МААМ-картинки

Взаимосвязь художественно-эстетического и этического развития ребенка в ДОУ

Юлия Пустовая
Взаимосвязь художественно-эстетического и этического развития ребенка в ДОУ

Прекрасное — это законченное выражение Добра.

Добро же — законченное выражение Прекрасного.

(Рабиндранат Тагор - индийский писатель,

поэт, композитор, художник,

общественный деятель.)

Этика есть эстетика души.

(Пьер Реверди – французский поэт.)

Эстетика исследует вопросы красоты, искусства и вкуса. Греческое слово «эстетикос» означает «чувственный, восприимчивый к прекрасному».

Публикация «Взаимосвязь художественно-эстетического и этического развития ребенка в ДОУ» размещена в разделах

Эстетическое восприятие — отражение человеком и общественным коллективом произведений искусства (художественное восприятие) а также объектов природы, социальной жизни, культуры, имеющих эстетическую ценность. Процесс отражения здесь – это результат активной духовной деятельности субъекта.

Способность человека к эстетическому восприятию — результат длительного общественного развития, социальной шлифовки органов чувств. Индивидуальный акт эстетического восприятия детерминирован опосредствованно: социально-исторической ситуацией, ценностными ориентациями данного коллектива, эстетическими нормами, а также непосредственно: глубоко личностными установками, вкусами и предпочтениями.

Эстетическое восприятие имеет много общих черт с художественным восприятием : и в том и в другом случае восприятие неотделимо от формирования элементарных эстетических эмоций, связанных с быстрой, зачастую неосознаваемой реакцией на цвет, звучание, пространственные формы и их соотношения. И в той и в другой сфере действует механизм эстетического вкуса, применяются критерии красоты, соразмерности, целостности и выразительности формы. В коллективе возникает сходное чувство духовной радости и удовольствия.

Наконец, восприятие эстетических аспектов природы, социального бытия, предметов культуры, с одной стороны, и восприятие искусства — с другой, духовно обогащает человека и способно пробудить его творческие возможности.

Раскрытие в ребёнке потребности (именно потребности) замечать и видеть прекрасное, как в окружающем мире, так и в себе, и в людях дает нам надежду на будущее, в котором востребованы духовные, душевные качества человека.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста предполагает:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Эстетическое воспитание понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Задачи эстетического воспитания дошкольников можно представить двумя группами.

1. Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

2. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Данные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

Средства эстетического воспитания детей – это отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности. К ним относятся:

предметно-развивающая среда (эстетика быта);

произведения искусства;

природа;

образовательная деятельность;

самостоятельная художественная деятельность детей;

праздники, развлечения, досуги, выставки.

По выражению А. С. Макаренко, инструментом прикосновения к личности, способом, с помощью которого совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников является метод.

Основными методами, которые используются для эстетического воспитания, являются:

1. Наблюдение за окружающей действительностью (это и рассматривание иллюстраций, картин, и простые наблюдения за природой, за снежинками, за облаками и т. д.).

2. Рассказы и беседы, в которых ребенок может выражать свое видение, свои чувства, переживания.

3. Развитие самостоятельных действий – воспитатель предлагает найти способ решения намеченного задания или собственного замысла.

4. Включение в трудовое воспитание – познание детьми красоты труда.

Перейдём к раскрытию понятия, что такое этика. Из нобелевской речи Иосифа Бродского: «Всякая новая эстетическая реальность уточняет для человека реальность этическую. Ибо эстетика – мать этики…».

Итак, этика. Первоначально смыслом слова «этос» было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и так далее.

Выработанные этикой понятия — милосердие, справедливость, дружба, солидарность и другие, направляют моральное развитие социальных институтов и отношений.

Основные этические инстанции складываются именно в дошкольном возрасте. Для привития детям 2-7 лет основ эстетического и этического восприятия необходим такой инструмент, как педагогическое стимулирование.

Педагогическое стимулирование – убежденность педагога в присутствии в ребёнке прекрасных человеческих качеств, побуждает дошкольника к обнаружению и раскрытию в себе таких качеств (это эффективно влияет на дальнейшую жизнь человека уже с раннего возраста, укрепляя его самооценку). Одновременно педагогу рекомендуется оставаться доброжелательно-нейтральным, нельзя «заигрывать» с ребёнком, так как малыши, особенно 2-4 лет очень тонко чувствуют фальшь взрослых. Таким образом, перед педагогом-воспитателем стоит серьёзная и непростая задача – оставаться во взвешенном, сбалансированном состоянии при взаимодействии с детьми.

Взаимосвязь эстетического и этического воспитания и развития раскрывается тем, что эстетические и этические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека. Например, та радость, которая охватывает человека при восприятии красоты, очень похожа на чувство гордости при совершении нравственного поступка. Так, желание дистанцироваться вызывают не только безобразные поступки, но и их образное отражение в том или ином виде искусства.

Необходимо подчеркнуть, что вопросы эстетического и этического развития ребёнка эффективно решаются только при взаимодействии детского сада и родителей. В таком конструктивном взаимодействии мы можем формировать некое единое поле, в котором находится ребёнок, как бы сверяя этические установки и согласовывая их. Именно так ребёнку проще впитывать основы этики, - через наблюдение за поведением и речью взрослых. Далее ребёнок сможет не только усвоить, но и присвоить навыки эстетического восприятия и этического поведения – это и будет наша маленькая педагогическая победа, это богатство, с которым дошкольник пойдёт дальше в школу и в большую жизнь.

Источники:

1) https://esthetiks.ru/vospriyatie-esteticheskoe.html

2) https://citaty.su/prekrasnoe-citaty-i-aforizmy-o-prekrasnom 3) https://citaty.su/aforizmy-i-citaty-ob-etike

4) https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-doshkolnikov-bazovyh-eticheskih-predstavleniy/viewer

5) https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-usvoeniya-eticheskih-ponyatiy-v-protsesse-formirovaniya-motivatsionnoy-napravlennosti-lichnosti-starshego-doshkolnika/viewer

6) https://dohcolonoc.ru/stati/14477-esteticheskoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Публикации по теме:

Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Части суток»Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Части суток» Играть можно со среднего возраста. Цель: закреплять и различать разные цвета и оттенки, развивать эстетические чувства, определять к.

Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Собери Букет»Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Собери Букет» Цель: Закрепить название цвета, различать цвет и его оттенки, различать теплые и холодные цвета, закреплять в активном словаре их названия,.

Дидактическое пособие для художественно-эстетического развития детей «Разноцветные улитки» своими рукамиДидактическое пособие для художественно-эстетического развития детей «Разноцветные улитки» своими руками Данное дидактическое пособие «Разноцветные улитки» направлено на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Изобразительная.

Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей»Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей» Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно – эстетического развития детей. Художественно – эстетическое развитие.

План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей.План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей. Социальное партнёрство 1. Для изучения родительских представлений об эстетическом воспитании детей провести анкетирование во всех возрастных.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Уголок художественно-эстетического развития детейУголок художественно-эстетического развития детей Представляю вашему вниманию вариант оформления уголка по художественно- эстетическому воспитанию дошкольников. Как всем известно, дети очень.

Уголок художественно-эстетического развития детейУголок художественно-эстетического развития детей Попова Валентина Традиционно художественно-эстетическое развитие детей рассматривается как средство формирования выразительности речи дошкольников,.

Уголок художественно-эстетического развития. Дидактическая игра «Составим натюрморт»Уголок художественно-эстетического развития. Дидактическая игра «Составим натюрморт» Каждый раз пополняя уголки в группе, стараешься добавить, что то новое и интересное. В наше время трудно чем либо удивить детей. Но все.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимосвязь художественно-эстетического и этического развития ребенка в ДОУ
Опубликовано: 3 марта 2021 в 17:51
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД