Татьяна Воронова
Групповая консультация для педагогов «Важнейшие новообразования раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: рассмотреть основные психологические особенности раннего детства
Ход консультации
1. Вводная часть
Слово педагога-психолога : В повседневной жизни воспитатель каждый
день общается с детьми, с каждым отдельным ребёнком. Эффективное
общение педагога и детей невозможно без знания психологических
особенностей возрастного периода. Предлагаю сейчас в течение 5 минут
записать возрастные особенности детей, которые нужно знать взрослым,
общаясь с детьми раннего возраста».
Обсуждение полученных вариантов.
Публикация «Групповая консультация для педагогов „Важнейшие новообразования раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
2. Мини-лекция педагога-психолога
Тезисы. Большую роль в формировании отношений ребёнком и другими
взрослыми людьми играет характер взаимоотношения. Выстраивая свои
отношения с ребёнком раннего возраста, взрослому необходимо знать его
возрастные особенности.
Стадия раннего детства («первое детство» с 1 года до 3 лет) – период
развития функциональной независимости и речи. Эриксон, автор теории
развития личности, рассматривал процесс развития как процесс взаимосвязи
идивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и
социокультурного окружения. По мнению Эриксона, человек а протяжении
жизни переживает психосоциальные кризисы, специфичные для каждого
возраста. Исход этого кризиса (благоприятный или неблагоприятный)
определяет возможность последующего расцвета личности.
Первый кризис человек испытывает на первом году жизни. Если
удовлетворяются основные физиологические потребности ребёнка, то у
ребёнка развивается чувство глубокого доверия к миру, в противном случае,
наоборот – недоверие.
Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением
ребёнка к чистоплотности. Если родители и другие близкие взрослые
понимают и принимают ребёнка, помогают ему контролировать его
естественные отправления, ребёнок получает опыт автономии. В
противоположность этого служит строгий или слишком непоследовательный
внешний контроль, который приводит к тому, что у ребёнка появляется
чувство стыда или сомнений.
Таким образом, положительным исходом кризиса раннего детства по
Эриксону является автономия, самостоятельность, опрятность и воля. В конце первого года жизни ребёнок приобретает некоторую
самостоятельность: появляются первые слова, ребёнок начинает ходить,
развиваются действия с предметами, но диапазон возможностей ребёнка ещё
ограничен.
Социальная ситуация развития в раннем возрасте :
«Ребёнок-ПРЕДМЕТ-взрослый».
В совместной деятельности образец действия с предметом принадлежит
взрослому, а ребёнок должен выполнять индивидуальное действие, поэтому в
период раннего детства рождается новый тип деятельности. Это предметная
деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных
способов действия с предметами.
Таким образом, ребёнок усваивает постоянное значение предметов,
закреплённое за ними обществом.
Физическое развитие характеризуется интенсивным сенсомоторным
развитием – прямохождение расширяет ориентацию в пространстве,
освобождает руки для манипулирования предметами, исследовательской
деятельности.
Речевое общение, развитие понимания речи взрослых, расширение запаса
сов, овладение лингвистическими и грамматическими нормами построения
фраз (в 2 года строит предложения, в 3 года – правильное согласование
окончаний слов в предложении) – развитие словесных обобщений.
Познавательное развитие ребёнка в период раннего детства
характеризуется некоторыми особенностями.
Идёт интенсивное развитие восприятия (цвет, форма, размер, ребёнок
может выделять устойчивые признаки предметов; восприятие способствует
развитию мышления, памяти (группирует предметы по форме, цвету).
Предметная деятельность обуславливает развитие восприятия, памяти,
наглядно-образного мышления.
На третьем году жизни ребёнок должен понимать указания взрослых и
стараться регулировать своё поведение в соответствии с ними. В этот период
речь особенно привлекает малыша. Дети с удовольствием слушают всё, что
говорят старшие между собой. Им нравится слушать стихи, сказки, потешки.
Малыши очень любознательны (появляются вопросы Что это? Зачем?
Почему).
Отличительные особенности поведения ребёнка в раннем детстве
является незамедлительность действий (действует под влиянием чувств и
эмоций, которые возникают в данный момент). Ребёнка очень легко привлчеь
к чему-нибудь, но так же легко отвлечь.
Постепенно ребёнок овладевает целенаправленными действиями,
обозначает словами то, что хочет построить, однако словесная регуляция
действий слаба: замыслы детей неустойчивы, меняются по ходу дела.
В этом возрасте похвала и одобрение взрослых вызывают у ребёнка
чувство гордости, и он старается заслужить положительную оценку,
демонстрируя свои достижения. Детям трудно удержаться от немедленного удовлетворения возникшего
желания, ещё труднее выполнять непривлекательное действие по
предложению взрослого. Выполняя самые простые действия, дети
видоизменяют их, превращая в игру, ибо быстро отвлекаются и не доводят
дело до конца. От взрослого необходимы настойчивость и многократные
напоминания.
Отдельной особенностью развития личности ребёнка раннего возраста
состоит в том, что он осознаёт себя как отдельного человека, имеющего свои
особые желания. Процесс осознания себя как постоянного источника
разнообразных желаний сопровождается возрастающим стремлением к
самостоятельности. Ребёнок начинает говорит о себе не только в третьем, но
и в первом лице: «Я бегаю», «Дай мне куклу», «Возьми меня с собой».
Взрослые испытывают значительные трудности при взаимодействии с
ребёнком в этот период – сталкиваются с упрямством, негативизмом,
строптивостью, своеволием, возникает протест-бунт. Кризис трёх лет - ломка
отношений, которые существовали до этого между ребёнком и взрослым.
Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешней
самостоятельности, но и одновременное отделение ребёнка от взрослого
человека.
К концу раннего детства (на третьем году жизни) начинают
формироваться новые виды деятельности – игра и продуктивные виды
деятельности (рисование, лепка, конструирование, которые развиваются за
пределами этого возрастного периода, определяя дальнейшее психическое
развитие.
Таким образом, основными достижениями раннего детства, которые
определяют развитие психики ребёнка являются овладение прямой походкой,
развитие предметной деятельности и овладение речью. В психическом
развитии возникает тенденция к самостоятельности, сравнение себя с
другими – важный шаг для дальнейшего формирования личности ребёнка,
взрослые выступают как носители образцов действий и отношений в
окружающем мире.
3. Заключительная часть
Участники, передавая друг другу мячик, отвечают на вопросы:
Что нового я сегодня узнал?
Было ли это для меня полезно?
Что ещё я бы хотел узнать?