Папки-передвижки

Характеристика методического сопровождения развития мелкой моторики детей 2–3 лет.

Лариса Гариева
Характеристика методического сопровождения развития мелкой моторики детей 2–3 лет.
▼ Скачать + Заказать документы

Гариева Л. В.

воспитатель высшей категории

Лукьянова Н. Б.

воспитатель первой категории

МБУ ДС №120 «Сказочный», г. Тольятти

Обеспечить совершенствование деятельности педагогов, призвано их методическое сопровождение. Данный термин российские ученые рассматривают с разных позиций. Для нашего исследования представляет интерес подход к определению методического сопровождения с точки зрения управления системой образования и конкретного образовательного учреждения (Т. А. Берсенева, Р. И. Будникова, Т. В. Ильина, М. М. Поташник, Т. И. Шамова и др.) [1,2].

Публикация «Характеристика методического сопровождения развития мелкой моторики детей 2–3 лет,» размещена в разделах

Методическое сопровождение должно быть направлено на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие педагогов. Выявление же индивидуальных различий в их педагогической деятельности и корректировка ее содержания и результатов в конечном итоге призваны способствовать повышению эффективности образовательной работы с детьми [1].

Методическое сопровождение – целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, развитие и повышения творческого потенциала педагогического персонала, а, в конечном счете – на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, рост уровня образованности, воспитанности и развития школьников [2].

Методическое сопровождение в дошкольном образовательном учреждении рассматривается как часть системы непрерывного образования преподавателей и воспитателей, ориентированная на достижение высокого качества образовательного процесса, содействующего развитию у педагогов навыков анализа, теоретических и экспериментальных исследований. Предметом методического сопровождения выступают не только средства профессионально педагогической (управленческой) коммуникации (формы, методы, приемы, средства, но и содержание обучения (учебные материалы) и содержание управленческого воздействия (управленческие решения в виде приказов, распоряжений, программ и проч. [1].

Могут быть выделены следующие задачи по организации и осуществлению повышения профессиональной компетентности дошкольных работников: выявление потребностей педагогов в психологических знаниях; изучение, обобщение и внедрение передового педагогического и управленческого опыта; организация работы по повышению квалификации и совершенствованию профессионального мастерства педагогов по проблеме.

Цели методического сопровождения: освоение наиболее рациональных методов и приемов воспитания и обучения детей; повышение методической подготовленности педагога и организации педагогического процесса; обмен опытом между членами коллектива; выявление и пропаганда актуального педагогического опыта.

Методическое сопровождение в дошкольном образовательном учреждении имеет несколько преимуществ: носит непрерывный, постоянный характер и является важным звеном в системе непрерывного образования; повышение квалификации и мастерства педагогов идет непосредственно в дошкольном образовательном учреждении без отрыва от производства; методическое сопровождение идет в живом, конкретном, развивающемся коллективе в ходе практической деятельности педагога; организаторы методической работы имеют возможность более глубоко и в течение длительного времени изучать деятельность педагога, выявлять недостатки и затруднения в их деятельности, определить зачатки передовою новаторства, способствовать росту педагогического мастерства, делать этот процесс управляемым.

Перед методической работой стоит широкий диапазон различных задач, которые должна решать методическая служба в дошкольном образовательном учреждении: изучение и внедрение в педагогическую практику передового педагогического опыта; внедрение новейших достижений педагогических и психологических наук; овладение новыми методами обучения и воспитания; систематическое изучение и анализ развивающих программ; совершенствование образовательного процесса [2].

Методическое сопровождение должно носить опережающий характер и отвечать за развитие и совершенствование всей работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке.

Работа по повышению педагогического мастерства, должна базироваться на следующих принципах:

1. Непрерывность, систематичность и обязательность повышения профессиональной квалификации и педагогического мастерства на протяжении всего периода педагогической деятельности.

2. Плановость, охват различными видами занятий и самообразованием педагогов образовательных учреждений.

З. Опережающий характер повышения квалификации педагогических кадров с учетом новейших достижений науки и передового опыта.

4. Учет уровня подготовки, индивидуальных потребностей педагогов, дифференциация на этой основе содержания и методов повышения квалификации.

5. Ориентация на использование разнообразных методов работы с педагогическими кадрами, на стимулирование творческих поисков педагогов и руководителей образовательных учреждений.

В число основных задач организации методического сопровождения развития мелкой моторики детей раннего возраста входит: обеспечение детям комфортных условий развития, создания психолого-педагогической среды и речевой поддержки ребёнка; проведение необходимой работы по развитию мелкой моторики у детей 2–3 лет; повышение психолого-педагогической культуры и педагогической компетенции родителей, побуждение их к сознательной деятельности по развитию мелкой моторики детей 2–3 лет в семье.

Повышение профессиональной компетентности дошкольных работников по данной теме предполагает соблюдение следующих условий: поэтапное формирование умений (развертывание деятельности, освоение все более полного состава действий, т. е. поэлементное освоение сложной деятельности); растянутость процесса формирования; формирование предварительного образа действий; целенаправленное обеспечение качественного выполнения действий, тренировка, коллективное обсуждение; формирование творческой деятельности; мотивирование на совершенствование деятельности, интерес возникает в самом процессе решения профессиональных задач при соблюдении принципа теории и практики.

В ДОУ используют групповые и индивидуальные формы методической работы. К групповым формам работы по вопросу развития у детей 2–3 лет мелкой моторики руки в ДОУ относятся: семинары; семинары-практикумы; коллективные просмотры педагогического процесса; совещания; консультации; педагогические советы.

Целями индивидуальной форы методической работы по данному вопросу является оказание конкретной помощи педагогу в решении проблем, которые вызывают у него затруднение. К данным формам методической работы относятся: индивидуальные консультации; беседы; наставничество; саморазвитие.

К нетрадиционным формам методической работы по вопросу развития мелкой моторики детей 2–3 лет в ДОУ можно отнести: педагогический ринг (ориентирует педагогов на изучение современных достижений психолого-педагогической науки, методической литературы, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем); метод «мозговой атаки» или «банк идей» (рациональный способ коллективного продуцирования новых идей для решения практических проблем, не поддающихся решению традиционными способами); дискуссионный круглый стол-клуб (его основная задача: выработать навыки критической оценки психолого-педагогической и методической литературы, разных подходов к решению конкретных вопросов в практике работы детского сада, умение аргументировать, отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии); КВН (успешно используется для выработки быстрой реакции на изменение педагогической ситуации, умение найти оптимальный вариант решения задач) [1].

Выбор методов для каждого мероприятия должен определяться его целями и задачами, особенностями содержания, контингентом педагогов, конкретным состоянием образовательного процесса. Готовность специалиста к достижению его профессионального уровня связана с проявлением его способностей и самооценкой, и этот фактор необходимо учитывать при проведении различных форм методической работы.

Выбор системы методической работы в конкретном учреждении обуславливаются рядом факторов: задачами, стоящими перед дошкольным учреждением; результатами диагностики профессиональной деятельности педагогов и результатами работы учреждения в целом; количественным составом педагогического коллектива; целями и особенностями содержания методического мероприятия; накопленными в учреждении традициями; условиями (материальными, моральными, психологическими).

Анализ научно-методической литературы позволяет выделить основные направления методической работы:

1. В информационной области: обеспечение педагогов необходимой информацией о новинках методической, научно-методической литературы; информирование педагогов об основных направлениях развития сферы образования региона, города, района, образовательного учреждения; информирование педагогов о современных комплексных и парциальных программах, педагогических технологиях.

2. В диагностико-прогностической области: изучение профессиональных затруднений и образовательных потребностей педагогов в целях создания эффективных условий для повышения профессиональной компетентности; прогнозирование, планирование и организация обучения педагогических кадров, оперативное оказание информационной, консультативной, организационно-методической помощи в системе непрерывного образования;

3. В области содержания образования: создание условий для реализации парциальных образовательных программ нового поколения, современных педагогических технологий; методическое и научно-методическое обеспечение введения нового содержания образования.

4. В области повышения квалификации: дифференцированный подход в повышении квалификации педагогов; выявление, систематизация, распространение передового педагогического опыта.

Таким образом, методическую работу следует считать аспектом управления и рассматривать как деятельность, направленную на обеспечение качества образовательного процесса в ДОУ. Управление методической работой должно быть направлено на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие педагогов.

Над правильным формированием мелкой моторики руки у детей 2–3 лет необходимо работать и родителям и педагогам. Очень важной частью являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности (Т. А. Ткаченко) [3].

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Трехлетние малыши осваивают игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая – кошку, вбегающую в этот домик.

Пальчиковые игры – это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка; снижение физической усталости и морального напряжения во время урока; массаж «активных точек» на пальцах и ладонях. В неё включены упражнения на составление при помощи пальцев и учебных предметов (карандашей, ручек, линеек) всех цифр, а также букв русского алфавита. При обучении чтению и письму эти упражнения помогут ребёнку не только сделать пальцы подвижнее, но и запомнить, как пишется та или иная буква и цифра (Л. И. Моурлот, Л. А. Ремезова) [4].

Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, сочетающаяся в том числе с навыками самообслуживания, которая также способствует развитию мелкой моторики:

– застёгивание и расстегивание пуговиц;

– шнурование;

– нанизывание колец на тесьму;

– игры с мозаикой;

– сортировка мозаики по ячейкам;

– игры с конструктором;

– перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).

Также это могут быть различные упражнения по лепке, изобразительной деятельности, игры с бумагой [5].

Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей, дает возможность достичь цели полноценного развития ребенка. Развитие мелкой моторики руки охватывает не только одну образовательную область «речевое развитие». Согласно комплексному подходу образовательный процесс в ДОУ должен быть организован так, чтобы на одном содержании одновременно решались задач разных образовательных областей (речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие).

Мелкая моторика способствует развитию все психических процессов – речи, внимания, памяти, мышления, что является предпосылкой для становления всех видов детской деятельности – игровой, изобразительной, элементарной трудовой, познавательно-исследовательской, конструирования. Мелкая моторика руки одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.

Список литературы:

Управление качеством образования // практикоориентированная монография и методическое пособие //Под ред. М. М. Поташника. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.

Шамова, Т. И. Управление образовательными системами //Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. – М. : Академия, 2007.

Ткаченко, Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков // Т. А. Ткаченко. – М. : «ЭКСМО», 2010.

Моурлот, Л. И. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста // учеб. -методич. Пособие / Л. И. Моурлот, Л. А. Ремезова. – Самара : СГПУ, 2007. – 122 с.

Ткаченко, Т. А. Развиваем мелкую моторику //Т. А. Ткаченко. – М. : «ЭКСМО», 2007.

Публикации по теме:

Буклет «Игры и игрушки для развития мелкой моторики у детей от 2 до 3 лет» для развития мелкой моторики у детей от 2 до 3 лет «Рука – это инструмент всех инструментов». (Аристотель) «Рука – это выдвинувшийся.

Дидактическая игра «Солнышко» своими руками для развития мелкой моторики детей 2–3 летДидактическая игра «Солнышко» своими руками для развития мелкой моторики детей 2–3 лет Детям очень нравятся игры с прищепками. Это спокойные игры, которые дают возможность сконцентрировать внимание и развивают мелкую моторику.

Дидактический стол для развития мелкой моторики детейДидактический стол для развития мелкой моторики детей Каждый воспитатель знает о необходимости развития мелкой моторики. Чем лучше ребенок владеет своими пальчиками, тем лучше развивается его.

Конспект занятия в рамках программы развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей 3–4 лет Тема: «Овечка на лугу» Цель: Развитие мелкой моторики Программное содержание. Образовательные задачи: 1. Продолжать учить пользоваться.

Коврик с пробками для развития у детей мелкой моторики рук и сенсорного развитияКоврик с пробками для развития у детей мелкой моторики рук и сенсорного развития Коврик с пробками Возраст: для детей младшей группы Описание материала: игра изготовлена с целью развития у детей мелкой моторики рук и.

Игровое панно из ткани для развития мелкой моторики «Круговорот воды в природе» для детей от трех до пяти летИгровое панно из ткани для развития мелкой моторики «Круговорот воды в природе» для детей от трех до пяти лет Как можно легко и интересно преподнести детям принцип круговорота воды в природе? В наше время огромное множество вариантов подачи круговорота.

Квиллинг для развития мелкой моторики рук у детей 5–6 летКвиллинг для развития мелкой моторики рук у детей 5–6 лет Квиллинг это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные.

Музыкальное творчество детей и специфика методического сопровождения его развития. Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для.

Стимулирование развития речи у детей с задержкой психического развития через развитие мелкой моторики Кондратьева Ирина Анатольевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 323 «Сказка» г. Нижний Новгород Стимулирование развития речи у детей с.

Влияние мелкой моторики на развитие речи. Упражнения по мелкой моторики для детей первой младшей группыВлияние мелкой моторики на развитие речи. Упражнения по мелкой моторики для детей первой младшей группы Проект "Влияние мелкой моторики на развитие речи. Упражнения по мелкой моторики для детей 1 младшей группы. " Тип проекта: Практический,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Характеристика методического сопровождения развития мелкой моторики детей 2–3 лет.
Опубликовано: 30 мая 2017 в 19:38
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Характеристика методического сопровождения развития мелкой моторики детей 2–3 лет.» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Гариева (УИ 536673) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД