Рекомендации учителя-логопеда для родителей по работе с детьми 3–5 лет в летний период

Татьяна Гераскина
Рекомендации учителя-логопеда для родителей по работе с детьми 3–5 лет в летний период

Учитель-логопед: Гераскина Татьяна Борисовна

Рекомендации учителя-логопеда для родителей по работе с детьми 3-5 лет в летний период.

Впереди лето – пора отпусков, детского и взрослого отдыха. Родителям детей с речевыми нарушениями нельзя забывать о своих проблемах даже в этот период. Для того, чтобы наша с Вами совместная работа, наши достижения и результаты за лето не пропали, мне бы хотелось дать вам некоторые рекомендации. Я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, занимаясь за столом или перед зеркалом, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т. д.

Искренне надеюсь, что за время летних каникул у Вас получится не только сохранить наши совместные достижения, но и добиться положительных результатов в речевой работе с вашим ребенком. Для нас с Вами важно, чтобы дети не только отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но и чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели в детском саду.

1. Тренируем артикуляционный аппарат.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Важно помнить, что сформированные в течение года артикуляционные и дыхательные навыки за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т. д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.

- Рекомендуется регулярно выполнять артикуляционные упражнения, разученные с детьми в течении года (данные упражнения подробно расписаны в индивидуальных тетрадях по артикуляционной гимнастике и дыхательным упражнениям).

- Для того, чтобы выполнение артикуляционных упражнений сделать наиболее увлекательным для вашего ребенка, я предлагаю вам придумывать и проигрывать вместе с ребенком «артикуляционные сказки» на основе изученных упражнений (примеры таких сказок вы можете найти в интернете или придумать самостоятельно)

Например, «Сказка о веселом язычке».

Жил был Весёлый Язычок в своём домике. Домик у Язычка – это ротик. Двери в домике то открываются, то закрываются (поочередно открываем и закрываем рот). Непоседливый Язычок не любил сидеть на месте и часто выбегал из домика (высовываем и «прячем» язычок несколько раз, рот открыт). И вот однажды утром язычок выглянул из домика (рот открыт, высунуть язычок, увидел солнышко (кончик языка поднять вверх) и решил полежать и погреться (рот приоткрыт на улыбке, язычок «лопаткой» лежит на нижней губе. Но вдруг подул ветер (язычок лежит на нижней губе, губы сблизить и подуть на кончик языка, язычку стало холодно (язык «иголочкой») и он спрятался в домик (убрать язык в рот, рот закрыть). Дома Язычку было совсем не скучно. Он налил котенку Мурзику молока и смотрел, как Мурзик с удовольствием его лакает (водим широким языком по верхней губе сверху вниз). Потом увидел как котёнок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губу справа – налево и наоборот) и лег спать. Громко затикали часы (губы в улыбке, рот открыт, высунутым кончиком языка дотрагиваться до уголков рта) и Язычок решил поиграть – сел на лошадку и поскакал (щёлканье языком). Но тут пришла мама. Она сказала, что Язычку пора спать. Язычок попил воды из «чашечки» (губы в улыбке, высунутый язык загнуть чашечкой, облизнулся и уснул.

2. Развиваем слуховое внимание:

Слуховое внимание – умение ребенка сосредотачиваться на определенном звуке.

Советую вам на прогулках с ребенком вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, грома, града и т. д.

3. Развиваем речевое дыхание:

Правильное дыхание – залог успеха в освоении правильного произношения звуков. Развитие дыхания у детей важно не только для формирования речи и правильной дикции, но и для здоровья малыша в целом. Если ребенок дышит неправильно, то это отразиться на всех системах и органах, ведь именно кислород питает их, приводит в действие. Обращайте внимание на то, как ребенок дышит, дыхание не должно быть резким, скачкообразным, кроме того, делать вдох нужно непременно через нос, только в таком случае воздух очищается и согревается, а уже после этого попадает к нам в организм.

- Упражнение «Кораблик». Кораблики могут быть самодельными. Набираем воздух через нос (животик надувается, выдыхаем через рот (животик сдувается). Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой.

Разнообразные дудочки, трубочки помогают формировать сильную струю воздуха. «Султанчик», «Сдуй ватку», «Забей гол».

Все эти упражнения могут выполняться с высунутым и сложенным в трубочку языком, чтобы воздух проходил посередине язычка. Дыхание остается прежним: вдыхаем через нос - выдох делаем через рот, не поднимая плеч.

«Чайник закипел» («Шторм в стакане»). В ненавязчивой игровой форме проводятся интересные и полезные упражнения. В стакан с водой налейте 150 граммов воды и вставьте в воду трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку - чайник закипает, усиливаем выдох - он кипит, еще усиливаем выдох - вода бурлит. Не забываем - плечи не поднимать!

4. Словарный запас и грамматические категории.

По возможности повторяйте с ребенком весь пройденный материал в альбоме. Кроме того:

- Знакомьте детей с телом. Учите правильно называть части тела, своевременно сообщать о недугах. Воспитывайте стремление расти сильными и здоровыми.

- Знакомьте детей с трудом взрослых: врач, шофер, повар, летчик. Расскажите о своей профессии.

- Учите детей узнавать и называть различные предметы и вещи, которые нас окружают; группировать их по признакам: транспорт, верхняя одежда, чайная посуда, комнатные растения.

- Знакомьте детей с дикими и домашними животными и их детенышами. С окружающими их деревьями, кустами, птицами. Учите наблюдать и любоваться ими.

- Знакомьте детей с овощами и фруктами, ягодами. Учите различать их цвет, запах, определять на вкус, на ощупь. Правильно называть их и знать, где они растут.

- В играх вместе с детьми подбирайте к словам-существительным слова-прилагательные, признаки (василек – красивый, синий).

- Учите детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: большой стул, а маленький - стульчик, флаг – флажок.

- Учите детей образовывать форму мн. ч. существительных в И. п. и Р. п.: цветок – цветы – много цветов…

5. Развитие самостоятельной активной и связной речи.

- Учите выражать свою просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику.

- Учите отвечать на простейшие вопросы. Рассказывать несложные рассказы и сказки и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.

- Учите детей говорить слова приветствия и прощания. Расспрашивайте о важных для него событиях. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.

- Читайте детям книжки. Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают текст, который они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение - покажите его в лицах и с предметами.

6. Развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно переплетается с развитием артикуляционной моторик и соответственно с развитием речи. Поэтому:

- Рисуйте и раскрашивайте с ребенком, особенно цветными карандашами. Учите правильно держать карандаш, двигать кистью во время рисования, следите внимательно за нажимом на карандаш.

- Лепите из пластилина. Играйте с прищепками…

7. Занимаемся на кухне:

- На кухне у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания» и др. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т. д.).

Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Называйте свои действия («перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

8. Занимаемся на даче:

Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.

Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребёнка, всё равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка. Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Назови ласково», «Угадай, о чём я говорю» и т. д.

Желаю Вам успехов,

веселых каникул,

хорошего отдыха

и отличного настроения!

Публикации по теме:

Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда Выступление на ППО. Тема: "Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда" Подготовила: учитель-логопед Адаричева Ф. Б. МБ ДОУ.

Совместная работа учителя-логопеда и родителей как важное условие работы с детьми с речевыми недостатками Тыщенко Лилия Андреевна Учитель-логопед МБДОУ детский сад №12 «Взаимосвязь учителя-логопеда и родителей, как важное условие работы с детьми.

Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных методов в работе учителя-логопеда ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 176» Консультация для педагогов ««Использование нетрадиционных.

Опыт работы учителя-логопеда «Инновационные методы и приемы в работе учителя-логопеда ДОУ»Опыт работы учителя-логопеда «Инновационные методы и приемы в работе учителя-логопеда ДОУ» Слайд № 1 Попова Наталья Валерьевна, учитель – логопед, детский сад № 40 «Бригантина», г. о. Балашиха. Слайд № 2 Уважаемое жюри, уважаемые.

Отчет о работе учителя-логопеда МБДОУ Отчет о работе учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад №11 «Чебурашка» Петуховой Ольги Ивановны за 2015 – 2016 учебный год 1. Педагогическая.

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с ОНР «Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей по лексической теме «Рыбы» в подготовительной к школе группе Лексическая тема: «Рыбы» 1. «Отгадай загадки» Он, как дом огромный, Но спокойный, скромный. В море ест и в море спит- Так живет на свете….

Рекомендации учителя-логопеда для родителей по лексической теме «Комнатные растения» в подготовительной к школе группе Лексическая тема: «Комнатные растения» 1. Назови как можно больше комнатных растений. Нарисуй свое любимое комнатное растение или наклей.

Взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей ДОУ в комплексной работе с детьми с ОВЗ (опыт работы ДОУ)Взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей ДОУ в комплексной работе с детьми с ОВЗ (опыт работы ДОУ) Ещё Л. С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции,.

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей через оформление стенда «Уголок логопеда».Взаимодействие учителя-логопеда и родителей через оформление стенда «Уголок логопеда». .

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Космос
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Рекомендации учителя-логопеда для родителей по работе с детьми 3–5 лет в летний период
Опубликовано: 12 мая 2017 в 10:24
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. День тыквы на МААМ

Красочная тыква – настоящее украшение осени. Она дарит нам неунывающее оранжевое настроение. В Китае этот овощ вообще считается мистическим талисманом – китайцы верят, что тыква может защищать своих...

23 октября. Выставка самодельной посуды на МААМ

Посуда как часть нашей повседневной жизни сопровождает нас тысячелетиями. От первого глиняного кувшина и котелка до современных высокотехнологичных кастрюль – такова история развития посудной цивилизации....

Мастер-класс в старшей группе на тему: «Веточка облепихи»
Мастер-класс в старшей группе на тему: «Веточка облепихи» Образовательная область: «художественно - эстетическое развитие» Интеграция с другими...
Фотоотчет праздника для пожилых людей «Нам года — не года»
Стало доброй традицией отмечать День пожилых людей. Этот день – день благодарения за тепло сердец, отданные работе силы, опыт, которым старшее поколение...
Конкурс чтецов «Дагестанские поэты — детям»
УЧАСТНИКИ КОНКУРСА СРЕДНЯЯ ГРУППА 1. Инанмасова Лейла «Лето» Фазу Алиева 2. Ибрагимова Тамам «Стану белее» Фазу Алиева 3. Мурачуев Рамазан «Кошка и...