Лучший педагог года

Групповая работа учащихся в исследовательской и проектной деятельности

Татьяна Чуприна
Групповая работа учащихся в исследовательской и проектной деятельности

Проектная и исследовательская деятельность сегодня является неотъемлемой частью образовательного процесса, эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ученика, основой формирования ключевых компетенций учащихся. Через проектную и исследовательскую деятельность закладываются основы для развития самостоятельной, думающей личности, готовой к принятию решений, что в настоящее время очень важно. Прежде всего речь идет о способности к самостоятельности в принятии решений, к самообразованию, самореализации, самоконтролю, сотрудничеству.

Публикация «Групповая работа учащихся в исследовательской и проектной деятельности» размещена в разделах

Учебная деятельность, согласно теории В. В. Давыдова, сформулированной в работе «Теория развивающего обучения» носит преобразовательный, целенаправленный и культурно-исторический характер. Она неразрывно связана с общением и имеет коллективную форму реализации. Обучение в группе, как раз и обеспечивает такие изменения посредством включения обучающихся в активную познавательную коллективную деятельность, связывая изучаемый материал с интересами учащихся, социально и личностно значимыми проблемами.

Главная идея групповой формы работы – учиться вместе. Задача учителя заключается в том, чтобы создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Для формирования умения действовать в сотрудничестве лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. Разделить класс на группы можно по желанию, случайным образом, по определенному признаку: на основании результатов диагностики, по ожидаемому результату деятельности учащихся. Учащиеся работают в группах по пять- шесть человек. Для развития коммуникативных умений состав групп необходимо периодически менять.

Формы групповой деятельности учащихся могут быть различны : «динамическая пара»,

«мозговой штурм», «снежный ком», «зигзаг», «пчела».

Учитель может, например, контролировать работу учащихся, организовывать ее, в роли наставника.

Очень важно правильно подобрать задания для групповой работы обучающихся.

Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное

затруднение, представлять обучающимся возможность активно использовать имеющихся у них знаний. Подобранные задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

Каждой группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между всеми ее участниками.

Целесообразно использовать задания:

- которые потребуют выполнения достаточно большого объема работы;

- требующие разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из учащихся индивидуально, но владеет группа в целом;

- на развитие творческого мышления учащихся, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных и нестандартных идей.

Оценивается работа всей группы в целом. Желательно, чтобы каждый член команды, в той или иной мере, мог рассказать о процессе своей деятельности в рамках реализации или исследования и общей работы группы. Работа должна быть организована так, чтобы дети прошли все этапы деятельности в группе.

Этапы работы в группе :

Этап Действия

Первый Выдвижение каждым участником своих гипотез, версий, изложение

собственной позиции

Второй Обсуждение выдвинутых гипотез

Третий Выработка группового решения. Обоснование своего выбора

Четвертый Обсуждение итогов работы группы

Пятый Обсуждение процесса работы. Рефлексия

Следует отметить очень положительный эффект групповой работы – развитие навыка сотрудничества, осознание учащимися своих сильных и слабых учебных умений, адекватной самооценки и чувства личной ответственности за общий результат работы.

Таким образом, реализуя различные виды деятельности через групповую работу, можно добиться сразу нескольких целей:

- учащиеся с интересом повторяют изученный материал;

- школьники учатся работать с информацией (отбирать, преобразовывать, представлять);

- развивают интерес к учебной деятельности;

- пробуют себя в разных ролях, приобретают социальный опыт.

Реализация проектного обучения, исследовательских методов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в

организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно- воспитательную работу. На таких уроках происходит единение учителя и его учеников.

Именно это и есть подлинное сотрудничество!

Литература:

1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А. Г. Асмолов [и др. ]; под

редакцией А. Г. Асмолова-М. : Просвещение,2013. -151 с. - (Стандарты второго поколения).

2. Воронцов, А. Б. Материалы для слушателей курсов по образовательной системе Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова (начальные классы) / А. Б. Воронцов. -М. : МОДЭК, 2000. -303 с.

3. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения/Российская академия образования, ин-т, Междунар. Ассоциация «Развивающее обучение» / В. В.

Давыдов. -М. : ИНТОР, 1996. -544 с.

4. Леонтович, А. В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 кл. : метод. рекомендации / А. В. Леонтович. -2-е изд. -М. : ВАКО, 2016.-159 с.

Публикации по теме:

Организация проектной деятельности в работе с родителями Приоритетное направление моей педагогической деятельности с 2010 года в ДОУ - «Проектная деятельность в работе с родителями и детьми с экологическим.

Фотоотчет. Групповая работа «Динозаврики». Оригами или аппликация?Фотоотчет. Групповая работа «Динозаврики». Оригами или аппликация? На прошлой неделе мы с ребятами отправились в далекое путешествие на машине времени в великое прошлое Земли. Очень интересно узнать,что.

Фотоотчёт о проектной деятельности «Моя мамочка и я»Фотоотчёт о проектной деятельности «Моя мамочка и я» Традицией в нашем детском саду стало проведение праздника "День матери". Мы реализовали идеи краткосрочного проекта «Моя мамочка и я».

Групповая работа «Снег. Снег. Снегопад». Аппликация с элементами рисования и использованием метода — штамповкаГрупповая работа «Снег. Снег. Снегопад». Аппликация с элементами рисования и использованием метода — штамповка Всемирный экономический форум выделяет Топ-10 «мягких,гибких» навыков,востребованных в 2021 году,один из них – взаимодействие с людьми.

Видео и консультация для педагогов «Работа с родителями в проектной деятельности»Видео и консультация для педагогов «Работа с родителями в проектной деятельности» Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики,.

Мастер-класс «Тартуский университет» — групповая работа с детьми 6–7 летМастер-класс «Тартуский университет» — групповая работа с детьми 6–7 лет Доброй весны, дорогие гости и жители Маам. ру! Сегодня хочу предоставить мастер-класс моей групповой работы с детьми 6 – 7 лет. Это –.

Отчёт проектной деятельности «Семья» Вид проекта: творческий продолжительность: долгосрочный участники проекта: родители, педагоги, бабушки, дедушки, воспитанники группы Семья.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Работа с родителями. Групповая акция совместного творчества «Новогоднее настроение» (младший дошкольный возраст)Работа с родителями. Групповая акция совместного творчества «Новогоднее настроение» (младший дошкольный возраст) Уважаемые коллеги, хочу познакомить Вас с АКЦИЕЙ, которая была организована на кануне Наступающего Нового года для родителей и дошкольников.

Творческая работа с элементами исследовательской деятельности «Волшебный цветок»Творческая работа с элементами исследовательской деятельности «Волшебный цветок» Творческая работа с элементами исследовательской деятельности «Волшебный цветок» Авторы: дети группы общеразвивающей направленности 6-7.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Групповая работа учащихся в исследовательской и проектной деятельности
Опубликовано: 6 апреля 2021 в 17:28
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД