Папки-передвижки

Характеристика невербальных компонентов коммуникации

Татьяна Мыгаль
Характеристика невербальных компонентов коммуникации

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения

Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается А. А. Бодалёвым, В. А. Лабунской, Р. Е. Бёрдвистл, P. Ekman, Бейтс Е. которые гласят, что слова раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.

Невербальное общение включает в себя пять подсистем (В. А. Лабунская) :

Публикация «Характеристика невербальных компонентов коммуникации» размещена в разделах

1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).

2. Взгляд.

3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:

- внешний вид собеседника,

- мимика (выражение лица,

- пантомимика (позы и жесты).

4. Паралингвистическая или около речевая подсистема, включающая:

- вокальные качества голоса,

- его диапазон,

- тональность,

- тембр.

5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся:

- темп речи,

- паузы,

- смех.

Главный показатель чувств - мимика, то есть выражение лица (глаз, бровей, губ).

Под мимическими средствами понимаются движения лицевых мускулов и движения головы. Это условные знаки (кивок головы, указывающие движения – поворот головы в определенную сторону. Посредством мимики ребенок передает эмоции.

Мимика бывает разная:

1. Сильно подвижная мимика - свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей.

2. Малоподвижная мимика - указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении.

3. Монотонность и редкая смена форм. Если такое поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой импульсивности.

4. Сопряженная мимика. Большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений. Высказывания вроде “он разинул рот и раскрыл глаза”, ”холодные глаза противоречат смеющемуся рту” и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом.

Также мимические движения подразделяются на:

1) мимику агрессивно-наступательную – гнев, злость, жестокость и др. ;

2) активно-оборонительную – отвращение, презрение, ненависть и др. ;

3) пассивно-оборонительную – покорность, приниженность и др. ;

4) мимику ориентировочно-исследовательской направленности;

5) мимику удовольствия-неудовольствия;

6) маскировочные выражения – мимика сокрытия истины, двусмысленности, нечестности.

Глаза, помогают общающимся устанавливать визуальный контакт. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, это помогает сосредоточиться на том, что он говорит. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд мешает собеседнику сосредоточиться. Как говорящий, так и слушающий смотрят друг на друга не более 10 секунд. Визуальный контакт помогает регулировать разговор.

Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения, и которые могут сопровождать размышление или состояние:

- указательные - направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание.

- подчеркивающие (усиливающие) жесты - служат для подкрепления высказываний.

- демонстративные жесты - поясняют положение дел.

- касательные жесты - при их помощи хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера.

Различают также:

- произвольные жесты - это движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно.

- непроизвольные жесты - это движения, совершаемые бессознательно.

Говорящий человек передает слушающему информацию трех родов. Во - первых, мы узнаем, что (о чем) говорит человек. Во - вторых - кто говорит, благодаря характерным индивидуальностям голоса каждого человека. Именно благодаря голосу часто, как сказано, превращается во что сказано, существенно дополняя или даже замещая словесное содержание речи.

Голос, как совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых человеком, при помощи голосового аппарата, обладает различными диапазоном, выразительностью и выносливостью. Эмоции оказывают влияние на управление речевым общением, что возможно проследить по ряду характеристик речевого высказывания отдельного человека: звучание голоса, интонационный рисунок. Эта связь наиболее заметна при анализе затруднений в управлении звучанием собственного голоса:

Состояние тревоги. Преобладание высоких частот, и на слух голос, воспринимаемый как резкий, пронзительный, энергичный и привлекающий внимание.

Беспомощность, угнетенность и апатия. Весьма ровное распределение энергии в спектре.

Страх. Образец “падающей” кривой распределения энергии и звучит как дребезжащий, безжизненный, “пустой”.

Возбужденность. Одновременный тип распределения энергии, ему свойственна особая звучность и громкость.

Голос - индивидуальный “инструмент” человека, как и отпечатки пальцев. Основной приметой голоса является его тембр.

Термин “интонация” имеет два значения - узкое и широкое. В узком смысле он используется для обозначения мелодики, движения тона. Широкий смысл термина, помимо интонации, включает ударение, паузы, темп, ритм, то есть совокупность совместно действующих компонентов звучащей речи.

Интонационная оформленность, складывается из интонационных свойств фраз и сверхфразовых единиц, а кроме того, характеризуется такими свойствами целого, как общий тон, темп, громкость произношения, обусловленными смысловым и эмоциональным наполнением текста, а также ситуацией его произнесения.

Скорость речи также отражает чувства говорящего. Люди говорят быстро, когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо, когда говорят о своих личных трудностях. Медленная речь чаще свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Допуская в речи незначительные ошибки, как, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно, их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе, или собирается удивить нас. Обычно речевые недостатки более выражены в состоянии волнения или когда собеседник пытается нас обмануть.

Важно также понимать значение междометий, вздохов, нервного кашля, фырканья. Этот ряд бесконечен. Ведь звуки могут означать больше, чем слова. Это также верно для языка жестов.

Литература:

1. Бодалев А. А. Личность и общение. - М., 1983. – 324 с.

2. Лабунская В. А. Невербальное поведение (социально перцептивный подход). - Ростов н/Дону, 1986. -136 с.

3. Волоцкая З. М., Николаева Т. М. и др. Жестовая коммуникация и ее место среди других систем человеческого общения// Симпозиум по структурному изучению знаковых систем: Тезисы докладов. – М., 1962. – 123 с.

4. Гордеева О. В. Развитие языка эмоций у ребёнка // Вопросы психологии. - 1998. № 2. – С. 137-149.

Публикации по теме:

Формирование эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения Добрый день, дорогие гости! Мы снова рады видеть вас в нашем учреждении. Представьте себе цвет, который вы любите больше всего. К этому.

Формирование эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения Добрый день, дорогие гости! Мы снова рады видеть вас в нашем учрежде-нии. Представьте себе цвет, который вы любите больше всего. К этому.

Доклад «Психологическая готовность к школе: диагностика и развитие составляющих компонентов» На сегодняшний день практически общепризнано, что психологическая готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое.

Характеристика компонентов образовательной среды Характеристика компонентов образовательной среды. Предметно-развивающая среда в группе учитывает все направления развития ребенка. Она направлена.

Формирование эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения Добрый день, дорогие гости! Мы снова рады видеть вас в нашем учреждении. Представьте себе цвет, который вы любите больше всего. К этому.

Консультация для воспитателей «Гимнастика пробуждения как один из компонентов оздоровительной работы» Здоровье - это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и.

Мастер-класс. Использование невербальных средств выразительности в игровой деятельности с детьми дошкольного возраста Цель: Формировать способы невербального выражения эмоций и чувств, а также закреплять навыки межличностного взаимодействия и формировать.

Характеристика компонентов предметно-развивающей среды во второй младшей группеХарактеристика компонентов предметно-развивающей среды во второй младшей группе Характеристика компонентов предметно – развивающей среды во 2 младшей группе «Задоринка». Предметно - развивающая, игровая среда – это.

Письменная характеристика компонентов предметно-развивающей среды во второй младшей в группе «Радуга»Письменная характеристика компонентов предметно-развивающей среды во второй младшей в группе «Радуга» Современный детский сад – это место, где ребенок накапливает опыт широкого эмоционального – практического взаимодействия с взрослыми и.

Родительское собрание «Развитие компонентов устной речи дошкольников» Цель: Выработать совместно с родителями конструктивные способы и средства взаимодействия дошкольников с окружающими людьми в соответствии.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Характеристика невербальных компонентов коммуникации
Опубликовано: 26 января 2017 в 18:18
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД