Нерушева Татьяна
Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Лишь тот, кто любит, ценит и уважает
которое накоплено и сохранённое предшествующим
поколением, может любить Родину,
узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков.
Патриотическое воспитание дошкольников представляет собой теперь одной из первостепенных целей в системе российского образования. Стало явным, что практически все сегодняшних молодых людей не имеют четких ориентиров в существования, почти не думают о нравственных и моральных принципах, не уважают историю своей Родины и мало пекутся о ее истинном.
Публикация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Сила государства – в ее гражданской единства. Дабы воспитать в человеке почтение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Своевременное и правильное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение людей, небезразных к истории родной государства, её культуре, традициям и идеалам.
Только благодаря системной целенаправленной работе в детском саду, а далее в школе и в университете, возможно видовирование правильного, уважительного общественного отношения к своей Родине, снисходительности кореш к приятелю, любви и уважению к собственныем родителям.
Патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста не может заниматься человек, который сам не является патриотом своей государства. Очень важно, дабы педагог с интересом и любовью относился к тому месту, где он живет, ведал историю и нюансы обычаев личного края, ценил его культуру и уважал локальные обычаи. Об данном замечательно сообщал академик Д. С. Лихачев: «…без корней в родной местности человек похож на иссушенное растение перекати – поле».
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано дальнейшее определение патриотического воспитания : это систематическая и целенаправленная работа органов государственной власти и компаний по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства преданности собственному отечеству, готовности к достижению общественного долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание – это механизм изучения, наследия традиционной российской культуры, развитие отношения к государстве и государству, где живёт человек.
Ощущение патриотизма включает в себя не лишь любовь и верность к Родине, ответственность и гордость за нее, но желание и стремление трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство. Без почтения к истории и культуре собственного Отечества, к его государственной символике нельзя воспитать в ребенке ощущение собственного преимущества, уверенность в себе и полноценную личность.
Дошкольный возраст как промежуток становления индивидуума имеет свои возможные возможности для создания высших нравственных чувств, к которым, и относиться ощущение патриотизма.
В крайние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В данном необходимо видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не тяготел к сохранению собственного национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. В настоящее время ведущим принципом воспитания необходимо считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной индивидуума требует использование взаимокоторые связаны средств и различных форм влияния.
В трудах Б. Г. Белинского, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского патриотическое воспитание было центральной идеей.
На научно-методическом уровне актуальность состоит в нужды расширения содержания работы с семьей. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость динамичного нетворкинга с семьей, но при данном мало разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма.
В дошкольном возрасте образуется главные качества человека. Поданному важно не упустить вероятность наполнить душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории своей Родины.
В механизме нравственного, трудового и умственного формирования ребенка зарождаются первые ростки гражданско-патриотического воспитания.
Исходя из вышесказанного, под гражданско-патриотическим воспитанием подразумевается процесс становления сознательного человека, который любит и ценит свою землю, родной край, знает и уважает культурные ценности и историю собственного народа.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя следующие элементы:
- воспитание у ребенка отношения к себе как полноправной индивидуума;
- почтения своей семьи как носителя семейной традиции и родного языка;
- развитие духовно-нравственных отношений;
- развитие любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
- развитие любви к культурному наследию собственного народа;
- снисходительное отношение к представителям прочих национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, прочим людям.
- развитие любви и почтения к Родине
В связи с остро стоящим вопросом патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях меняющегося мира появляется необходимость обратиться к родным истокам, к корням, а именно традиции и культуре народа, его истории, таким понятиям, как «Родина», «родной край», «любимый город», побуждать любовь к Отчине, чувства гордости за свою Родину.
В настоящее время все чаще обсуждается проблема гражданско - патриотического воспитания дошкольников. При модернизации образования выстраиваются образовательные модели, которые отмечают необходимость осуществлять их с учетом национально-регионального опыта и местных условий.
В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство - каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, дабы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Моральные качества не повыступают обычным с помощью. Становление их осуществляется в результате эмоционального накопления и осознания конкретных личностных явлений и находится в зависимости от средств и методов воспитания, от условий в котором живет ребенок.
Методика работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Воспитать патриотизм в ребенке нельзя без приобщения его к родной культуре. Осмысленный интерес к самобытности собственного народа имеет большое значение для воспитания морали. «Взращивание» культурной индивидуума ребенка осуществляется поэтапно: начинается с простого интереса к чему-либо, и лишь впоследствии, – пониманием и желанием принимать участие самому.
Функционирование с дошкольниками по патриотическому воспитанию обязана брать в расчет нюансы детской психики: кратковременное внимание, интерес ко всему яркому, высокая эмоциональная вовлеченность. На этом основано почти все методических разработок, которые расходуются в детских дошкольных учреждениях.
Детям нужно рассказывать о самых важных событиях нашего прошедшего, о том, какие доблестные действия совершали их деды и прадеды во имя сохранения своей Родины, как беззаветно они защищали родную землю в боях, и как честно трудились для ее процветания в мирное время. Нужно, дабы дети испытывали гордость, что они тоже являются частью данного замечательного народа, и что их семьи прямо причастны к истории государства.
Функционирование в ДОУ по патриотическому воспитанию подразумевает следующие формы, которые позволяют прокачать у детей нравственно-патриотические чувства:
• Повествование воспитателя о родном крае (городе или селе).
• Прогулка по ближайшим районам.
• Экскурсия в местный краеведческий музей.
• Посещение незабываемых мест.
• Встреча с ветеранами войны и труда.
• Чтение рассказов о защитниках Родины.
• Разговор в виде вопросов и ответов.
• Разучивание стихов, пословиц и поговорок о Родине.
• Прослушивание гражданской музыки, разучивание песен о Родине.
• Тематический фольклорный утренник.
• Изготовление поделок, связанных с местными ремеслами.
Первое представление у ребенка о Родине начинается с его семьи: он любит маму, папу, брата, сестру, бабушку и дедушку. Следующий объект после семьи – детский сад: дети, воспитательница, няня. Поэтапно круг расширяется: улица, на которой находится дом и детский сад, родной город или деревня, столица Родины – город Москва, вся государство Россия.
Проблема педагога – развитие именно данный последовательности в представлении ребенка об окружающем мире, дабы избежать возможной неразберихи в его сознании. В методической литературе по патриотическому воспитанию дошкольников можно выявить разные сценарии для предприятия данной работы. И пускай наши дети научатся верить в себя, уважать собственных близких, беречь родную природу и испытывать гордость своей любимой Родиной.
Список использованной литературы.
1. Зеленова, Н. Г. Мы живем в Российской федерации [текст] / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова, учебное пособие. -М. : Академия, 2007. -82 с
2. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова, учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений. -М. : Издательский центр «Академия», 2009.
3. Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду [текст] / М. Ю. Новицкая, учебное пособие. -М. : Линка-Пресс, 2012.
4. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы” [Цифровой ресурс]. – Режим доступа https: //www.garant.ru/ (15.01.2015).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки Российской федерации) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".