Приложение МААМ

Художественная литература, как средство воспитания нравственных чувств ребёнка

Надежда Батищева
Художественная литература, как средство воспитания нравственных чувств ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы

Тема над которой я работаю "Художественная литература,как средство воспитания нравственных чувств ребёнка", является одной из главных задач в становлении личности ребёнка. В настоящее время, когда средства массовой информации заполонили иностранными фильмами,мультфильмами,передачами в искажённом,жестком виде, а книга отошла на задний план, наша задача педагогов вернуть детям добрые, гуманные произведения художественной литературы, музыки, живописи.

Публикация «Художественная литература, как средство воспитания нравственных чувств ребёнка» размещена в разделах

Сейчас часто задают вопрос, вытесняет ли книгу, средства массовой информации?

Да как они могут вытеснить книгу? Книгу ничто не в состоянии вытеснить!"Вначале было слово"-так начинается "Евангелие от Иоанне".И было слово, и будет оно пребывать и никуда оно деться не может, не смотря ни на какие времена. Книгу ничто не в состоянии вытеснить, художественная литература открывает ребёнку удивительно прекрасный и разнообразный мир. Книга помогает заложить в душе первые ростки человеколюбия и гуманизм ко всему живому.

Ребенок учится понимать доброе и злое. Средствами художественной литературы в детях с самого раннего возраста воспитывается активное отношение к окружающему миру желаний совершать хорошие поступки,чувствовать радость за них.

Когда я читаю детям сказку они переживают и сопереживают с героями той или иной сказки. Учу детей быть добрыми,защищать слабых,маленьких, помогать бездомным животным. Читая сказки,рассказы, стихи. Я пытаюсь у детей гуманные чувства на конкретных примерах: формирую представление о доброте,честности,справедливости, дружбе.

Учу детей считаться с мнением и интересами других, помогать товарищам. Справедливо разрешать споры и конфликты.

Я читаю сказку, рассказ и на конкретных примерах учу оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Какие же задачи должны решаться при ознакомлении с художественными произведениями :

-Показать детям отличительные особенности сказки и стиха: юмористического и героического повествования.

-Научить слушать и слышать воспитателя, высказывания товарищей по поводу прочитанного.

-При пересказе связывать все события сюжета и логично излагать.

-Определять эмоциональное состояние персонажей и мотивировать свое отношение кним.

-Замечать выразительность художественной речи.

-Делиться впечатлениями о прочитанном.

Успех во многом зависит от подготовки детей к нему. Для расширения знаний связанных с содержанием, надо использовать разнообразные средства :

Наблюдение,рассматривание картин, обеспечит наглядным демонстрационным материалом, использовать фигурки зверей, иллюстрации книг, игрушки.

Восприятие художественных произведений- процесс глубоко индивидуален. Не все дети одинаково проявляют свои чувства. У каждого ребенка свой темп усвоения знаний, уровень развития учебной деятельности.

Всё это требует от воспитателя правильного подхода :

Одних надо побуждать к ответу, других сдерживать.

Через художественную литературу расширяю знания ребёнка о человеке. эти знания детализируют и вместе с тем систематизируются: человек и результат его труда. Человек и растительный мир, человек и животный мир.

Стихотворения, песенки, рассказы, сказки помогают ребёнку накопить представления о животном мире. Ребёнок учится понимать доброе и злое, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие о братьях наших меньших.

Дети расстраиваются слушая произведения в котором говорится о животных попавших в беду, но я считаю,что для воспитания добрых чувств, отзывчивости эти произведения полезны.

Я хотела бы особенно остановиться на сказках. Сказки детям очень понятны потому что их герои животные, насекомые разговаривают как люди.

Что бы не происходило в сказках, всё заканчивается хорошо, победа добра в сказках обеспечивает ребёнку психологическую защищенность.

Русская сказка с её богатством красочного описания,с яркой характеристикой персонажей раскрывают ребёнку взаимосвязь природы и человека.

После чтения я задаю детям ряд вопросов:

1. О чём эта сказка?

2. Кто из героев вам больше всего понравился?

3. Почему герои совершали те или иные поступки?

Основной принцип постановки вопросов: Что происходит в сказке, почему?

Решение такого типа сказочных задач помогает понимать детям мотивы поступков.

Но в отличие от взрослого читателя ребёнок не всегда может увидеть главное в содержании книги, дать ей правильную оценку – книга раскрывает перед ним много неизвестного, ему сложно разобраться во всём. задача воспитателя после чтения задавать детям правильные вопросы, не отвлекая внимания от главного в произведении. Вопросы должны помочь ребёнку разобраться в образе, высказать своё отношение к нему. Они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника вовремя чтения.

Выявить способность детей сравнивать прочитанное. Стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным. Для дискуссии я отбираю такие произведения, в которых есть конфликтные ситуации.

Добрые человеческие отношения окружающая природа, искусство, поэзия, музыка, живопись – способствуют пробуждению чувств прекрасного, а вместе с ним радости, оптимизма.

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Развитие дошкольников с использованием художественной литературы Тема «Развитие дошкольников с использованием художественной литературы». В развитии речи дошкольников огромную роль играет художественная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература, как средство воспитания нравственных чувств ребёнка
Опубликовано: 10 октября 2013 в 19:56
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественная литература, как средство воспитания нравственных чувств ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Батищева (УИ 136171) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД