Папки-передвижки

Игра в экологическом воспитании дошкольников

Ольга Николаевна Попова
Игра в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

На протяжении всего человеческого развития, в жизни ребёнка игра использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания и обучения. Поэтому игре отводится особое место в различных системах обучения, так как расцветает она в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра, очень созвучна природе ребенка, который от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм, поэтому в экологическом воспитании дошкольников широко используются разнообразные игры.

Публикация «Игра в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

В педагогической литературе понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано К. Д. Ушинским. Окружающая обстановка, говорит он, имеет сильнейшее влияние на игру, «она дает для нее материал гораздо разнообразнее того, который предлагается игрушечной лавкою». Великий педагог, в своих трудах доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка.

Игра имеет значение для социального развития ребенка, именно в игре он примеряет на себя ролевое поведение, начинает понимать многие нюансы поведения людей. Учится подчинять свое поведение определенным правилам, это означает, что без полноценной игры у него не сформируется такое важное качество, как произвольность его деятельности. По словам известного психолога Л. И. Божович, игра является тем механизмом, который переводит требования взрослого в потребности самого ребенка.

На современном этапе также огромное внимание уделяется проблеме руководства игрой дошкольников и одним из крупнейших ученых-исследователей игры нашего времени С. Л. Новоселовой, было высказано точное определение: игра – «это форма практического размышления ребенка об окружающей его действительности», которая является «генетическим прообразом теоретической мысли взрослого». Автор классификации игр, С. Л. Новоселова, выделяет три класса: первый – игры, возникшие по инициативе ребенка; второй – по инициативе взрослых и третий – игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа. Нас непосредственно интересует выделенный С. Л. Новоселовой второй класс игр – специально организованные, обучающие, дидактические игры.

Исследователями В. И. Аванесовой, А. П. Усовой, Е. И. Удальцовой установлено, что с помощью игры решаются различные учебные задачи: формирование навыков умственной деятельности, умений использовать приобретенные знания в новых ситуациях.

Рассматривая обучающие игры, как одно из необходимых условий формирования игровой деятельности дошкольников А. П. Усова считает, что эмоциональная и интеллектуальная стороны развития ребенка в игре взаимообусловлены, и вытекают из реальной жизни.

Таким образом, использование игр в процессе обучения не препятствует становлению игровой деятельности дошкольников. Наоборот, различные структурные элементы игры (воображаемая ситуация, интересный сюжет, ролевые действия и отношения) послужат для детей образцом, своеобразной формой обучающей игры, которая, несомненно, окажет влияние на содержание их игр в дальнейшем. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Для дошкольников игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания.

Хорошая детская игра – это эмоционально насыщенное действо, в которое ребенок погружен полностью. Чем шире круг отображаемых в игре событий и явлений, тем лучше. Постепенно игра приобретает «многоаспектный» характер: ребенок не просто выдумывает и развивает сюжет, но и активно включает в свою эту игру все, что, так или иначе, его затрагивает (новые знания, новые предметы, новые персонажи).

Для поддержания интересной, захватывающей игры ребенку нужно прилагать всю свою фантазию, уметь обыграть любую мелочь, в случае затруднения найти выход из любой ситуации, моделировать и переживать в действии разные варианты ситуации. Чем больше знает, умеет ребенок, тем в более выгодных условиях он будет по сравнению со своими сверстниками.

«…Большое значение в системе экологического образования имеют творческие игры (строительные с применением природного материала и сюжетно – ролевые…» – отмечает Т. А. Серебрякова. Строительные игры с природным материалом оказывают положительное влияние на процесс познания детьми специфических свойств и качеств предметов природы. Строительные игры можно использовать и для подготовки детей к практическо – исследовательской деятельности, так как в процессе этих игр дети нередко познают проблемные ситуации, связанные с физическими свойствами материалов.

В области экологического воспитания осуществляется поиск путей привнесения элементов сюжетно – ролевой игры в процесс обучения и формирования у детей осознанно – правильного отношения к растениям и животным, к себе как части природы, к материалам и предметам природного происхождения. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Подтверждением является исследование «Игра дошкольника» Л. А. Абрамян, которая показала, что через игру легко налаживается позитивное отношение к окружающим людям, формируются положительные эмоции и чувств.

Большое значение влияния данного вида игр на результативность экологического образования дошкольников имеют расширение и обогащение детского опыта посредством проведения природоведческих экскурсий, видеофильмов, отображающих мир природы.

Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно – ролевой игры, включая такие элементы, воображаемая ситуация, сюжет, роли, игровые действия, совершаемые с теми или иными атрибутами.

Основной особенностью игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.

Сюжет – это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Роль является основным стержнем игры. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени: соответствующим образом используя те или иные предметы, вступает в разнообразные отношения с другими играющими.

В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные – «как будто». Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.

Как товарищи по игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п., но между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения. Реализация роли создает ответственный мотив игры. Развертывание ролевых действий осуществляется в соответствии с правилами, отражающими «логику реального действия и реальных отношений «с развитием игровой деятельности правило поведения становится центральным ядром роли, которую выполняет ребенок.

Совместное исследование С. Н. Николаевой и И. А. Комаровой показало, что оптимальной формой привнесения сюжетно – ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации (далее – ИОС, которые создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач экологических занятий.

ИОС – это полноценная, но специально организованная сюжетно – ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты: она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий, сказочного или литературного произведения, которое хорошо знакомо детям. Она оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой и для нее специально организуется предметная и пространственная среда. В содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей. Игру проводит воспитатель : он объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает игровую ситуацию в соответствии с сюжетом. Воспитатель следит за развитием сюжета, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Авторами исследования выявлены три типа игровых обучающих ситуаций, использование которых обладает различными дидактическими возможностями: ИОС, с привлечением игрушек – аналогов, с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям и игровые обучающие ситуации типа путешествий.

Важно отметить: сюжетно – ролевую игру следует не просто привнести в педагогический процесс ознакомления детей с природой, ее надо наполнить экологическим содержанием. В этом случае игра, наряду с другими видами деятельности, становится методом экологического воспитания. Это означает, что во всех случаях использования предметной игрушки и включения ее в сюжет ИОС она рассматривается как существо, которое имеет свою «среду обитания» (живет на полке среди других игрушек, там тепло, и никто не обижает ее). Куклы – персонажи сказок, разыгрываемые в ИОС, основанного на литературной биографии, также отражают экологическую формулу взаимосвязи организма и среды (например, Красная Шапочка много знает о жизни лесных растений в летний период, когда она посещает бабушку, и, наоборот, ничего не знает о том, что с ними происходит зимой). В сюжет игры – путешествий легко включается самое разное содержание, основанное на этой же экологической формуле.

Таким образом, игровая деятельность, представленная в игровых обучающих ситуациях, становится методом экологического воспитания дошкольников, так как решает воспитательные или образовательные задачи экологического воспитания. В отличие от отдельных игровых приемов, игровая обучающая ситуация тесно связана с ходом экологического занятия. Благодаря ИОС: решаются основные воспитательно – образовательные задачи; повышается активность детей в процессе обучения; снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности; развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.

Методическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения, воспитания, развития. Критерием сформированности ценностного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, педагог может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ребенка.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть - игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе.

В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого, пусть и маленького, человека, заглянуть в который, нам и помогает окошко с волшебным названием «Игра».

Хочется пожелать, чтобы работа по экологическому воспитанию детей осуществлялась заинтересованными, экологически культурными педагогами и систематически, включали в работу игры экологической направленности.

Список литературы

1. Абрамян Л. А. Игра дошкольника – М. : Просвещение, 2009. – 286 с.

2. Николаева С. Н. Система экологического воспитания дошкольников. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.– 256 с.

3. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений,–М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 100 с.

4. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т. А. Серебрякова. – 3 –е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2010.–208 с.

Публикации по теме:

Использование игр в экологическом воспитании Отдел образования Администрации Шахунского района Творческая работа (описание педагогического опыта) Использование игр в экологическом.

Использование игр в экологическом воспитании дошкольников Полученные в ходе работы результаты свидетельствуют о положительном влиянии и целесообразности разработанной системы работы по экологическому.

Новые подходы в экологическом воспитании дошкольников Экологическое воспитание Разработала воспитатель: Теперикова Татьяна Викторовна Экологическое образование – одно их эффективных условий.

Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников Видео Калинина Ирина Геннадьевна Презентация «Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников». Тема моего выступления «Использование.

Самоанализ деятельности «Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников» (часть первая) Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Самоанализ деятельности «Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников» (часть третья) Дети моей группы принимают активное участие в районных конкурсах, которые помогают выработать у детей стремление к активному творческому.

Самоанализ деятельности «Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников» (часть вторая) Тематика и содержание проектов, реализованных мною экологических проектов разнообразна. В младших группах проекты короткие, простые. Например,.

Современные подходы в экологическом воспитании в ДОУ. Из опыта работыСовременные подходы в экологическом воспитании в ДОУ. Из опыта работы Одним из приоритетных направлений в работе с детьми для меня является экологическое воспитание. И этот выбор не случаен. Убеждена, что в.

Статья: Детская акция — инновация в экологическом воспитании Экологическое воспитание детей – это формирование осознанно правильного отношения к объектам природы. И, как говорится, чем раньше – тем.

Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников Моделирование в экологическом воспитании дошкольника. Человек и природа – одно целое, неделимое. Взаимосвязь природы и человека, так же.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра в экологическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 10 октября 2016 в 16:40
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра в экологическом воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Николаевна Попова (УИ 377174) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД