Юлия Васева
Характеристика интерактивного обучения в работе с детьми 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Интерактивные методы и технологии находят все более широкое применение в системе дошкольного образования. Интерактивность (от англ. interaction — «взаимодействие») — понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Впервые это понятие ввел Дж. Мид – философ, психолог, социолог, основатель символического интеракционизма. Интеракционизм – направление в психологии и социологии, для которого характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия. «Взаимодействие» в теории интеракционизма – это ключевое понятие, в ходе которого осуществляется формирование личности.
Публикация «Характеристика интерактивного обучения в работе с детьми 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Раньше интерактивное взаимодействие осуществлялось в основном в диаде «педагог — ребенок», т. е. интерактивные методы и технологии использовались в работе с детьми, то сегодня они активно используются и в работе со взрослыми участниками образовательного процесса — педагогами и родителями, а также объектами взаимодействия, например компьютером и другой техникой [13; 50].
Рост интереса к этим методам и технологиям обусловлен глобальными изменениями в социуме и сознании людей, поиском новых подходов к организации обучения человека как субъекта собственной жизни и форм взаимодействия участников образовательного процесса [19; 50].
Интерактивное взаимодействие строится на диалоге и предполагает последовательный обмен информацией между его участниками, непосредственную межличностную коммуникацию партнеров по общению.
Интерактивный, означает находящийся в режиме взаимодействия, беседы, диалога с чем-либо (компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
В Федеральных государственных образовательных стандартах интерактивное взаимодействие понимается как условие и средство освоения материала [46]. При этом важен не столько результат, сколько сам процесс познания, в ходе которого происходит взаимное влияние людей или групп друг на друга [21; 38]. Основная мысль этого взаимодействия заключается в том, что педагог является помощником в работе с одним из источников информации.
Именно поэтому особенностью интерактивных методов обучения называется процесс равноправного диалогического общения, а содержание материала – это стимул к совместному поиску, решению проблемных ситуаций [24; 77].
В настоящее время в отечественной педагогике нет единой общепринятой классификации интерактивных методов обучения, так как ученые по-разному подходят к этой проблеме [19; 10].
На основе традиционного обучения в целях активизации занятий успешно применяются:
- методы «круглого стола» - активный обмен мнениями участников беседы на определенную тему в процессе межличностного взаимодействия
- «метод проектов» - активизация интереса учащегося к проблемам при изучении содержания образования и закрепление полученных знаний посредством проектной деятельности
- метод «мозговой атаки» - метод коллективного «генерирования идей», способствующий активизации мыслительных процессов, развитию способности абстрагироваться от конкретных условий.
Под интерактивными формами обучения мы понимаем такую организацию непосредственно – образовательной деятельности, при которой педагог находится в позиции фасилитатора [14; 1].
Ю. Н. Емельянов выделяет основные формы интерактивного обучения, объединяя их в три основных блока [24; 80] :
1) дискуссионные формы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора)
2) игровые формы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие, ролевые игры
3) сенситивный тренинг.
Целесообразность использования информационных технологий в развитии дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей. Например, педагоги Г. А. Репина и Л. А. Парамонова высказывают мнение, что использование компьютерных средств в ДОУ позволяют:
Развивать психофизиологические функции, обеспечивающие готовность ребёнка к обучению в школе (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);
Обогащать кругозор;
Помогать в освоении социальной роли;
Формировать учебную мотивацию, развивать личностные компоненты познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);
Формировать соответствующие возрасту умения (сериация, классификация);
Организовать благоприятную атмосферу для развития предметной и социальной среды.
Интерактивные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под этим подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации [13; 50].
Включать интерактивные технологии можно практически во все образовательные области [26; 64].
Во ФГОС ДО говорится, что при организации и проведении непосредственно образовательной и совместной деятельности с использованием интерактивных технологий существуют несколько методических и технологических особенностей сформулированных в таблице №1 [46] :
Таблица 1
Этапы Особенности
Подготовительный Погружение ребенка в сюжет НОД путем создания игровой мотивации через развивающие беседы, которые помогут справиться с поставленной задачей.
Основной У ребенка включаются в деятельность психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение.
Заключительный Подведение итогов, закрепление материала, рефлексия. Снятия зрительного напряжения. Гимнастика для глаз, упражнения для снятия мышечного и нервного напряжений (физкультурные минутки, расслабление под музыку).
Маркина О. А – автор книг и пособий по методике применения интерактивных технологий для старших дошкольников рассказывает о том, что первые опыты применения интерактивных технологий в практике работы позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников данный способ подачи информации обладает рядом преимуществ [18; 64] :
Предъявление информации на экране проектора вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним;
Расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала (это важно, поскольку в дошкольном возрасте преобладает наглядно — образное мышление);
Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной;
Высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, памяти, воображения, творчества у детей.
Данные технологии позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты).
Основываясь на проведенной характеристике интерактивного обучения в работе с детьми 6 – 7 лет можно сказать, что применение интерактивных технологий в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность воспитания и обучения дошкольников.
Таким образом, использование интерактивных технологий дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о городе в котором он живёт, его достопримечательностях, его истории и культуре. Использование интерактивных методов обучения сделают занятия по ознакомлению с историей и культурой родного города яркими, эмоциональными, запоминающимися.