Папки-передвижки

Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредствам национально-регионального компонента

Ольга Биричева
Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредствам национально-регионального компонента

Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредствам национально-регионального компонента

Актуальность :

В системе образования в последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению свoeгo национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. Реализация национально – регионального компонента (культурное наследие, родная природа, традиции, фольклор и многое другое) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», ее истокам, к своему дому. Региональный компонент является важнейшей составляющей современного образования, использование которого способствует формированию первоначальных представлений об особенностях родного края, об истории края, о жизни и культуре русского народа.

Публикация «Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредствам национально-регионального компонента» размещена в разделах

Следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты культуры любого народа: устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи. Декоративно-прикладное искусство так же национально по своей природе. Оно обладает большими воспитательными возможностями и несет в себе огромный духовный заряд, эстетический идеал, позволяет детей к культуре народов. Особую роль играет в развитии воображения детей предоставление детям ВОЗМОЖНОСТИ заниматься разнообразными художественными видами деятельности на основе декоративно-прикладного искусства, способствует удовлетворению потребности ребенка в деятельности, вызывает эмоционально-положительное отношение к этим видам деятельности, а это в свою очередь является залогом детского творчества.

Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития художественных способностей детей.

• Расширить знания о народных промыслах

• Закрепить умения детей при составлении декоративной композиции на основе того или иного народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

• Воспитание у детей патриотических чувств.

Задачи: Познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию

- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение

- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Повысить собственный уровень знаний путем:

-Изучения методической литературы

-Самообразования

-Разработать перспективный план работы с детьми.

-Выставка детских работ «Город мастеров» :

Практические выходы:

-Оформление сборника консультаций для родителей.

Тема: «Художественно-эстетическое развитие в жизни ребенка»

Кружок «Волшебная мастерская»

Участие в конкурсах

- Отчет о проделанной работе за учебный год

Стратегия работы:

Успешность работы с детьми старшего дошкольного возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

I этап – аналитический – при выявлении уровня художественно-эстетического развития у детей учитываются их успехи в деятельности. Этот этап характеризуется тем, что дети осваивают декоративно-прикладное искусств, у них формируется художественно-эстетический вкус.

II этап – диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития творческих способностей каждого ребенка.

III этап – этап художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста посредством использования активных форм обучения в декоративно-прикладном искусстве.

Высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых познавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предмета. Кроме того, незнакомые и неопределенные предметы вызывают у ребенка любознательность, что является мотивационной основой познавательной активности.

Организация художественно-эстетической деятельности вызывает познавательную активность ребенка, противоречивость, конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными.

Таким образом, развитие творческих способностей – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате художественно-эстетической деятельности, значительно повышает восприимчивость к художественным произведениям, к элементам их художественной формы.

, Формы работы:

- художественно-эстетическая деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми.

Система работы представлена по следующим направлениям:

В непосредственно-образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

Работа вне образовательной деятельности: традиционные художественные произведения народного и декоративно-прикладного искусства; творчество детей в изготовлении различных предметов.

Перспективное планирование

месяц С детьми С педагогами С родителями

сентябрь Изучение методической литературы по теме самообразования

Изучение интернет-ресурсов методом самообразования

Подбор дидактического и наглядного материала

Консультация "Национально-региональный компонент в художественно-эстетическом воспитании дошкольников"

октябрь Ознакомление с материалы и инструментами, необходимыми для работы.

Правила безопасности.

Занятие начинается с беседы об изделиях народных мастеров, представление о разновидностей орнамента, узоров и тд. Консультация «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях»

ноябрь Природный материал Беседа «Знакомство с природным и бросовым материалом. Изучение природного материала Музыкальный праздник

«Веселая ярмарка» Консультация

«Поделки из природного материала»

«Осенний пейзаж»

(Аппликация из сухих листьев)

«Познакомить с техникой выполнения аппликации из сухих листьев, обратить внимание на хрупкость материала, аккуратность при работе с ним. Выставка детских работ «Осенняя сказка»

декабрь

Обьемная пластика

Познакомить детей со свойствами

пластилина, глины

Горячие картины (изразцы из глины) «Мечтаем о лете»

Расширить представления детей о виде гончарного искусства, как изразцы, Учить создавать декоративные композиции в технике рельефной лепки. Оформление информационно-наглядного материала

январь Лоскутная пластика (ткань)

Познакомить детей с техникой лоскутная пластика (ткань). Консультация

Разноцветные лоскутки — аппликация из ткани»

Русская матрешка

Познакомить знакомить детей с традиционными народными промыслами. Вызвать интерес к оформлению матрешки «аппликация из ткани» Лэпбук

«Народная игрушка и роспись»

Сказочный батик (роспись по ткани)

Познакомить детей с техникой декоративного оформления ткани.

февраль Художественная роспись по дереву Познакомить детей с техникой росписи по дереву.

Консультация «Декоративно-прикладное искусство в саду и дома»

Доски не простые –веселые,расписные.

Расширить представление о городецких изделиях. Познакомить со спецификой оформления расписных досок по мотивам городецкой росписи.

Народные промыслы России

Познакомить детей с народными промыслами русских мастеров.

март Гжель,урало-сибирская, хохлома –роспись тарелочек

Расширять знания детей о видах росписи. Выставка детских работ

апрель Подносы из Жостово

Расширить знания детей о элементах росписи на подносах. (пластилинография) Консультация для родителей «Пластилинография как средство развития детей дошкольного возраста»

Дымковская лошадка

Цель:Воспитывать интерес к изготовлению русских народных дымковских игрушек, развивать эстетический вкус, уважение к труду народных умельцев. Выставка детских работ

Май Знакомство с техникой изонить.

формирование представлений о технике изонити как способе изображения предметов, явлений. Консультация

«Изонить»

Изонить «Цветы»

Формировать умение работать по образцу, выполняя пошаговые действия в технике «Изонить» Выставка работ детей

Итоговая выставка работ «Город мастеров»

Подводя результаты своих наблюдений за детьми в процессе приобщения их к народному искусству, я пришла к следующим выводам: в детском саду национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Художественно-эстетическое развитие оказывает благотворное влияние на мыслительную деятельность дошкольников. Искусство обладает способностью вносить в мир ребенка радость, бодрые ритмы, давать положительные эмоции. При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению. Ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение. Кроме того, сам процесс работы над рисунком,аппликацией, поделкой доставляет детям большое удовольствие. Изучая народно-прикладное творчество, дети многое узнают об орнаменте и его символичном значении. В частности, знакомство с растительным орнаментом служит одним из средств постижения окружающей природы. Ведь природа была для народных умельцев и мастерской, и кладовой, и помощницей. Знакомство с изделиями народных мастеров обогащает словарный запас детей. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой. Формируются знания детей о государственной символике, о традициях и быте народов родного края, народном фольклоре, декоративно-прикладном искусстве, народных играх. Воспитывается культура межнационального общения. Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника : игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную

Список литературы :

1.«Изобразительная деятельность в детском саду» И. А. Лыковой, Учебно-методическое пособие», М., «Цветной мир», 2010г

2.«Бумагопластика. Цветочные мотивы» Г. Н. Давыдова.

3 «Пластилинография»» Г. Н. Давыдова

4. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», Москва, «Карапуз – дидактика», 2006г.

5. Лыкова И. А. «Художественный труд в детском саду. Подготовительная группа Учебно-методическое пособие», М., «Цветной мир», 2010г.

6. Лыкова И. А. «Художественный труд в детском саду. Экопластика. Учебно-методическое пособие», М., «Цветной мир», 2009 г.

7. Лыкова И. А. парциальная программа «Умные пальчики» Учебно-методическое пособие», М., «Цветной мир», 2016 г.

8. Халезова Н. Б., Курочкина Н. А., Пантюхина Г. В. Альбом «Лепка в детском саду. Особенности лепки в детском саду». Изд. Просвещение, 2012 г.

9. Гусарова Н. Н. Техника изонити для дошкольников. Спб. 2004.

10. Леонова О. В. Рисуем нитью. М. 2004.

Публикации по теме:

Использование регионального компонента в формировании патриотических чувств дошкольников Наличие собственного инновационного педагогического опыта «Использование регионального компонента в формировании патриотических чувств дошкольников».

ОО «Художественно-эстетическое развитие». Значение образовательного пространства в творческой социализации дошкольников Доклад для воспитателей доо на тему «Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Значение образовательного пространства.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников по ФГОС В соответствии с ФГОС, эстетическое и художественное развитие имеет смысл расценивать как самостоятельные сферы развития ребёнка-дошкольника.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников путем приобщения их к истокам национальной культуры Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности: театр оригами «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают.

Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством мини-музеев Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством мини-музеев. Для приобщения детей к истокам отечественной народной.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности Материал для статьи в сборник Статья в сборник. Тема: «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Презентация «Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования и лепки» 1 слайд Художественно - эстетическое развитие дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования и лепки «Волшебный мир гипса» Опыт.

Развитие познавательных интересов дошкольников на основе регионального компонента. ФотоотчетРазвитие познавательных интересов дошкольников на основе регионального компонента. Фотоотчет В МДКОУ "Детский сад №5 "Теремок" в марте 2019 года был проведён конкурс - смотр развивающей предметно - пространственной среды в групповых.

Организация ОД в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей с учетом национально-регионального компонента Семинар-практикум для педагогов «Организация образовательной деятельности в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей с учетом национально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредствам национально-регионального компонента
Опубликовано: 3 ноября 2019 в 17:29
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД