МААМ-картинки

Групповой сбор как способ развития детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

Марина Николаевна Клевцова
Групповой сбор как способ развития детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

Групповой сбор как способ развития детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

Дети дошкольного возраста неутомимые исследователи, которые хотят все знать, все понимать, во всем разобраться, у них своеобразное, особое видение окружающего мира, они смотрят вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывают для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

Публикация «Групповой сбор как способ развития детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности» размещена в разделах

Идеологией современного дошкольного образования, заданной ФГОС ДО является развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада - поддержка разнообразия детства.

В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.

В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Условий, необходимых для развития инициативности детей не так уж много. Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т. е. проявлять инициативу. Когда мы принимаем решения за ребенка, мы лишаем его возможности самореализовываться, проявлять инициативу и творческие способности, приобретать автономность.

Но как же быть, как всё таки поддержать инициативу ребёнка…

Задача воспитателя – создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий.

Существует несколько форм поддержки детской инициативы – это :

• Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.

• Проектная деятельность.

• Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование

• Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования.

• Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы.

• Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития.

Но одной из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является групповой сбор.

«Групповой сбор» – это одна из форм организации образовательного процесса совместной деятельности с детьми, где ребёнок может проявлять свою инициативу и активность.

Задачи группового сбора :

• Обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, детских интересов.

• Формирование мотивации к предстоящей деятельности.

• Предоставление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах.

• Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

• Обмен информацией о прошедших и предстоящих событиях, выявление детских интересов.

• Установление сопричастности, общности детей и взрослых группы.

Групповой сбор проводиться в кругу, сидя на ковре или индивидуальных подушечках. Круг должен быть достаточно большим, подальше от полок с игрушками, чтобы дети не отвлекались. Групповой сбор проводиться для того, чтобы дети имели возможность пообщаться вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей.

Групповой сбор включает в себя несколько структурных элементов.

• Позывные для группового сбора. Можно выбрать свою собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора : весёлая музыка, звон колокольчика, звуковые сигналы.

• Приветствие – один из компонентов группового сбора. Это может быть речевка, прикосновение ладошек, плечиков, локотков, носиков. Всё это даёт позитивный настрой, позволяет детям говорить и слышать друг друга.

• Обмен новостями. Это очень ответственная и очень значимая часть сбора, т. к. здесь развиваются коммуникативные навыки. Детям предоставляется возможность высказать свои мысли, фантазии, ребенок может радоваться за своих друзей или огорчаться вместе с ними.

• Игра (пение, чтение/слушание, элементы тренинга). Игры используются как игры, для общей радости и удовольствия, а не для учебно-тренировочных действий. Это могут быть любые игры, не требующие большой подвижности.

• Планирование – одна из ведущих и одна из самых сложных составляющих группового сбора. Прилагая максимум усилий для того, чтобы вовлечь детей в активное выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов действий и в итоге к выбору темы образовательного проекта, акции, праздника или иного события, взрослые поддерживают их инициативу, демонстрируют партнерский стиль взаимоотношений, позитивный эмоциональный настрой, предвкушение успеха, основанного на ценности совместных действий.

• Выбор деятельности. Для этого в группе есть «Доска выбора».

«Доска выбора» - один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей. Доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми - карман для карточек, фотографий или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор.

• Работа в центрах активности. После выбора деятельности педагог определяет время, в течение которого ребята будут заниматься самостоятельной деятельностью, и договаривается с дошкольниками о том, что они заканчивают игру сразу после того, как прозвучит сигнал (звон колокольчика, песенка или же музыка).

• Подведение итогов. Использование этой формы позволяет подвести итоги и наметить перспективы, поддерживать стремление детей делиться своими достижениями и неудачами, обеспечивает место и время формирования сложных и очень важных навыков рефлексивности.

Итоговый сбор проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план в центре активности Его основная задача – анализ деятельности : что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели.

В групповом сборе для ребенка раскрывается ряд возможностей: возможность для общения, возможность для проявления самостоятельности, самоорганизации, возможность свободы и ответственности, возможность для сотрудничества. Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется воспитателями вместе с детьми в виде разработки и реализации тематических проектов.

Список литературы:

1. Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации //Дошкольное воспитание. - 2015. - № 9.

2. Короткова Н. А. Пути гибкого проектирования образовательного процесса – М. : Академия, 2008.

3. Нищева Н. А. Воспитываем дошкольников самостоятельными / Сборник статей СПб : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

4. Свирская Л. В. Утро радостных встреч. М. : Издательство «Линка-Пресс», 2010.

Публикации по теме:

Экологические пространства в детском саду и их использование в разных видах деятельностиЭкологические пространства в детском саду и их использование в разных видах деятельности «Экологические пространства» - это условное понятие, которым мы обозначаем специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Использование мягкого конструктора Г. В. Урадовских в различных видах детской деятельностиИспользование мягкого конструктора Г. В. Урадовских в различных видах детской деятельности Я познакомилась с новым для меня видом конструирования в 2015 году, когда проходила обучение на дистанционных курсах повышения квалификации.

Использование моделей в разных видах деятельности по экологииИспользование моделей в разных видах деятельности по экологии Изучать взаимоотношения организмов с окружающей средой и между собой нам помогает зеленый домик "Экология". Дом, домик- это то,что.

Презентация для воспитателей «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в разных видах деятельности» Физкультурно- оздоровительная работа в ДОУ -это целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного.

Образовательный проект в первой младшей группе «Использование фольклора в разных видах деятельности» Образовательный проект в первой младшей группе МБДОУ «Детский сад № 9 комбинированного вида» г. Бавлы Участники проекта: воспитатель Богатая.

Протокол родительского собрания «Художественно — эстетическое воспитание детей в разных видах детской деятельности» Протокол №3 Собрания родителей (законных представителей) 2мл. гр. №2 от 18.03.2020г Тема собрания: «Художественно – эстетическое воспитание.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Занятие по развитию творческой деятельности, инициативы и самостоятельности средних дошкольников «В гостях у бабушки Арины»Занятие по развитию творческой деятельности, инициативы и самостоятельности средних дошкольников «В гостях у бабушки Арины» Власюк Марина Конспект НОД "В гостях у бабушки Арины" Цель: Проявление детской инициативы и самостоятельности в игровой и творческой деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Групповой сбор как способ развития детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
Опубликовано: 4 апреля 2021 в 19:25
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД