Юлия Крымова
Игра как средство преодоления эмоционального неблагополучия дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Настоящее время не является благоприятным для развития ролевой игры детей. Происходящие изменения в общественной жизни нашей страны привели к тому, что дошкольники имеют меньше возможностей свободно играть : исчезли детские дворовые сообщества, где игровой опыт естественным путем передается от старших к младшим. Многие взрослые относятся к игре как к бесцельной забаве, как к отдыху, развлечению и стараются, как можно раньше, привлекать детей к разнообразным занятиям: обучение чтению, иностранному языку, математике, логике. Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие отечественные психологические исследования. (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. И. Фрадкина, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, Т. Е. Конникова, Д. В. Менджерицкая, Р. М. Римбург, Р. И. Жуковская, А. В. Чернов, Т. А. Маркова, Н. Я. Михайленко, Р. А. Иванкова и др.). Большинство авторов подчеркивают, что все важнейшие психологические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, творчестве, берут свое начало в детской игре.
Публикация «Игра как средство преодоления эмоционального неблагополучия дошкольников» размещена в разделах
А. Д. Кошелева, обращает внимание на трудности работы воспитателя, вызванные проблемным поведением детей. Это происходит, когда у детей накапливаются отрицательные эмоциональные переживания, способствующие развитию общего эмоционального неблагополучия. По ее мнению, под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное эмоциональное самочувствие ребенка, которое проявляется в избирательности действий, поступков, доминирующих чувствах и мотивах. Дети могут отстраняться от некоторых дел, видов деятельности, избегать общения со взрослыми и сверстниками.
Эмоционально неблагополучные дети испытывают различные затруднения в игре: проявляют жестокое отношение к куклам, обижают детей, конфликтуют с ними, не могут сотрудничать. В то же время среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей игра занимает существенное место. Тесная связь между эмоциональным развитием детей и особенностями игры свидетельствует о том, что психолого-педагогические приемы, осуществляемые в процессе игры, могут нормализовать эмоциональную сферу, снять эмоциональные барьеры и привести к проявлению более развитых, прогрессивных форм эмоционального поведения. К эмоциональным трудностям детей можно отнести такие проявления, как тревожность, гиперактивность, импульсивность, агрессивность.
Психолого-педагогические приемы, осуществляемые в процессе игры, позволяют нормализовать эмоциональную сферу, снимают эмоциональные барьеры и ведут к появлению более развитых, прогрессивных форм эмоционального поведения.
В нашем центре большое внимание уделяется игре не только как диагностическому средству, но и как оптимальному способу коррекции и профилактики эмоционального неблагополучия у дошкольников, особенно в период адаптации. Следует отметить, что у многих детей в возрасте от 3 до 6 лет, посещающих центр, имеются определенные эмоциональные трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Причины весьма различны: в некоторых случаях неумение играть и выстраивать отношения в игре является следствием крайне недостаточного общения со сверстниками; в других случаях, дети становятся нежелательными партнерами в игровой деятельности из-за повышенной тревожности или агрессивности.
На базе нашего координационно-развивающего психологического центра были разработаны и успешно внедрены игровые комплексы по коррекции и профилактике эмоционального неблагополучия у дошкольников. Отличительной особенностью нашего подхода является сочетаемость игры с познавательной деятельностью в педагогическом процессе. Помимо занятий по логике, развитию речи, рисованию, ознакомлению с окружающим миром, в нашем центре существуют занятия «Игровая деятельность». Это время дети проводят в игровой комнате, оборудованной игрушками, дидактическими играми. Педагог организует игры в малых и больших группах, сопровождает каждого ребенка.
Педагогами и психологами используются игры и упражнения на снятие страха: «Мышь и мышеловка», «Кораблик», «Качели», «Соломинка на ветру», «Нарисуй свой страх, победи его», «Дизайнеры», «Жмурки» и др. ; игры и упражнения на снижение агрессивности: «Подушечные бои», «Выбиваем пыль», «Падающая башня», «Уходи, злость, уходи!», «Два барана», «Штурм крепости», «Часть тишины и час можно», «Обзывалки», «Два барана», «Рубка дров», «Жужа», «Да и нет», «Тух-тиби-дух», «Король» (Н. Л. Кряжева, Е. К. Лютова Е. К., Г. Б. Монина, Г. А. Широкова). Релаксационные и дыхательные упражнения, такие как «Воздушный шарик», «Корабль и ветер», «Водопад», «Танцующие руки» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина) проводим с тревожными, неуверенными детьми. Для работы с гиперактивными детьми используются игры с четкими правилами, игры, способствующие развитию внимания: «Час тишины и час «можно»», «Передай мяч», «Гвалт», «Колпак мой треугольный», «Слушай команду», «Расставь посты». К работе на занятиях и в игровой комнате активно привлекаются родители, что позволяет отчасти корректировать проблемы взаимодействия детей и родителей.
Для подтверждения эффективности игровых комплексов в центре проводится диагностика в начале года и в конце. Для объективности выводов результаты психологической и педагогической диагностик сравниваются. Основываясь на результатах начальной диагностики разрабатывается индивидуальный план коррекционной работы с каждым ребенком. По результатам конечной диагностики – делаются выводы о проведенной работе и динамике адаптации и эмоционального самочувствия ребенка. В последствии разрабатывается план дальнейших корректирующих или профилактических мероприятий по работе с эмоциональным неблагополучием у дошкольников.