Приложение МААМ

Групповые традиции, как часть детской субкультуры

Елена Карандина
Групповые традиции, как часть детской субкультуры
▼ Скачать + Заказать документы

Одна из активных проблем педагогики – социализация воспитанников дошкольных учреждений. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В качестве основного средства, отвечающего социальным потребностям современных дошкольников рассматривается детская субкультура, как своеобразная форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп.

Публикация «Групповые традиции, как часть детской субкультуры» размещена в разделах

Однако, как показывает опыт общения с современными педагогами и родителями, подавляющее большинство из них не знают и не видят специфики существования и развития детской субкультуры.

Слайд 2 Понятие детская субкультура

Детская субкультура — особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, совокупность особенностей поведения, форм общения и деятельности самих детей, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и встроенная в общее культурное целое.

Носителем основных культурных ценностей является детское сообщество, которое транслирует их через соответствующие традиции, обычаи, ритуалы и т. п.

Детская субкультура — вариант широко распространенного в обществе процесса трансляции культуры, социального опыта от поколения к поколению.

Основные компоненты детской субкультуры

Слайд 3 Своеобразные увлечения: детское собирательство (сокровищницы, тайники) и коллекционирование;

Слайд 4 Способы и формы свободного времяпрепровождения, среди которых ведущее место занимают разнообразные виды игровой деятельности и продуктивные виды деятельности, а также походы в различные места (цирк, кинотеатр, выставочный зал, библиотека, театр и т. д.)

Слайд 5 Театрализованная деятельность; эстетические представления детей (уголок ряженья,

Слайд 6 Основные задачи приобщения дошкольников к детской субкультуре :

Развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения;

Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне, построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала;

Формирование образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем.

Формы работы с детьми для решения задач:

Слайд 7 Выставки («Национальный костюм», «пожарная безопасность», «Зимние забавы», «Космос», «Зима, зимушка зима!» и др.) и тематические («С Днем Защитника Отечества», «Богатыри земли русской» «Мойдодыр» «Я человек» «Зиму провожаем, весну встречаем»и др.). Эта форма работы направлена на трансляцию собственного внутреннего мира и осознание значимости своей личности; а также дает возможность представить ребенку ценности культуры на основе принципа поливариативности;

Слайд 8 Традиции детского сада : «Познавательная игротека». «Театральные пятницы», «Рассказы наших гостей», «День рождения звука», «Сладкий час», коллекции, «Чистая пятница», «Сладких снов», «Сладкий день», «Утро радостных встреч», «Чудо дерево», «Копилка слов»

Праздничные традиции : «День рождения группы», «Осенний бал», «С днем рождения!», «День здоровья», «День защиты детей», «Иван Купала», «День друзей»

События и игровые тематические проекты («В детском садике рябинка не скучает детвора», «Мы в любое время года ходим тропами природы» Включение ребенка в эти формы работы обеспечивает накопление опыта социальных взаимодействий, развитие групповой сплоченности и эмоционального сближения детей друг с другом;

Совместные праздники детей и родителей, в процессе подготовки и проведения которых создаются условия для гуманизации межличностных отношений (дети и родители, для поддержания веры ребенка в себя, свои силы, желания «быть хорошим»).

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать выводы о том, что: детская субкультура представляет ребенку особое психологическое пространство развития; внутри этого пространства ребенок обретает социальную компетентность в группе равных; оно охраняет его от неблагоприятного вмешательства взрослых, предоставляет "экспериментальную площадку" для опробования себя, уточнения границ своих возможностей, задавая "зону вариативного развития".

Народные традиции существуют с незапамятных времен. С течением времени, развитием общества традиции ширятся, видоизменяются, некоторые забываются, а некоторые, наоборот прочно входят в нашу жизнь. Существуют традиции семейные, корпоративные, есть традиции, принадлежащие какой-то одной группе людей, но какие бы традиции ни были, все они направлены на сплочение людей, стремление объединиться и разнообразить свою жизнь, эмоционально ее украсить, внести позитивные моменты, связанные со значимым событием, памятью о добрых делах. Существуют традиции и в воспитании детей. В основном они присущи конкретной семье. И в первую очередь в сознании маленького ребенка откладываются традиции отношений, существующие между родителями. У ребенка формируются вкусы, привычки, подобные взрослым, задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь поведение детей идет по принципу копирования.

Подрастая, ребенок приходит в детский сад и его поведение становится более осознанным. Попадая в новую среду, он узнает новые модели поведения, осваивает новые для него формы человечеловеческих отношений. У ребенка начинают формироваться нравственные качества, стремления, идеалы. И этому формированию немало способствуют те, порой уникальные традиции, существующие конкретно в каждой группе детского сада. Каждая такая традиция направлена прежде всего на сплочение коллектива. И если воспитатели в группе придерживаются гуманного подхода к детям, где каждый ребенок — личность, а все вместе — дружный коллектив, именно традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Поэтому создание групповых традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников — необходимая и нужная работа. Традиции, в которых дети принимают непосредственное участие все вместе и с воспитателем, прочно остаются в детской памяти и уже неразрывно связаны с детством, воспоминанием о детском саде как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем.

В нашей группе есть уже прочно сложившиеся традиции, нашедшие отклик в сердцах не одного поколения воспитанников. Они с большим удовольствием принимаются детьми и родителями, совершенствуются и приумножаются. Каждая традиция направлена на достижение определенной воспитательной цели и проверена временем.

Слайд 12 Групповая традиция «Сокровищницы»

В начале учебного года каждый ребенок приносит в группу свою «сокровищницу». Это можетбыть сумочка, рюкзачок, косметичка и т. п. «Сокровищницы» выбираются ребенком дома вместе с его родителями. Хорошо, если родители проявят творчество и сделают эту «Сокровищницу» для своего ребенка сами (сошьют, вышьют, украсят, свяжут).

В сокровищнице ребенок хранит то, что считает для себя наиболее значимым и ценным. Их содержимое – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребенком. «Сокровищница» поможет педагогам в последующем помочь ребенку начать создавать первые коллекции по его интересам.

Слайд 13 Групповая традиция Альбом «Моя семья» портфолио «Мой мир».

Каждой семье мы предложили создать своими руками альбом «Моя семья» и портфолио «Мой мир». Основным нашим требованием было то, что бы родители оформляли и заполняли странички вместе сдетьми. При оформлении страничек родители вместе с ребенком проявляли творчество, фантазию, мастерство (использовали фотографии, рисунки, аппликацию и многое другое). Создание альбома и портфолио – не разовое мероприятие. Постоянная работа с ними способствует появлению у детей самых разнообразных познавательных интересов. В течение года альбомы пополняются новыми страничками, посвященными отдельным членам семьи (слайд № 11

Слайд 14 В нашей группе мы организовали групповую традицию «Познавательную игротеку».

Цель игротеки:

- активизировать на разнообразном содержании самостоятельную познавательную активность детей;

- закреплять, конкретизировать и расширять имеющиеся и получаемые детьми сведения о мире;

- организовать взаимодействие педагогов, родителей детей.

Главный принцип работы познавательной игротеки заключается в следующем:

- все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Придя в игротеку, дети сами определяют, кто и чем займется. Взрослый выступает в роли наблюдателя и «научного консультанта».

-игротеку дети посещают со своими родителями. Для этого выделен один день в неделю и время с 17.00 до 18.30. Такие посещения имеют особую значимость для развития дошкольников, для формирования взаимоотношений между ребенком и его близкими. Здесь происходит содержательное общение взрослых и детей и родители имеют возможность оценить знания своего ребенка, увидеть его познавательнее предпочтения и интересы. Развивающая среда игротеки динамична. Она отражает комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности. Материал познавательной игротеки представлен дидактическими и настольно-печатными играми разной направленности, иллюстративным материалом разной тематики. Все материалы игротеки обязательно снабжены пояснительными записками. Они предназначены для чтения детям взрослыми. Особенно важны пояснительные записки для родителей (в них дается лаконичная познавательная информация, задания, упражнения, вопросы, указывается возраст, на который рассчитаны сведения и задания). Познавательная информация в пояснительных записках дается в адаптированном виде, так как рассчитана на то, что взрослые зачитывают ее детям. При этом (очень часто) открытие делает не только ребенок, но и взрослый, находящийся рядом. Работа в групповой игротеке планируется таким образом, чтобы в рамках одного содержания сочетались разные виды деятельности. (слайд № 7)

Групповая традиция «Сладкий час».

В нашей группе стало традицией проводить групповой досуг общения с чаепитием, привлекая к помощи родителей. «Сладкий час» в своей группе проводим в середине недели, когда после трех дней пребывания ребенка в детском саду он немного устал. Введение групповой традиции «Сладкий час» позволяет детям непринужденно поговорить со взрослыми и друг с другом на любую интересующую их тему. В этом учебном году нами были запланированы такие темы: «Сервировка стола», «Столовый этикет», «Дары осени», «История о посуде», «Чаепитие друзей», «Новый год стучится в дверь», «Праздник смелых людей» (чаепитие с папами, «Мой любимый праздник мам» (чаепитие с мамами). Благодаря этой традиции познакомили детей и их родителей с хорошими манерами, правилами культуры еды, правилами и нормами общения в ситуациях знакомства, формировали основы культуры речевого общения и многое другое. В рамках этой традиции проводим и празднуем дни рождения воспитанников (слайд №9, (слайд № 8).

Групповая традиция «Театрализованные пятницы».

Цель традиции : обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, способствовать своевременному и полноценному психологическому развитию и приобщению к общечеловеческим ценностям.

Задачи «театрализованных пятниц» :вызвать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников, сохранять непосредственность и живость детского восприятия, родителям – деликатно и тактично помогать детям в создании выразительных образов, утверждать позицию ребенка в ситуации семьи и детского сада (способствовать возникновению ощущения значимости каждого ребенка и коллективной театрализованной деятельности, побуждать родителей отмечать и поддерживать успехи детей и помогать им оценивать полученные результаты).

Оптимальное время для проведения «театрализованных пятниц» - пятница, вторая половина дня. Выбор этого временного периода связан с тем, что эффективность развития детей в театрализованной деятельности во многом определяется присутствием родителей и в качестве зрителей, и в качестве помощников.

Групповая традиция Утро «радостных встреч» Не секрет, что малыши особо остро переживают период адаптации к детскому саду. Для того, чтобы облегчить расставание с мамой, воспитатели по утрам включают веселую детскую музыку. После того, как все зашли в группу, воспитатели вместе с детьми садятся в круг и приветствуют друг друга.

Цель: радостное общение с друзьями, воспитание у детей видеть красоту окружающего мира.

Задачи: создавать и поддерживать радостные эмоции, способствовать формированию самосознания личности, уверенности в себе, самостоятельности инициативности. Развивать творческие способности детей. Создавать условия для формирования «Я-концепции».

Благодаря этому дню у детей будет развиваться умение планировать свою жизнедеятельность – необходимое умение для будущего первоклассника. Дети смогут научиться корректировать свои интересы с учетом интересов других детей. у них сформируются коммуникативные способности и умение видеть красоту окружающего мира. К данной традиции создается панно.

Панно «Моя группа»

Цель: создать наглядный образ детского коллектива.

Задачи: учить детей видеть всех и каждого;

Радоваться приходу детей и огорчаться отсутствием кого – либо.

Каждое утро дети приходят в детский сад, выставляют свою фотографию на панно, перед завтраком педагог обращает внимание детей на то, что сегодня собрались все дети и поэтому сегодня радостный день. Затем идет планирование дня. Если кто-то из детей не пришел, педагог обращает на это внимание детей: высказывает сожаление объясняя почему отсутствие того или иного ребенка опечалило его. Выясняет у детей их отношение к данному факту.

Педагог вместе с детьми обсуждает, чем можно помочь заболевшему другу.

Вечером, уходя домой каждый ребенок вынимает свою карточку и складывает в кармашек.

Таким образом, работа с панно помогает маленьким детям наглядно (образно) представить свой коллектив («Наша группа»). Увидеть и понять значимость составляющих этого коллектива – каждого ребенка в отдельности («Другого такого коллектива, группы нет больше нигде, потому что там нет, например, Ани Чуркиной»)

Групповая традиция «Чистая пятница»

Каждую пятницу воспитатель вместе с детьми готовят группу к выходным : купают кукол и стирают их одежду, читая сказки, потешки, стихи о воде.

Групповая традиция «Я дарю тебе словечко»

Данная традиция вводится постепенно. Рождается она в детском саду. Воспитатель «дарит» ребятам слова к различным праздникам. В последующим он предлагает детям тоже подготовить дома подобные слова – подарки. Например, в подарок ребенку на день рождения дарятся веселые слова, мамам и бабушкам на 8 Марта - добрые и ласковые слова, гостям группы – приветливые слова и т. п.

Групповая традиция «День рождения звука»

Известно, что некоторые дети не могут произносить отдельные звуки в силу возрастных особенностей речевого развития. При соответствующей работе то у одного, то у другого ребенка начинают появляться нормальное произношение. Это большое, радостное событие в жизни дошкольника и его семьи. Он не может быть не замеченным окружающими. Этому событию обязательно посвящается групповой праздник «День рождения звука». Ребенок – виновник торжества готовит дома концертный номер, например стихотворение, в котором часто встречается определенный звук, песню или небольшую инсценировку.

Групповая традиция «Копилка слов (в картинках)»

Традиция, направлена на расширение, закрепление и конкретизацию словаря ребенка, начинается в детском саду. Постепенно к этой работе привлекаются родители примерно через такие задания, которые даются детям: подобрать с мамой красивые, осенние, зимние, острые, вкусные и т. д. слова с картинкой.

К данной традиции прилагается панно «Чудо дерево». Оно будет жить вместе с детьми до их выхода из детского сада. С помощью чудесного дерева, на котором будут появляться картинки, письма с игровыми упражнениями и заданиями детям, воспитатели решают самые разнообразные задачи по всем направлениям развития речи. После соответствующей работы картинки с дерева собираются в коробочку. Это-копилка, своеобразный накопитель наглядного материала. В последующем воспитатели используют картинки для решения разных речевых задач. Например, подбор картинок, названия которых начинаются на заданный звук или отбор картинок под определенные слова-обобщения и т. д.

Групповая традиция «Рассказы наших гостей»

Цель: формировать у детей понятие «трудовая деятельность»; формировать у детей умение общаться с людьми, вступать с ними в контакт, поддерживать беседу.

Принципы:

1. Гость обязан во время встречи обозначить сознание детей все разновидности трудовой деятельности взрослого человека: профессиональный труд, домашний труд, хобби и увлечение. Однако, гость подробно останавливается на одном виде труда. 2. Выбранный гостем вид трудовой деятельности преподносится, как можно ярче и эмоциональнее.

3. Обязательно демонстрируются: результаты труда, некоторые способы и трудовые действия, предметы помощники.

4. Во время встреч необходимо разнообразить демонстрируемые детям виды трудовой деятельности.

5. Активно привлекать родителей детей группы, пап, мам, бабушек дедушек к встречам.

Групповая традиция «Сундучок интересов»

На пятом году жизни начинаются проявляться первые изобретательные познавательные предпочтения детей, для которых характерно частая сменяемость (сегодня интересно одно завтра другое).

Закрепляющиеся познавательные предпочтения надо закреплять и развивать. В последующем они переходят в познавательные интересы и потребности ребенка, что будет являться показателем его готовности к обучению в школе. Для этого уже в среднем дошкольном возрасте необходимо расширять познавательное поле ребенка за счет материаларасширяющего не только программное содержание, но выходящего за его пределы. Эти содержания необходимо представлять в наглядной форме (через картинки, предметы и т. д.).

Дети вместе с воспитателями систематически открывают сундучок, рассматривают содержимое, отбирают картинки по своим интересам на данный момент. Дети складывают их в коллекции (индивидуальные и групповые, могут отнести домой, могут оставить в сундучке.

К данной форме работы необходимо привлекать родителей и воспитанников. Они помогают пополнять сундучок, постепенно ориентируясь на проявляющиеся интересы детей группы в целом и своего малыша в частности. Дома родителям рекомендуется интересоваться принесенными картинками и предметами.

Групповая традиция «Дидактические альбомы»

В работе с детьми широко используются дидактические альбомы, цель которых – в наглядной форме расширять и закреплять формирующиеся представления. Упорядочивать накопленные и получаемые представления. Для систематизации и расширения представлений детей о цветах использую книгу «Незабудка». В работе с детьми широко использую дидактические альбомы, цель которых – в наглядной форме расширять и закреплять формирующие представления, упорядочивать накопленные и получаемые результаты

Групповая традиция «Панно Матушка погода»

Сложное абстрактное понятие «погода» воспитатель предлагает детям в наглядном виде – в образе Матушки Погоды (панно). Работа с панно подводит детей к пониманию того, что погода изменчива, отражает сезонные закономерности, от которых зависит жизнь детей и взрослых.

В заключение хотим отметить, что в какой бы форме не проводилась работа с родителями, она должна быть проникнута симпатией, интересом, уважением к ребенку и родителям как к личностям.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детский совет как важнейшая форма поддержки детской инициативы Существенные изменения в системе дошкольного образования и принятие новых нормативно-правовых документов федерального уровня вносят значительные.

«Мир детской книжки». Фотоотчет о посещении детской библиотеки«Мир детской книжки». Фотоотчет о посещении детской библиотеки «Мир детской книжки».Посещение детской библиотеки - детские воспоминания. «Мир детской книжки.»В него попадает практически каждый ребёнок.

Групповые занятия педагога-психолога по арт-терапии «Дерево изобилия»Групповые занятия педагога-психолога по арт-терапии «Дерево изобилия» Цель: Комплексное психокоррекционное, психопрофилактическое и развивающее воздействие. Задачи: 1. Освоение различных художественных материалов;.

Групповые занятия педагога-психолога с педагогами ДОУ «Объединение и сплочение коллектива».Групповые занятия педагога-психолога с педагогами ДОУ «Объединение и сплочение коллектива». Все начинается с малого, с мысли, с идеи внутри Сначала мы были все разные, Сходство попробуй найди Свои цели, мечты и желания И борьба.

Конспект беседы с воспитанниками детского дома «Молодежные субкультуры и закон» Областное государственное образовательное бюджетное учреждение «Детский дом №2» г. Биробиджан Диалог – презентация Социальный.

Народные традиции как средство в социально — нравственном воспитании дошкольников Народные традиции являются эффективными регуляторами социального поведения и отражают психологический облик конкретного народа. Через традиции.

Ознакомление со сказками как начальная ступень к детской драматизации Сказка – это удивительный мир, уникальный не только как литературный жанр, но и как произведение, которое полностью понятно ребёнку, как.

Семейные традиции как форма семейного досуга. Создание семейных традиций как форма семейного досуга. Важное место в организации отдыха семьи занимают традиции и связанные с ними совместные.

Сказка как средство организации детской познавательно-исследовательской деятельностиСказка как средство организации детской познавательно-исследовательской деятельности Сказки прекрасно сочетаются с практической деятельностью. Вызывают интерес у детей. В доступной понятной форме знакомят детей с окружающим.

Театрализованные игры — как средство развития детской инициативы Игра выполняет роль доброй, умной наставницы-труженицы. Во многом краски мира, звуки мира, его формы познаются ребенком через игрушку и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Групповые традиции, как часть детской субкультуры
Опубликовано: 14 августа 2017 в 19:05
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Групповые традиции, как часть детской субкультуры» (включая файлы) размещена пользователем Елена Карандина (УИ 1089454) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД