Получи документы

Конспект урока литературы в 8 классе «Хлестаков и хлестаковщина»

Пушкина
Конспект урока литературы в 8 классе «Хлестаков и хлестаковщина»

Тема: Хлестаков и хлестаковщина.

Тип и вид урока : личностно-ориентированный урок творческого, фило-софского обобщения с воспитательной направленностью через исследова-тельскую работу в малых группах.

Цели:

1) обобщение изученного по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (образователь-ная цель);

2) определение понятия «хлестаковщина» как социального явления (воспи-тательная цель);

3) формирование УУД и УУУ – универсальных учебных действий и умений, связанных с развитием речи (развивающая цель).

Задачи:

Публикация «Конспект урока литературы в 8 классе „Хлестаков и хлестаковщина“» размещена в разделах

1) дать характеристику образа Хлестакова, выявить связь с понятием «хле-стаковщина»;

3) работать над умением интерпретировать прочитанное, осознавать худо-жественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне интеллектуального осмысления, сворачивать или разворачивать, об-рабатывать информацию, формулировать главное и второстепенное, нахо-дить аналогии, выстраивать понятийный аппарат.

Оборудование: мультимедиа проектор для демонстрации иллюстраций, видеофрагмента, презентации; листы бумаги.

Пояснение: Работа проводится в группах постоянного состава и рассчитана на учащихся, обученных подобной деятельности (умеют распределять роли, слаженно выполнять задачи).

Урок сопровождается презентацией.

Межпредметные связи: МХК, изобразительное искусство (создание образа театральными и кинохудожниками, иллюстраторами).

Ход урока

1. Объявление темы, целей, задач урока, а также планирование дея-тельности через проблемный диалог (5 минут). Звучит музыка тихонько.

К нам обратилось одно детективное агентство.

Они оставили приметы разыскиваемого: «молодой человек 23-24 лет, одет по моде: чёрный фрак, узенькие белые брючки, шикарный бант украшает его шею, цилиндр и тросточка в руках. На лице постоянная тоска, скука, в голодных глазах — огромное желание есть». Угадали, чей это портрет? (Хлестакова) Но самое главное он заражает окружающих социальной бо-лезнью. Невероятно опасен.

А для определения болезни посмотрим видеосюжет.

Как думаете, поможем? Выясним имя социальной болезни, узнаем причины, попытаемся обезвредить?

Учитель: Разносчиком какой социальной болезни стал Хлестаков?

Да, у страха глаза велики. Сегодня в центре нашего внимания Хлестаков – центральный образ комедии. Автор считал его роль труднейшей, считал, что для нее нужен решительный талант. В чём же сложность этого образа, характера? Попробуем разобраться…

Как вы думаете, ребята, каков образ героя, однозначный, то есть раскры-ваться в одном направлении или нет? Конечно, нет. Что значит слово «неоднозначный»? Подберите синонимы.

Учащиеся: Разноплановый, разнообразный, сочетающий различные каче-ства…

Учитель: Верно. Разные качества. И отрицательные, и… положительные. Да, в Хлестакове есть и такие черты. Сегодня на уроке мы посмотрим с не-обычной стороны не только на главного героя комедии, но и на целое явле-ние, получившее его имя. Это хлестаковщина. Итак, о чём мы будем гово-рить?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель демонстрирует следующий слайд: Хлестаков и хлестаковщина.

Эпиграф.

Учитель: Посмотрите на тему ещё раз. Хлестаков хлестаковщина?

Для того чтобы прийти к конечному пункту, необходимо проделать опре-деленный путь. Каковы его этапы?

Учащиеся высказывают свои предположения, составляется план работы: 1) дать полную характеристику Хлестакову, 2) определить, какие черты легли в основу хлестаковщины.

2. Практическая деятельность учащихся. Сегодня мы будем работать в группах.

Характеристика Хлестакова по типовому плану.

Определение проектных задач малым группам (5 уч-ся)карточки: работа с текстом, подбор примеров, цитат, инсценировка, историческая справка. Время выполнения 5 минут.

Группы.

1Аналитики.

Плюсы и минусы Хлестакова.

Речь героя

1. К кому обращена речь?

2. О чем говорит?

3. Подбор слов?

4. Характер предложений.

5. Тон речи. Как говорит?

Поступки. Развитие характера.

1. Чем руководствуется Хлестаков в своих поступках.

2. Сравнить поведение Хлестакова в гостинице и в доме городничего.

3. Вранье Хлестакова. Роль эпизода.

2. Историки.

Правление Николая 1, причины возникновения Хлестаковых?

3. Этимологи

Словари В. И. Даля и Д. Н. Ушакова

Проанализировать слова «хлест» и «хлестать».

От какого слова образована фамилия Хлестаков и что означает?

4. Актеры

Инсценировка действие 3, явл. 6

5. Творческая группа

Хлестаков о женщинах.

6. Творческая группа

Осип о своём хозяине.

Во время работы групп учитель осуществляет контроль, коррекцию, при за-труднении дает дополнительную информацию, по истечении времени уч-ся дают примерные ответы.

1. Историки помогут нам погрузиться в историю.

2. Этимологи расскажут о возникновении и значении фамилия Хлестаков.

4. Отчет творческих групп от лица Хлестакова о женщинах, от лица Осипа о Хлестакове.

5. Артисты

6. Аналитики.

Сделаем вывод: Кто такой Хлестаков? Вызывает он симпатии? Что такое хлестаковщина?

Учитель: Вот такой наш герой. Но вернемся к началу урока… Хлестаков разнообразен. В нем должно быть и положительное!

Учитель: Сопоставим положительное и отрицательное. Что преобладает? Так какой наш герой? Какие качества легли в основу хлестаковщины? Об-суждение.

Кто же такой Хлестаков? Что такое «хлестаковщина

Хвастун, фантазёр Хвастовство, бахвальство, тщеславие

Глупец Безответственность, потребительство

глупость Ложь, обман, трусость

бездельник, лентяй

Лжец, обманщик, трус

Существуют люди, которые

лгут просто, чтобы лгать.

Б. Паскаль

Учитель: А есть ли такие качества в других героях? А в наше время они встречаются? Знаете ли вы подобных людей?

Да, безусловно, Хлестаков не одинок… Значит, хлестаковщина – не исклю-чение, а социальное (общественное) явление?

Рефлексия

Вывод (учитель) : Был ли полезен сегодняшний урок? Что нового вы узнали, и с каким багажом покинете этот кабинет?

Ответы учащихся: узнали, что в каждом из нас «сидит» Хлестаков.

Учитель: Желаю вам от него избавиться, чтобы не выглядеть так же глупо!

самооценка

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Приложение.

Д. Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка

"Большой толковый словарь современного русского языка" является полностью переработанным и существенно дополненным изданием четырехтомного "Толкового словаря русского языка" под редакцией Д. Н. Ушакова. Словарь содержит свыше 180 тысяч слов и словосочетани

0-9 А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

хлест

ХЛЁСТ, хлёста, мн. нет, •муж. (•прост.). Действие по гл. хлестать в 1 •знач. Слышался хлёст кнутов.

II. ХЛЁСТ, в знач. сказуемого (•прост.). см. хлесть

III. ХЛЁСТ, хлёста, •муж. (•прост. •пренебр.). Хвастливый нахал и сплетник.

Хлестаковщина

хлестаковщина

хлестаковщины, мн. (пренебр.). Наглое, лживо-легкомысленное ушел. в глупую, сметную рисовку, в хлестаковщину самого последнего сорта. Боборыкин. (По Хлестакова, героя комедии Гоголя "Ревизор".)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока в 4 классе «Синонимы, антонимы, омонимы» МБОУ «Кривопорожская СОШ» Конспект урока по русскому языку по теме : «Синонимы, антонимы, омонимы». Учитель: Скачкова.

Конспект урока «Буквы «И, Ы после Ц» в 6 классе .

Конспект урока в 1 классе «День знаний» 1 класс День Знаний Цель: создать праздничное настроение от встречи со школой, поддержать настрой на учебную деятельность Задачи: познакомить.

Конспект урока математики в 3 классе школы глухих Закрепление вычислительных навыков при решении составных задач и уравнений на нахождение неизвестного делителя. Цели: • Закреплять умения.

Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы» Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы». В. В. Пасечник, А. А. Каменский УРОК 11 ТЕМА: Биологические катализаторы.

Конспект урока по математике в 3 классе «Скорость» .

Конспект урока русского языка во 2 классе Краткосрочный план урока русского языка № 31 Раздел: Моя семья и друзья. Лексическая тема: Правила дружбы. Школа: №4 Дата: 25.10. 2018г.

Конспект урока в 3 классе «Склонение имен существительных» Тип урока: Усвоение новых знаний. Вид урока: Урок - исследование. Технология: информационно-коммуникативная Методы: интерактивные, работа.

Конспект урока математики в 1 классе «Числа и цифры от 6 до 9» Цели: учить писать цифру 2 и выполнять счёт предметов до 10; закреплять умение сравнивать предметы; продолжить формирование умений прямого.

Конспект урока во 2 классе «Табличное деление на 2» .

Автор публикации:
Конспект урока литературы в 8 классе «Хлестаков и хлестаковщина»
Опубликовано: 11 октября 2018 в 21:49
+127Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД