Юлия Михальченкова
Творческий проект «Хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 комбинированного вида
Творческий проект
ТЕМА: «Хохломская роспись»
воспитатель МБДОУ
детского сада № 24
комбинированного вида
Михальченкова Юлия Александровна
Лесной городок
2015-2016
Паспорт проекта.
Публикация «Творческий проект „Хохлома“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Проекты, планирование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Проект : «Хохломская роспись»
Тип проекта : творческий проект.
Проект подготовила : воспитатель старшей группы Михальченкова Ю. А.
Продолжительность проекта :
краткосрочный (с 11.01.2016г. -по 25.01.2016г.)
Возрастная группа: дети старшей группы.
Участники проекта : дети 5-6лет, воспитатели, родители.
Актуальность:
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину (задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие и оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций- воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства, на основе чего и был создан данный проект. В нем рассматривается воспитательное значение народного искусства, на основе такого народного промысла, как хохлома.
Цель проекта : побуждать в детях первые яркие представления о культуре своей страны, способствовать воспитанию патриотических чувств, приобщать к миру прекрасного; научить детей ценить и любить народное творчество.
Проблема: С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих пробелы в знании культуры своей страны. Итак, поиск путей решения описанной проблемы привёл к созданию творческо проекта «Хохломская роспись».
Педагогические задачи:
• учить различать виды народного декоративно- прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях;
• познакомить с предметами разных промыслов с растительным узором хохлома;
• учить видеть красоту геометрических и растительных узоров (травка, цветок, лист, ягода). Видеть разнообразие материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и др.);
• учить выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, колорит росписи, чередование, симметричные и ассиметричные композиции; видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия;
• развивать умения и навыки рисования элементов росписи;
• развивать художественно- творческие способности детей;
• формировать основы эстетического вкуса.
Задачи для детей:
• познакомятся с историей хохломской росписи.
• научатся рассматривать и узнавать хохломскую посуду.
• сформируется умение рисовать простейшие элементы хохломской росписи.
• у детей будет совершенствоваться умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов.
• у детей привьется уважение и любовь к искусству народных мастеров.
Задачи для родителей:
• познакомить родителей с примерным планом работы по проекту «Хохломская роспись».
• привлечь родителей в создании мини - музея в группе.
• консультация для родителей: «Что такое хохлома?» «Организация досуга детей на основе народного творчества", «Творчество в детском возрасте».
• готовить информационные стенды, папки-передвижки.
Образовательные области:
«Художественно- эстетические развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Предполагаемые результаты проекта :
• дошкольники могут воспринимать и эмоционально реагировать на художественный образ и средства выразительности в произведениях декоративно-прикладного искусства;
• эмоционально откликаться на красоту природы, одежды и убранства помещений; проявлять интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства, дизайну;
• самостоятельно создавать художественные образы в различных видах изобразительной деятельности;
• владеть комплексом технических навыков и умений в разных видах изобразительной деятельности;
• проявлять индивидуальное творчество в декоративной деятельности.
Этапы реализации проекта :
• выбор темы проекта;
• планирование;
• реализация проекта;
• завершение проекта.
I этап – ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Беседы: «История возникновения хохломской росписи», «Русская изба» (предметы быта, «Свойства материалов» (дерево и металл).
Цель: Рассмотреть хохломскую посуду и узнать все о Хохломе.
Задачи:
• Познакомиться с хохломской росписью.
• Рассмотреть хохломскую посуду.
Вхождение в проблему:
Рассматривание хохломской посуды и действия с ней.
Вживаться в игровую ситуацию.
II этап – ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Подобрать наглядный материал для деятельности детей, литературу и наглядные пособия. Знакомство с видами хохломской росписи с привлечением источников. Изготовление дидактических игр: «Дай действия словам», «Назови одним словом», «Узнай по описанию», «Декоративное домино», «Магазин сувениров», «Выложи узор из геометрических форм», «Цветные капельки», «Обведи и раскрась» и др. Сбор экспонатов с хохломской росписью с помощью родителей (оформление выставки в мини-музее группы). Подготовить материал для художественного творчества – рисования.
III этап – ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ
Рассматривание посуды, элементов хохломской росписи, иллюстраций в журналах. Отгадывание загадок о хохломе, разучивание стихов, чтение сказок и рассказов. Подвижные игры: «Гуси – Лебеди», «Волк во рву», «Совушка». Народные игры: «Колечко», «Горелки с платочком», «Ручеек», «Пастух и кровы». Рисование: Узор «травка» : «капельки», «усики», «травинки», лепка «Посуда», «Укрась посуду» и др. Родители совместно с детьми пополняют музей группы на тему: «Хохломской росписи». Получают информацию о проекте из консультаций для родителей. Воспитанники повторяют за педагогом слова и фразы из знакомых стихотворений, разучивают новые. Играют в дидактические игры. Смотрят сюжеты и делятся своими впечатлениями. Слушают песни. Играют в игры. По подсказке педагога берут материалы для той или иной деятельности.
IV этап – ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Создание мультимедийной презентации «хохломская роспись».
Паутинка по проекту
«Познавательное развитие»
Беседы: «Золотые руки мастеров»
Цель: воспитывать уважение и любовь к труду, интерес к народному изобразительному искусству и фольклору, эмоционально - оценочное отношение к художественному материалу, толерантное отношение к традициям русского народа.
«Село хохлома»
знакомить детей с одним из народных промыслов России - хохломской росписью, с историей ее возрождения.
Рассматривание иллюстраций на тему: «Изделия народного промысла»
Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой и традициями, с устным народным творчеством, народными промыслами, народными игрушками. Использовать фольклор в различных видах детской деятельности. Воспитывать любовь к Родине, развивать чувство гордости за свою страну.
«Художественно- эстетические развитие»
Русская народная сказка 1. «Иван- царевич и серый волк»
2. Чтение П. Синявской «Хохломская роспись»
3. В. Набоков «Хохлома»
4. Разучивание стихов «Роспись хохломская», «Хохлома, хохлома».
5. Лепка посуды из солёного теста
6. Роспись посуды (из солёного теста)
хохломским узором
7. Обведи и раскрась
«Речевое развитие»
• Разгадывание загадок.
Цель: продолжать обучать отгадыванию загадок.
• Составление рассказа по предмету.
Цель: учить составлять короткий рассказ и описательный рассказ о предметах посуды;
учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению.
• Любимые сказки.
Цели: приобщение детей к чтению в детском саду;
формирование развития восприятия художественной литературы, фольклора.
«Социально-коммуникативное развитие»
«Дай действия словам»
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания.
«Назови одним словом»
Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.
«Узнай по описанию»
Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию.
«Узнай по описанию»
Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию
«Декоративное домино»
Цели:
закреплять и расширять знания детей о цвете;
развивать внимание; память; усидчивость; наблюдательность; ориентировку в пространстве; мелкую моторику;
активизировать речь детей.
«Магазин сувениров»
Цели:
учить распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; учить моделировать ролевой диалог; воспитывать дружеское отношение друг к другу, определять характеры героев, оценивать их поступки.
«Физическое развитие»
Подвижные игры:
«Гуси – Лебеди»
Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием. Содействовать развитию речи.
«Волк во рву»
Цель: Учить детей перепрыгивать, развивать ловкость.
«Совушка»
Цели: развитие внимания, реакции на словесную команду и произвольной регуляции поведения.
Народные игры: «Колечко»
Цель: развить внимательность и наблюдательность детей, координацию движений.
«Горелки с платочком»
Цель: развить внимательность, ловкость детей, упражнять в беге парой.
«Ручеек»
Цель. Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры.
«Пастух и кровы»
Цель. Воспитывать выдержку и дисциплинированность.
Формы взаимодействия с семьей:
выставка поделок в стиле хохломы; пополнение мини-музея предметами с хохломской росписью; консультации для родителей.
Завершение проекта :
-оформление результата проекта в виде презентации
- оценивание проделанной работы;
- выставка поделок в стиле хохломы;
- викторина «Угадайка»
Результаты реализации проекта :
Проект на тему «Хохломская роспись» разрешил проблему и реализовал поставленные задачи. Создал информационную копилку с целью обогащения опыта и знаний у детей дошкольного возраста. Дети узнали много интересного и познавательного. Научились лепить и украшать посуду хохломским узором. Повысился интерес к разным видам деятельности,
Вывод: Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы - красивой формы, удобные в пользовании, мастерски исполненные. К ним относится и «хохлома».
Используемая литература:
1. «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно - прикладного искусства» Л. В. Орлова - Москва «Мозаика – синтез».
2. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации (конспекты занятий)» Грибовская А. А. - Москва 2011 г.
3. «Русское народное творчество в детском саду» Усова А. П. – Москва 1972 г.
4. «Народное декоративное – прикладное искусство» - М. : Просвещение, 1984.
5. «Дети и народное творчество» - М. : Просвещение, 1995 г.
6. «Росписи Хохломы» - М. : Детская литература, 1991г. Жегалова С. К.
7. «Хохломская роспись по дереву. Наглядное пособие» - М. : Мозаика – Синтез, 2002 г.
8. Интернет ресурсы: nsportal. ru
9. Интернет https://allforchildren.ru/