они сражались за Родину» (встреча с ветеранами ВОВ, совместное чаепитие с концертом и подарками от детей,
«Экскурсия к вечному огню»,«Праздник Победы»
Продолжать прививать детям патриотические чувства к Родине. Воспитывать любовь, гордость и уважение к Родине и её защитникам. Расширять знания о подвигах воинов и юных героев в годы Великой Отечественной войны. Учить слушать фронтовые песни, смотреть фильмы.