Приложение МААМ

Характеристика интерактивного обучения в работе с детьми 6–7 лет

Юлия Васева
Характеристика интерактивного обучения в работе с детьми 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Интерактивные методы и технологии находят все более широкое применение в системе дошкольного образования. Интерактивность (от англ. interaction — «взаимодействие») — понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Впервые это понятие ввел Дж. Мид – философ, психолог, социолог, основатель символического интеракционизма. Интеракционизм – направление в психологии и социологии, для которого характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия. «Взаимодействие» в теории интеракционизма – это ключевое понятие, в ходе которого осуществляется формирование личности.

Публикация «Характеристика интерактивного обучения в работе с детьми 6–7 лет» размещена в разделах

Раньше интерактивное взаимодействие осуществлялось в основном в диаде «педагог — ребенок», т. е. интерактивные методы и технологии использовались в работе с детьми, то сегодня они активно используются и в работе со взрослыми участниками образовательного процесса — педагогами и родителями, а также объектами взаимодействия, например компьютером и другой техникой [13; 50].

Рост интереса к этим методам и технологиям обусловлен глобальными изменениями в социуме и сознании людей, поиском новых подходов к организации обучения человека как субъекта собственной жизни и форм взаимодействия участников образовательного процесса [19; 50].

Интерактивное взаимодействие строится на диалоге и предполагает последовательный обмен информацией между его участниками, непосредственную межличностную коммуникацию партнеров по общению.

Интерактивный, означает находящийся в режиме взаимодействия, беседы, диалога с чем-либо (компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

В Федеральных государственных образовательных стандартах интерактивное взаимодействие понимается как условие и средство освоения материала [46]. При этом важен не столько результат, сколько сам процесс познания, в ходе которого происходит взаимное влияние людей или групп друг на друга [21; 38]. Основная мысль этого взаимодействия заключается в том, что педагог является помощником в работе с одним из источников информации.

Именно поэтому особенностью интерактивных методов обучения называется процесс равноправного диалогического общения, а содержание материала – это стимул к совместному поиску, решению проблемных ситуаций [24; 77].

В настоящее время в отечественной педагогике нет единой общепринятой классификации интерактивных методов обучения, так как ученые по-разному подходят к этой проблеме [19; 10].

На основе традиционного обучения в целях активизации занятий успешно применяются:

- методы «круглого стола» - активный обмен мнениями участников беседы на определенную тему в процессе межличностного взаимодействия

- «метод проектов» - активизация интереса учащегося к проблемам при изучении содержания образования и закрепление полученных знаний посредством проектной деятельности

- метод «мозговой атаки» - метод коллективного «генерирования идей», способствующий активизации мыслительных процессов, развитию способности абстрагироваться от конкретных условий.

Под интерактивными формами обучения мы понимаем такую организацию непосредственно – образовательной деятельности, при которой педагог находится в позиции фасилитатора [14; 1].

Ю. Н. Емельянов выделяет основные формы интерактивного обучения, объединяя их в три основных блока [24; 80] :

1) дискуссионные формы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора)

2) игровые формы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие, ролевые игры

3) сенситивный тренинг.

Целесообразность использования информационных технологий в развитии дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей. Например, педагоги Г. А. Репина и Л. А. Парамонова высказывают мнение, что использование компьютерных средств в ДОУ позволяют:

Развивать психофизиологические функции, обеспечивающие готовность ребёнка к обучению в школе (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);

Обогащать кругозор;

Помогать в освоении социальной роли;

Формировать учебную мотивацию, развивать личностные компоненты познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);

Формировать соответствующие возрасту умения (сериация, классификация);

Организовать благоприятную атмосферу для развития предметной и социальной среды.

Интерактивные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под этим подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации [13; 50].

Включать интерактивные технологии можно практически во все образовательные области [26; 64].

Во ФГОС ДО говорится, что при организации и проведении непосредственно образовательной и совместной деятельности с использованием интерактивных технологий существуют несколько методических и технологических особенностей сформулированных в таблице №1 [46] :

Таблица 1

Этапы Особенности

Подготовительный Погружение ребенка в сюжет НОД путем создания игровой мотивации через развивающие беседы, которые помогут справиться с поставленной задачей.

Основной У ребенка включаются в деятельность психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение.

Заключительный Подведение итогов, закрепление материала, рефлексия. Снятия зрительного напряжения. Гимнастика для глаз, упражнения для снятия мышечного и нервного напряжений (физкультурные минутки, расслабление под музыку).

Маркина О. А – автор книг и пособий по методике применения интерактивных технологий для старших дошкольников рассказывает о том, что первые опыты применения интерактивных технологий в практике работы позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников данный способ подачи информации обладает рядом преимуществ [18; 64] :

Предъявление информации на экране проектора вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним;

Расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала (это важно, поскольку в дошкольном возрасте преобладает наглядно — образное мышление);

Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной;

Высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, памяти, воображения, творчества у детей.

Данные технологии позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты).

Основываясь на проведенной характеристике интерактивного обучения в работе с детьми 6 – 7 лет можно сказать, что применение интерактивных технологий в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность воспитания и обучения дошкольников.

Таким образом, использование интерактивных технологий дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о городе в котором он живёт, его достопримечательностях, его истории и культуре. Использование интерактивных методов обучения сделают занятия по ознакомлению с историей и культурой родного города яркими, эмоциональными, запоминающимися.

Публикации по теме:

Использование технических средств обучения в учебно-воспитательной работе с дошкольниками О чем мечтают дети, На всей, на всей планете? Мечтают путешествовать, И новый мир познать, Простых вещей основу, И таинства узнать! Под.

Приемы формирования предпосылок обучения грамоте с детьми 5–7 лет Выступление на районном методическом объединении из опыта работы. Тема: «Приемы формирования предпосылок обучения грамоте с детьми 5 -7.

Фотоотчёт по инновационной работе по художественно-эстетическому развитию «Волшебная иголочка» Второй год обучения.Фотоотчёт по инновационной работе по художественно-эстетическому развитию «Волшебная иголочка» Второй год обучения. Вышивка интересна не только взрослым но и детям дошкольного возраста. Занятия вышивкой позволяют развивать творческие способности детей,.

Характеристика методического сопровождения развития мелкой моторики детей 2–3 лет. .

Характеристика основных активных методов обучения детей Активные методы обучения - это методы, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения.

Характеристика универсальных учебных действий в процессе обучения Общая характеристика универсальных учебных действий 1.1. Понятие УУД Универсальные Учебные Действия (УУД –это совокупность способов действий.

Консультация для воспитателей «Тесто — пластика в работе с детьми старшего дошкольного возраста с детьми ЗПР»Консультация для воспитателей «Тесто — пластика в работе с детьми старшего дошкольного возраста с детьми ЗПР» Консультация для воспитателей «Тесто – пластика в работе с детьми старшего дошкольного возраста с детьми ЗПР» По данным исследования ученых.

Личностные характеристики ребенка 6-ти лет, необходимые для школьного обучения. Личностные характеристики ребенка 6-ти лет, необходимые для школьного обучения. «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей по работе с детьми 3–5 лет в летний период Учитель-логопед: Гераскина Татьяна Борисовна Рекомендации учителя-логопеда для родителей по работе с детьми 3-5 лет в летний период. Впереди.

Школа интерактивного обученияШкола интерактивного обучения ШКОЛА Интерактивного обучения Цель: содействие повышению профессионального мастерства начинающего педагога в работе с интерактивными средствами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Характеристика интерактивного обучения в работе с детьми 6–7 лет
Опубликовано: 17 сентября 2017 в 11:33
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Характеристика интерактивного обучения в работе с детьми 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Васева (УИ 528657) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД