Татьяна Правдина
Игра как один из способов обучения детей младшего дошкольного возраста правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Основные причины дорожных нарушений :
-Незнание дошкольниками элементарных правил;
-Стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
-Безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.
Публикация «Игра как один из способов обучения детей младшего дошкольного возраста правилам дорожного движения» размещена в разделах
Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Но также не менее важные задачи, стоящие перед нами:
-Познакомить с классификацией транспорта: наземный водный, воздушный.
-Учить различать виды наземного транспорта;
-Формировать представление об улице, её основных частях;
-Уточнять и расширять представления о правилах перехода проезжей части;
-Дать первоначальные знания о сигналах светофора и его назначении;
-Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.
Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.
Работа по ПДД процесс разносторонний, включает в себя разные виды деятельности:
• сюжетно-ролевые игры
• музыкальная деятельность
• физкультурная деятельность
• театрализованная деятельность
• развитие речи
• художественно-творческая деятельность
При обучении детей правилам дорожной безопасности широко можно использовать самые разнообразные игры:
• с элементами физических упражнений и спорта;
• ролевые и ситуативные игры;
• театрализованные и игры-драматизации;
• дидактические;
• с использованием макетов.
Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место отводиться играм : «Подбери символ к дорожному знаку», «Собери дорожный знак» (разрезные картинки наклеиваются на грани кубиков); такие игры, где из мелких частей нужно собрать одно целое (транспорт, светофор, дорожный знак); на классификацию: «Распредели знаки по группам», «Дорожный узелок» (пособие из картона с прорезями, в него дети собирают дорожные знаки, это могут быть определённые группы знаков, знаки для пешехода, знакомство с новым знаком и другие.
Ценность многих игр заключается в том, что их можно изготовить своими руками вместе с детьми из разного материала, а также придумать разные варианты игр.
В начале года изготовляется макет (лист плотного картона, выполняется аппликация детского автогородка, планируется проезжая часть, тротуары, игровые площадки, наносятся линии дорожной разметки). С этим макетом дети работают в течение года: расставляют дорожные знаки, моделируют дорожные ситуации и сами их разрешают. Выполняют разные задания: помоги пешеходу перейти перекрёсток, найди нарушителей, ведут фигурки пешеходов по безопасному маршруту и т. д.
Ролевая игра – форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям.
В ситуативных и ролевых играх дети вместе с воспитателем разыгрывают самые разнообразные проблемные ситуации («Пешеходы и водители», «Мы – пассажиры», «Регулируемый перекрёсток» и др., в которых могут показать практические навыки и умения. Воспитатель придумывает сюжет, распределяет роли.
Все эти игры являются предварительным этапом подготовки детей к театрализованной деятельности.
По нашему мнению, исходя из этого наиболее действенным средством в формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию является театральная деятельность, которая применяется уже с младшего дошкольного возраста. Ведь театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.
Театральная деятельность призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства.
В основу театральной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у дошкольников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности дошкольников;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу. Не мало важную роль играет деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где дошкольник выступает в роли художника и исполнителя спектакля;
принцип интеграции образовательных областей –безопасность, социализация, познание, коммуникация, музыка, художественное творчество.
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Исходя из всего этого мы решили объединить театральную деятельность и ПДД.
В детском саду на протяжении ряда лет ведется целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Коллективом созданы оптимальные условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах :
многофункциональный центр, где проводятся занятия с детьми и сконцентрирован методический и дидактический материал;
автогородок с дорожными разметками, действующим светофором, дорожными знаками;
транспорт функционального различного назначения (грузовые, легковые, скорая помощь, автобус, машина ГАИ)
"чудо"- ковер (с перекрестками, разметкой «зебра»)
имеются уголки по обучению дошкольников правилам дорожного движения в каждой группе и фойе детского сада.
Исходя из психологических особенностей дошкольников, для поддержания интереса и качественного усвоения программного материала на занятиях вводятся кукольные персонажи Гаичка и Светофор Светофорыч. При помощи которых мы проводим беседы.
Таким образом мы считаем, что игра это один из самых эффективных способов обучению детей младшего дошкольного возраста ПДД.