Лариса Гариева
Характеристика методического сопровождения развития мелкой моторики детей 2–3 лет.
▼ Скачать + Заказать документы
Гариева Л. В.
воспитатель высшей категории
Лукьянова Н. Б.
воспитатель первой категории
МБУ ДС №120 «Сказочный», г. Тольятти
Обеспечить совершенствование деятельности педагогов, призвано их методическое сопровождение. Данный термин российские ученые рассматривают с разных позиций. Для нашего исследования представляет интерес подход к определению методического сопровождения с точки зрения управления системой образования и конкретного образовательного учреждения (Т. А. Берсенева, Р. И. Будникова, Т. В. Ильина, М. М. Поташник, Т. И. Шамова и др.) [1,2].
Публикация «Характеристика методического сопровождения развития мелкой моторики детей 2–3 лет,» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Методическое сопровождение должно быть направлено на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие педагогов. Выявление же индивидуальных различий в их педагогической деятельности и корректировка ее содержания и результатов в конечном итоге призваны способствовать повышению эффективности образовательной работы с детьми [1].
Методическое сопровождение – целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, развитие и повышения творческого потенциала педагогического персонала, а, в конечном счете – на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, рост уровня образованности, воспитанности и развития школьников [2].
Методическое сопровождение в дошкольном образовательном учреждении рассматривается как часть системы непрерывного образования преподавателей и воспитателей, ориентированная на достижение высокого качества образовательного процесса, содействующего развитию у педагогов навыков анализа, теоретических и экспериментальных исследований. Предметом методического сопровождения выступают не только средства профессионально педагогической (управленческой) коммуникации (формы, методы, приемы, средства, но и содержание обучения (учебные материалы) и содержание управленческого воздействия (управленческие решения в виде приказов, распоряжений, программ и проч. [1].
Могут быть выделены следующие задачи по организации и осуществлению повышения профессиональной компетентности дошкольных работников: выявление потребностей педагогов в психологических знаниях; изучение, обобщение и внедрение передового педагогического и управленческого опыта; организация работы по повышению квалификации и совершенствованию профессионального мастерства педагогов по проблеме.
Цели методического сопровождения: освоение наиболее рациональных методов и приемов воспитания и обучения детей; повышение методической подготовленности педагога и организации педагогического процесса; обмен опытом между членами коллектива; выявление и пропаганда актуального педагогического опыта.
Методическое сопровождение в дошкольном образовательном учреждении имеет несколько преимуществ: носит непрерывный, постоянный характер и является важным звеном в системе непрерывного образования; повышение квалификации и мастерства педагогов идет непосредственно в дошкольном образовательном учреждении без отрыва от производства; методическое сопровождение идет в живом, конкретном, развивающемся коллективе в ходе практической деятельности педагога; организаторы методической работы имеют возможность более глубоко и в течение длительного времени изучать деятельность педагога, выявлять недостатки и затруднения в их деятельности, определить зачатки передовою новаторства, способствовать росту педагогического мастерства, делать этот процесс управляемым.
Перед методической работой стоит широкий диапазон различных задач, которые должна решать методическая служба в дошкольном образовательном учреждении: изучение и внедрение в педагогическую практику передового педагогического опыта; внедрение новейших достижений педагогических и психологических наук; овладение новыми методами обучения и воспитания; систематическое изучение и анализ развивающих программ; совершенствование образовательного процесса [2].
Методическое сопровождение должно носить опережающий характер и отвечать за развитие и совершенствование всей работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке.
Работа по повышению педагогического мастерства, должна базироваться на следующих принципах:
1. Непрерывность, систематичность и обязательность повышения профессиональной квалификации и педагогического мастерства на протяжении всего периода педагогической деятельности.
2. Плановость, охват различными видами занятий и самообразованием педагогов образовательных учреждений.
З. Опережающий характер повышения квалификации педагогических кадров с учетом новейших достижений науки и передового опыта.
4. Учет уровня подготовки, индивидуальных потребностей педагогов, дифференциация на этой основе содержания и методов повышения квалификации.
5. Ориентация на использование разнообразных методов работы с педагогическими кадрами, на стимулирование творческих поисков педагогов и руководителей образовательных учреждений.
В число основных задач организации методического сопровождения развития мелкой моторики детей раннего возраста входит: обеспечение детям комфортных условий развития, создания психолого-педагогической среды и речевой поддержки ребёнка; проведение необходимой работы по развитию мелкой моторики у детей 2–3 лет; повышение психолого-педагогической культуры и педагогической компетенции родителей, побуждение их к сознательной деятельности по развитию мелкой моторики детей 2–3 лет в семье.
Повышение профессиональной компетентности дошкольных работников по данной теме предполагает соблюдение следующих условий: поэтапное формирование умений (развертывание деятельности, освоение все более полного состава действий, т. е. поэлементное освоение сложной деятельности); растянутость процесса формирования; формирование предварительного образа действий; целенаправленное обеспечение качественного выполнения действий, тренировка, коллективное обсуждение; формирование творческой деятельности; мотивирование на совершенствование деятельности, интерес возникает в самом процессе решения профессиональных задач при соблюдении принципа теории и практики.
В ДОУ используют групповые и индивидуальные формы методической работы. К групповым формам работы по вопросу развития у детей 2–3 лет мелкой моторики руки в ДОУ относятся: семинары; семинары-практикумы; коллективные просмотры педагогического процесса; совещания; консультации; педагогические советы.
Целями индивидуальной форы методической работы по данному вопросу является оказание конкретной помощи педагогу в решении проблем, которые вызывают у него затруднение. К данным формам методической работы относятся: индивидуальные консультации; беседы; наставничество; саморазвитие.
К нетрадиционным формам методической работы по вопросу развития мелкой моторики детей 2–3 лет в ДОУ можно отнести: педагогический ринг (ориентирует педагогов на изучение современных достижений психолого-педагогической науки, методической литературы, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем); метод «мозговой атаки» или «банк идей» (рациональный способ коллективного продуцирования новых идей для решения практических проблем, не поддающихся решению традиционными способами); дискуссионный круглый стол-клуб (его основная задача: выработать навыки критической оценки психолого-педагогической и методической литературы, разных подходов к решению конкретных вопросов в практике работы детского сада, умение аргументировать, отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии); КВН (успешно используется для выработки быстрой реакции на изменение педагогической ситуации, умение найти оптимальный вариант решения задач) [1].
Выбор методов для каждого мероприятия должен определяться его целями и задачами, особенностями содержания, контингентом педагогов, конкретным состоянием образовательного процесса. Готовность специалиста к достижению его профессионального уровня связана с проявлением его способностей и самооценкой, и этот фактор необходимо учитывать при проведении различных форм методической работы.
Выбор системы методической работы в конкретном учреждении обуславливаются рядом факторов: задачами, стоящими перед дошкольным учреждением; результатами диагностики профессиональной деятельности педагогов и результатами работы учреждения в целом; количественным составом педагогического коллектива; целями и особенностями содержания методического мероприятия; накопленными в учреждении традициями; условиями (материальными, моральными, психологическими).
Анализ научно-методической литературы позволяет выделить основные направления методической работы:
1. В информационной области: обеспечение педагогов необходимой информацией о новинках методической, научно-методической литературы; информирование педагогов об основных направлениях развития сферы образования региона, города, района, образовательного учреждения; информирование педагогов о современных комплексных и парциальных программах, педагогических технологиях.
2. В диагностико-прогностической области: изучение профессиональных затруднений и образовательных потребностей педагогов в целях создания эффективных условий для повышения профессиональной компетентности; прогнозирование, планирование и организация обучения педагогических кадров, оперативное оказание информационной, консультативной, организационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
3. В области содержания образования: создание условий для реализации парциальных образовательных программ нового поколения, современных педагогических технологий; методическое и научно-методическое обеспечение введения нового содержания образования.
4. В области повышения квалификации: дифференцированный подход в повышении квалификации педагогов; выявление, систематизация, распространение передового педагогического опыта.
Таким образом, методическую работу следует считать аспектом управления и рассматривать как деятельность, направленную на обеспечение качества образовательного процесса в ДОУ. Управление методической работой должно быть направлено на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие педагогов.
Над правильным формированием мелкой моторики руки у детей 2–3 лет необходимо работать и родителям и педагогам. Очень важной частью являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности (Т. А. Ткаченко) [3].
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Трехлетние малыши осваивают игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая – кошку, вбегающую в этот домик.
Пальчиковые игры – это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка; снижение физической усталости и морального напряжения во время урока; массаж «активных точек» на пальцах и ладонях. В неё включены упражнения на составление при помощи пальцев и учебных предметов (карандашей, ручек, линеек) всех цифр, а также букв русского алфавита. При обучении чтению и письму эти упражнения помогут ребёнку не только сделать пальцы подвижнее, но и запомнить, как пишется та или иная буква и цифра (Л. И. Моурлот, Л. А. Ремезова) [4].
Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, сочетающаяся в том числе с навыками самообслуживания, которая также способствует развитию мелкой моторики:
– застёгивание и расстегивание пуговиц;
– шнурование;
– нанизывание колец на тесьму;
– игры с мозаикой;
– сортировка мозаики по ячейкам;
– игры с конструктором;
– перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).
Также это могут быть различные упражнения по лепке, изобразительной деятельности, игры с бумагой [5].
Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей, дает возможность достичь цели полноценного развития ребенка. Развитие мелкой моторики руки охватывает не только одну образовательную область «речевое развитие». Согласно комплексному подходу образовательный процесс в ДОУ должен быть организован так, чтобы на одном содержании одновременно решались задач разных образовательных областей (речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие).
Мелкая моторика способствует развитию все психических процессов – речи, внимания, памяти, мышления, что является предпосылкой для становления всех видов детской деятельности – игровой, изобразительной, элементарной трудовой, познавательно-исследовательской, конструирования. Мелкая моторика руки одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.
Список литературы:
Управление качеством образования // практикоориентированная монография и методическое пособие //Под ред. М. М. Поташника. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.
Шамова, Т. И. Управление образовательными системами //Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. – М. : Академия, 2007.
Ткаченко, Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков // Т. А. Ткаченко. – М. : «ЭКСМО», 2010.
Моурлот, Л. И. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста // учеб. -методич. Пособие / Л. И. Моурлот, Л. А. Ремезова. – Самара : СГПУ, 2007. – 122 с.
Ткаченко, Т. А. Развиваем мелкую моторику //Т. А. Ткаченко. – М. : «ЭКСМО», 2007.