Лучший педагог года

Художественно-творческая деятельность как средство духовно-нравственного развития дошкольника

Елена Чуднова
Художественно-творческая деятельность как средство духовно-нравственного развития дошкольника

Чуднова Е. И.

Кирюшкина О. А

БДОУ г. Омска «Детский сад №148»

Художественно-творческая деятельность как средство духовно-нравственного развития дошкольника

Представление о нравственности и духовности традиционно в нашем сознании связано с этикой, религией и, конечно, искусством. Искусство – сложная система, включающая в себя многие виды: литература, музыка,

Публикация «Художественно-творческая деятельность как средство духовно-нравственного развития дошкольника» размещена в разделах

живопись, архитектура, скульптура, театр. И каждый из них обладает своим образным языком и своей сферой для проявления творческих способностей детей.

Любой вид деятельности художественно-эстетического цикла в дошкольном периоде способствует духовно-нравственному развитию детей, вырабатывает в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной индивидуальности и инициативы. Поэтому так важна их роль в становлении и развитии личности ребёнка. Через приобщение детей к искусству активизируется творческий потенциал личности.

В качестве критериев эффективности эстетического воспитания выделяют такие личностные качества: переживание при встрече с прекрасным, умение любоваться красотой, способность понимать и оценивать произведения искусства. Это также стремление вносить красоту в окружающую жизнь, бережное отношение к природе и её красоте, творчество, забота о других людях, эстетическое отношение к труду. Таким образом, искусство в целом – хранилище человеческого духа и нравственных идеалов, передающее их в дар следующим поколениям.

Художественно- творческая деятельность, и в частности рисование, вид деятельности, без которого не мыслимо полноценное развитие ребенка Приобщение дошкольников к истокам русской культуры является эффективным средствам формирования патриотических чувств, положительных личностных качеств, обогащения внутреннего мира, развития творческого мышления, воображения и способности к самовыражению и самореализации.

Любой ребенок независимо от его способностей любит рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, передавая таким способом то, что его волнует, что ему нравиться, что вызывает интерес. Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, умение выслушать и выполнить задание, доводить начатую работу до конца.

Работа по духовно-нравственному воспитанию средствами изобразительной деятельности может проводиться в виде различных форм:

- НОД;

-самостоятельная деятельность детей;

-специально организованные мероприятия (выставки, конкурсы и т. п.);

-совместная деятельность с родителями;

- индивидуальная работа.

Для успешной работы по теме необходима правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда. В специально организованном центре продуктивной деятельности есть всё необходимое для традиционного и нетрадиционного рисования, оборудование для массажа кистей рук, природный и бросовый материал.

Однако, прежде чем ребенок приступает к изображению какого-либо объекта или явления, выраженного в личностном отношении к нему, у дошкольника должен сложиться конкретный образ. Поэтому важно сформировать у ребенка активную позицию, пробуждающую в нем исследовательское отношение к окружающему миру, кроме того, я использую форму предварительной работы: рассматривание картин, использование художественной литературы и музыки, произведений способных передать образ в сознании ребенка.

Для того, чтобы этот подготовительный этап проходил более продуктивно в группе создан архив записей детских песен, классической музыки, аудиозаписей сказок и стихов, собраны репродукции картин русских художников.

Немного расскажу о наших с детьми произведениях. Многие из них созданы в рамках проектов. В России ежегодно в ноябре отмечается, «День матери». В ходе предварительной работы были рассмотрены картины с изображением женщины, главное предназначение которой материнство. Были проведены беседы с детьми, в которых я старалась передать высокое отношение к матери, дети заучивали стихи, пословицы, поговорки, читали сказки. И дети выразили свое отношение в рисунках. Главное - с любовью, с теплом и понимании, что мама - это главное.

Следующим этапом духовно - нравственного воспитания дошкольников в художественно-творческой деятельности является коллективное творчество. Это, например, коллективная работа по теме: «Дом, в котором я живу». Предварительная работа была следующая : конечно, прогулка по городу, знакомство с поэтическим образом России (прослушивание литературных произведений, беседы о самобытности архитектуры русских городов, деревень о красоте русской природы. Коллективное творчество позволило детям образно представить свой город, вложив в каждую деталь определенный смысл. Пробуждая в детях любовь к своей Родине, городу, бережное отношение к его истории.

В зависимости от возраста детей я также использую такие нетрадиционные техники рисования, как рисование ладошкой, кляксография, оттиск листьев, печать из картофеля, печать поролоном. Воспитанникам такое рисование доставляет огромное удовольствие, так как возникшее под карандашом или кистью изображение доставляет очень много

положительных эмоций и радости. Дети моей группы овладели следующими нетрадиционными техниками рисования:

-тычок жесткой полусухой кистью;

-печать поролоном;

-рисование восковыми мелками и акварелью;

-отпечатки листьев;

-рисование ватными палочками.

После каждого занятия, когда ребенок видит результаты своей деятельности, учу детей анализировать свое произведение и находить ему применение. Творческий процесс - это настоящее чудо. Никогда не надоест наблюдать за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности особую радость им доставляет созидание, будь это пластилинография или рисование с помощью открыток, объемная аппликация или коллаж.

Духовно-нравственное воспитание и обучение детей художественному творчеству невозможно без установленной тесной связи с родителями. Поэтому я периодически провожу консультации с родителями по темам: «Воспитываем культурой и красотой», «Любимой мамочке», «Я люблю свой город». Работа с семьями дает положительный результат, это показывают результаты анкетирования. Совместные с родителями занятия дали мне возможность узнать семейные ценности и приоритеты, что позволяет мне надеяться на дальнейшее успешное сотрудничество.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в моей деятельности. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, только когда видят на выставке детские работы. Поэтому мною еженедельно организуются выставки детских рисунков. С помощью родителей мне удалось оформить в группе мини-музей «Русская изба», где представлены предметы обихода, оформленные в стиле народного творчества (печь, матрёшки, деревянная посуда, скатерти, «чугунок», «рушники», вышивки и т. п.).

Дети совместно с родителями принимают участие в конкурсе «Чудо с грядки». Представленные поделки (поистине произведение искусства, получили высокую оценку жюри конкурса. Но самое главное - это эмоциональный настрой и желание творить, создавать что-то новое, красивое и поражающее воображение.

Таким образом, ребенок через творчество учится понимать прекрасное, различать плохое и хорошее, добро и зло, учится понимать окружающих его людей. Искусство учит любить родную природу,свою Родину, быть добрее, а внутренний мир маленького исследователя становится богаче и разнообразнее. Овладение ребенком различными видами художественно творческой деятельности является важным показателем высокого уровня его общего развития и духовно-нравственного воспитания.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника».Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника». Ни с чем не сравнить ту радость, которую вызывает у детей праздничное театрализованное представление. Радостное настроение повышает активность.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественно-творческая деятельность как средство духовно-нравственного развития дошкольника
Опубликовано: 10 декабря 2021 в 16:10
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД