Художественная литература как источник развития детей дошкольного возраста

Светлана Донская
Художественная литература как источник развития детей дошкольного возраста

Художественная литература, как источник развития детей дошкольного возраста.

Чтение – это окошко, через которое дети

видят и познают мир и самих себя.

(В. Сухомлинский)

Приобщение детей к чтению является одной из основных проблем современного общества. В век высокоразвитых информационно коммуникативных технологий очень редко можно увидеть человека, который был бы погружен в чтение книг. Интерес к книгам в обществе значительно снизился, так как для многих источником информации являются ТV и компьютеры, которые в свою очередь несут достаточно большой заряд жестокости и агрессии. Взрослые не только сами не читают книги, но и не приучают к их чтению детей. Наши дети не только не интересуются книгами, но и порой просто не знают русских народных сказок, знаменитых авторских сказок русских и зарубежных писателей, на которых воспитывалось, ни одно поколение. Любимыми героями современных детей становятся бетманы, роботы, и т. д. А это никак не способствует развитию у детей нравственных ценностей. Приобщение дошкольников к художественной литературе должно способствовать воспитанию и любви к книге, стремлению общаться с ней, умению лушать и понимать текст. По мнению многих психологов (Л. Выготского, О. Никифоровой) дошкольный период рассматривается как первая ступень в литературном развитии будущего талантливого читателя. При этом никто не говорит, что дошкольники являются активными читателями. Но мы должны рассматривать их как активных слушателей, ведь именно в дошкольном возрасте ребенок способен научиться искренне сочувствовать героям, сострадать, радоваться. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы, поэтому те образы, которые они полюбили с раннего возраста остаются с ними надолго. Ребенок старается подражать не только окружающим его взрослым, но и героям тех книг, с которыми он знаком.

Ни для кого не секрет, что художественная литература является могучим, действенным средством разностороннего развития детей, способствует умственному, нравственному и эстетическому воспитанию, оказывает огромное влияние на формирование речи. Ребенка необходимо учить с раннего возраста воспринимать литературное произведение. Читая ребенку сказку, взрослый передает характер героев, интонационно и мимически показывает их особенности, использует эмоциональные и выразительные средства языка. В свою очередь, дети, слушая художественные произведения, учатся сопереживать героям, начинают понимать внутренний мир человека и особенности взаимоотношений людей в обществе.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с детских песенок и потешек, попевок, которые им поет или рассказывает мама в младенчестве. Малые фольклорные формы способствуют развитию образного мышления, позволяют познакомить детей с культурным наследием своего народа. Ведь именно произведения устного народного творчества самые простые и доступные для восприятия и понимания детей младшего возраста.

Каждая мама, играя с малышом, одевая или умывая его, сопровождает свои действия проговариванием потешек:

«Водичка, водичка, умой … личико…»,

«Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

И одежду доставай.»,

«Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.»

Читая эти же потешки в книге, обязательно рассматривает с ребенком иллюстрации и дает пояснения к ним, привлекая ребенка к активному обсуждению.

Активно прибегают к фольклорным произведениям педагоги, работающие с детьми младшего дошкольного возраста. В период адаптации привлекая внимание малыша к яркой игрушке педагог рассказывает потешку, обыгрывая этой игрушкой сюжет, выполняя с ребенком какие – либо движения, в процессе выполнения режимных моментов и формировании культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, педагог проговаривает текст потешек, обращаясь ко всем детям и к каждому отдельно, при неоднократном повторении текста взрослым совместно с детьми, малыши запоминают не только саму потешку, но и последовательность процедуры умывания или одевания. Осуществляя работу по развитию мелкой моторики и выполняя пальчиковую гимнастику вместе с ребенком, взрослый обязательно сопровождает свои действия рифмованной речью, чаще всего это фольклорные произведения:

«Мальчик – пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем песни пел,

с этим братцем кашу ел».

«Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик папенька,

Этот пальчик – маменька,

Этот пальчик - Ванечка». И т. д.

С малышами необходимо проводить игры – забавы с использованием фольклорных произведений, играя в «дочки - матери», прибегают к колыбельным «Баю, баюшки, баю…», «Наша Маша маленька…» и т. д.

Малые фольклорные формы имеют огромное значение и для речевого развития ребенка. Они способствую обогащению словаря, формированию выразительности и эмоциональности речи, развитию грамматического строя и связной речи. Кроме этого позволяют развивать память детей, так как легко и прочно запоминаются.

Огромное воспитательное значение для детей имеют сказки, которые ненавязчиво учат детей оценивать дела и поступки людей, понимать что хорошо, а что плохо. Слушая, а впоследствии рассказывая или обыгрывая сказки, дошкольники переносят вымышленные события в реальную жизнь.

Но чтобы сказка действительно имела воспитательное значение необходимо правильно ее выбрать. Выбирая сказку, прежде всего, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, простоту или сложность сюжета, длительность сказки, иллюстративное оформление и т. д. Для детей младшего дошкольного возраста понятны и доступны сказки: Репка, Колобок, Курочка Ряба, Теремок. В старшем дошкольном возрасте, кроме народных сказок, детей знакомят с авторскими сказками «Аленький цветочек», «Конек - Горбунок», «Золушка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и т. д.

Читая ребенку сказки, нужно помнить ряд правил:

- четко проговаривать слова;

- читать выразительно и эмоционально;

- голосом и интонацией передавать характер героя;

- рассматривать вместе с ребенком иллюстрации и использовать их при пересказывании текста.

Огромное значение для гармоничного развития дошкольников имеют и произведения поэтов и прозаиков, знакомящие детей с особенностями жизни и культуры людей, миром животных и растений, дающих начальные представления об окружающей действительности.

Сказки - это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться.

Таким образом, мы видим, что любое литературное произведение несет возможности для гармоничного развития дошкольников. Главное, чтобы окружающие ребенка взрослые грамотно и целенаправленно, постепенно развивали в ребенке активного слушателя, который постепенно взрослея станет активным читателем.

Публикации по теме:

Художественная литература как взаимосвязь с развитием речи и творчеством дошкольников «Художественная литература, как взаимосвязь с развитием речи и творчеством дошкольников». Важной частью в воспитании культуры речи является.

Художественная литература как средство формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время необычайно возрос интерес к проблемам нравственного воспитания подрастающего поколения. Социально-экономические и политические.

Художественная литература как средство формирования этических норм и правил Художественная литература как средство формирования этических норм и правил. Наиболее распространенным методом воспитания этической культуры.

Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка. Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка. 21 век - эпоха расцвета цифровых технологий, поэтому ребёнка.

Художественная литература. Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Магазин»Художественная литература. Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Магазин» b]Прививать любовь к книгам, воспитывать бережное отношение к ним; учить вступать в общение со взрослыми при помощи речи и игровых действий.

Художественная литература в жизни ребёнка При упоминании словосочетания художественная литература - мне на ум сразу приходят произведения из школьной программы: поэты серебряного.

Перспективное планирование по образовательной области «Речевое развитие» Художественная литература Перспективное планирование по образовательной области «Речевое развитие» Художественная литература. 1 младшая группа Дата Тема Программные.

Проект на тему «Художественная литература и ее значение в развитии детей старшего дошкольного возраста» Тема проекта: художественная литература и ее значение в развитии детей старшего дошкольного возраста. Участники проекта: дети старшего.

Рабочая учебная программа «Художественная литература» (наименование учебного предмета) № Тема, цель Содержание НОД, пути достижения цели Интеграция ведущих образовательных областей Количество занятий Форма организации НОД,.

Ребенок и художественная литература Дошкольное детство невозможно представить себе без книг. Известно, что художественная литература воздействует на нравственное, эстетическое.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • День Победы, 9 мая
  • День Победы, 9 мая
Автор публикации:
Художественная литература как источник развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 мая 2016 в 04:12
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация «Психология детей, обучающихся в начальной школе»
Что же делать после окончания детского садика? Что хотят дети? Это важно понимать. Первое - поступление в школу - одно из главных событий в жизни ребёнка. В...
Проект «День здоровья» для разновозрастной группы
Проект: «День Здоровья в ДОУ» Автор: Ищенко С. А, воспитатель Участники проекта – педагоги, дети группы сокращенного дня, родители; Сроки реализации...
Конспект занятия «Безопасность детей на улице»
Ребенок должен знать, как вести себя на дороге. Безусловно, в школе, и детском саду детей учили правилам дорожного движения. Но это были, так сказать,...
Летний праздник «Лето красное, для души прекрасное»
Сценарий летнего праздника ( для всех возрастных групп) «Лето красное, для души прекрасное! » Действующие лица: Ведущий Тучка Лето Необходимые атрибуты:...
Консультация «Адаптация ребёнка в детском саду»
Практически все родители рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда их подросшие малыши вынуждены знакомиться с детсадом. В этот момент перед взрослыми...