Папки-передвижки

Характеристика ведущих положений концепции организации образования детей старшего дошкольного возраста

Светлана Дворник
Характеристика ведущих положений концепции организации образования детей старшего дошкольного возраста

В структуре начальных ключевых компетентностей могут быть представлены:

- начальная здоровьесберегающая компетентность как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья. Данный вид компетентности связан со способностью ребенка решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это задачи:

- соблюдения личной гигиены, культуры питания;

- определения и поддержания состояния здоровья, физической культуры;

- соблюдения правил безопасного поведения в быту, в разных видах деятельности, в разных ситуация (на улице, на природе, в общественных местах;

Публикация «Характеристика ведущих положений концепции организации образования детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

- разумного поведения в непредвиденных ситуациях;

- оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

- начальная личностно-социальная компетентность как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми и совокупностью развивающихся представлений ребенка о себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом. Это задачи:

- оформления соответствующего возрастным возможностям образа-Я, самопознания, самооценки;

- начальной ориентации в общечеловеческих ценностях Добра, Красоты, Истины;

- проявления ценностного эмоционально-оценочного отношения к миру (интересов, склонностей, предпочтений, выражения собственного мнения, позиции;

- саморегуляции, самоконтроля поведения, действий и поступков и их последствий для окружающих;

- ориентации и проявления интереса к социуму (семья, сверстники, взрослые, люди в стране и в мире) и культуре;

- соблюдения и использования культуры общения и поведения со сверстниками и взрослыми;

- адекватного проявления сочувствия, сопереживания, эмоциональной отзывчивости;

- организации совместной деятельности, сотрудничества;

- начальная учебно-познавательная компетентность как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с освоением содержания образования на основе развития основных познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). Включает задачи:

- познавательной деятельности (устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять перенос в новые условия, действовать самостоятельно и творчески, экспериментировать, моделировать, реализовывать замысел);

- ориентации в окружающем мире;

- использования доступных средств познания и получения информации;

- проявления познавательного интереса и активности, любознательности, стремления овладеть новыми источниками информации;

- элементарной учебной деятельности (слушать педагога, принимать учебную задачу, следовать инструкции, задавать вопросы, самостоятельно выполнять задание, стремиться к достижению результата).

Выделение в начальных ключевых компетентностях здровьесберегающей, социально-личностной и учебно-познавательной сфер отражает понимание целостности процессов развития и образования ребенка старшего дошкольного возраста. Именно становлению начальных ключевых компетентностей должно быть отведено ведущее место в образовании детей.

Начальные специальные («допредметные») компетентности. Начальные допредметные компетентности обеспечивают специальную готовность ребенка к переходу к школьному образованию, содержание которого определяется набором учебных предметов. В структуре начальных специальных компетентностей ориентировочно можно выделить:

- начальную речевую компетентность как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения, словарного богатства родного языка; с элементарным филологическим анализом речи; подготовкой к чтению и освоению письменной речи;

- начальную литературную компетентность как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с восприятием, анализом и интерпретацией соответствующих возрастным возможностям литературных текстов;

- начальную математическую компетентность как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с выделением изменений, связей и зависимостей групп предметов, чисел, величин; воссозданием геометрических фигур и силуэтов; проявлением творчества в интеллектуальных и развивающих играх;

- начальную экологическую компетентность как готовность самостоятельно решать задачи гуманного взаимодействия с природой на основе системы экологических представлений, умений и отношений;

- начальную художественную компетентность как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с художественным восприятием и интерпретацией произведений искусства разных видов и жанров и творчеством в различных видах художественной деятельности (изобразительной, музыкальной, театральной).

Таким образом, становление начальных ключевых и начальных специальных (допредметных) компетентностей можно рассматривать как условие естественного, безстрессового перехода на ступень начального общего образования.

2. Становление начальных компетентностей ребенка старшего дошкольного возраста происходит в условиях вариативной организации педагогического процесса, ориентированного на целостное развитие ребенка как субъекта разных видов деятельности и поведения.

Субъектные проявления старшего дошкольника связаны с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации; с процессами эмоционально-положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе. Они выражаются в оформляющемся отношении к миру и осуществлении деятельности, инициируемой этими отношениями.

Позиция субъекта деятельности, становится своего рода ядром целостности, обеспечивая интеграцию ребенка с миром и возможность творить этот мир.

Возможности целостного развития ребенка старшего дошкольного возраста как субъекта разных видов деятельности и поведения определяются:

- формирующимся в дошкольном возрасте типом отношения к миру или мотивационно-потребностной сферой ребенка. Это годы оформляющегося образа «Я», когда самоидентификация, сравнение Я и Другого Я происходит по начинающей складываться шкале ценностей, ценностных отношений, ориентаций. Ребенок старшего дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных для него видах деятельности и общения.

- уникальной природой ребенка дошкольного возраста, которая может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольник — это практик, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник — прежде всего, деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.

Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности.

Субъектные проявления имеют эмоциональную и деятельностную направленность и выражаются:

- в интересе к деятельности;

- в избирательном отношении к разным видам деятельности;

- в инициативности и желании заниматься тем или иным видов деятельности;

- в самостоятельности выбора и осуществления деятельности;

- в творческом характере способов действий и продуктов деятельности.

Таким образом, позиция субъекта деятельности и поведения является системообразующим условием и показателем становления того или иного вида оформляющихся компетентностей ребенка.

Публикации по теме:

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образованияАнализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возрастаХарактеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия,.

Характеристика организации здоровьесберегающей деятельности в ДОХарактеристика организации здоровьесберегающей деятельности в ДО Работа в ДО по сохранению и укреплению здоровья детей связана не только с деятельностью воспитателей, но и всех специалистов: педагога-психолога,.

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Характеристика ведущих положений концепции организации образования детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 марта 2024 в 17:12
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД