Ирина Петровна Попова
Современные подходы в экологическом воспитании в ДОУ. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из приоритетных направлений в работе с детьми для меня является экологическое воспитание. И этот выбор не случаен. Убеждена, что в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ты не специализировался. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что, на мой взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. А ведь в настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений.
Публикация «Современные подходы в экологическом воспитании в ДОУ, Из опыта работы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Дошкольный возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, экологическое воспитание детей-дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека. И мне, как воспитателю дошкольного учреждения, формирование у детей экологической культуры представляется первоочередной задачей, и любое свое действие, любой содержательный материал я оцениваю с позиции их соответствия требованиям экологического образования.
Из всего выше сказанного, главной целью экологического воспитания мне представляется формирование экологической культуры как совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности через воспитание любви к природе, понимание происходящих в ней процессов и их взаимосвязях.
Достижение поставленной цели стараюсь осуществить через решение следующих задач экологического воспитания :
• воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней;
• формирование элементарных естественно - научных представлений, знаний о природе;
• формирование навыков поисково-экспериментальной деятельности;
• развитие сопереживаний к бедствиям природы, потребности бороться за её сохранение.
Поставленные цель и задачи, которыми я стремлюсь руководствоваться в своей работе, мне бы хотелось прокомментировать словами профессора М. М. Камшилова: «Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т. е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечества окажется в серьезных руках».
Особое внимание, я думаю, следует предавать формированию экологически грамотного поведения ребёнка в природе. Вопрос этот недостаточно разрешен, так как родителями чаще всего предлагаются образцы поведения в окружающей среде запретительного характера и преимущественно в готовом виде: “не рви!”, “не шуми!”, “не вреди!”, “не ломай!”, “не топчи!”. Но, как говорил ещё К. Д. Ушинский, подобная “сухая сентенция нисколько не поможет делу, но, напротив, только повредит”. Итак, “правила поведения” чаще всего носят не действенный характер и нередко выполняются только под контролем взрослых.
Поэтому ребенок должен не только знать правила поведения, но, прежде всего, понимать необходимость их выполнения. Он будет тихо и спокойно идти по лесу, если поймёт, что шум беспокоит и пугает лесных обитателей. И сам он не увидит и не услышит ничего интересного, потому что всё живое спрячется - убегут звери, улетят птицы, затаятся насекомые.
Детям важно понимать необходимость выполнения запретов и предписаний в природной и социальной среде, поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций важно показать значения поведения и деятельности человека в окружающей среде. Это позволит мотивированно и обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, нашего общего земного дома.
Над проблемой экологического воспитания я работаю с 2004 года. В своей работе стараюсь использовать весь арсенал доступных средств, используя различные формы работы, которые условно можно разделить на три направления:
1) НОД;
2) Совместная деятельность воспитателя с детьми : беседы, наблюдения и опыты, праздники («Наш дом - природа», «Праздник цветов», «Овощной марафон» и другие); познавательные природоведческие игры, чтение художественной литературы, труд в природе;
3) Самостоятельная деятельность детей.
На занятиях происходит последовательное формирование у детей системы элементарных знаний и представлений о многообразии природных явлений, расширение представлений о домашних и диких животных и их детенышах, о растениях, как живых существах.
Уже в раннем возрасте, дети получают первые элементарные представления о мире природы. В дальнейшем, расширяя и углубляя представления детей об объектах живой природы, природных явлениях, знакомя с сезонными изменениями в природе, стремлюсь сформировать у детей первоначальную научно- обоснованную систему представлений о природе, о неразрывной связи её с человеком. Чтобы более легко и непринужденно донести до детей знания и понимание взаимосвязанных в природе процессов, стараюсь разнообразить формы проведения занятий «Путешествие в зимний лес», «Зимовье зверей», «Зимняя сказка», отдавая предпочтение игровым приемам. Стараюсь чаще организовывать экскурсии, наблюдения за живыми объектами, элементарные опыты и многое другое. Во время экскурсий дети могли познакомиться с многообразием растительного мира нашего поселка, с их необычными интересными особенностями, родиной их произрастания и т. д.
Но надо заметить, что интерес детей к природоведческим и экологическим знаниям, и их познавательные возможности достаточно велики, и одних только специально организуемых экологических занятий не достаточно для реализации стоящих задач. Наиболее всего познавательная активность детей проявляется во время проведения различных наблюдений и экспериментов, а также собственной продуктивной деятельности.
Наблюдение - одно из самых значимых средств познания окружающего мира, так как именно наблюдения позволяют показать детям природу в естественных условиях во всем её многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Непосредственное общение с природой, наблюдение за её объектами является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений, эмоционального воздействия на детей, познания связей и отношений в природе. Как пример, можно привести наблюдения за погодными явлениями, которые впоследствии дети с удовольствием отражают в календаре погоды и в своих рисунках.
Летом проводим наблюдения за насекомыми: муравьи, мухи, бабочки, жуки, а также паучки, гусеницы, червячки – все становится объектом внимания детей. Рассматривая их, дети учатся сравнивать, находить сходство и различие, различать строение тела (есть лапки, крылья, брюшко, у дождевых червей тело состоит из колечек). Выносим на участок лупу, чтобы более детально рассмотреть увиденных насекомых, объяснить, чем они полезны, предложить сравнить их с другими представителями фауны – птицами, животными: то есть подвести к умению классифицировать живые организмы.
В зимнее время на нашем участке всегда бывают вывешены кормушки, что позволяет вести наблюдения за птицами, запоминать их внешний вид, названия, изучать повадки. Наблюдения за прилетающими к кормушке птицами помогают воспитывать бережное, внимательное отношение к живым объектам, чувство ответственности, доброту. Дети понимают, что рядом с ними нельзя шуметь, а то они испугаются и улетят, что необходимо постоянно подсыпать корм в кормушку, выходя на прогулку, они напоминают, что нужно взять хлебушек для птиц, приносят семечки из дома.
Еще один путь к познанию окружающего мира – детское экспериментирование. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получилось в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. При этом очень важно, чтобы ребенок делал все сам, а не был в роли наблюдателя.
Надо заметить, что проведение подобной работы вызывает у детей самый живой интерес, побуждает их к размышлениям, позволяет на практике познавать законы природы.
Наряду с наблюдениями, занятиями, играми, чтением художественной литературы, огромное значение, воспитательное и образовательное, имеет трудовая деятельность, а именно труд в природе. В труде как нигде, воспитывается любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Кроме того формируются практические навыки ухода за растениями и животными. В процессе труда в природе, у детей формируются знания о растениях (их строении, потребностях, основных стадиях развития, сезонных изменениях, о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения и др.). Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой.
Детей всегда привлекает этот вид деятельности. Попробуйте расположиться в группе с цветочным горшком, леечкой, совочком, как тут же, побросав все дела, дети окружат вас, а предложение поучаствовать в совместном труде вызовет бурю восторга и энтузиазма.
У своих детей я с самого раннего возраста стараюсь поддерживать эту заинтересованность, привлекая их к уходу за растениями в группе, давая им посильные задания в оказании помощи воспитателю, индивидуальные поручения (полив, рыхление, помощь в пересадке растений).
Каждую зиму один подоконник в группе мы выделяем под «зеленый огород» : совместно с детьми выращивали из семян укроп, петрушку, высаживали в горшок семена огурцов и томатов, выращиваем всю зиму на подоконнике зеленый лук.
Часто вместе с детьми с целью наблюдения посещаем наш «Зимний сад», в котором собраны разнообразные растения.
Огромную роль в воспитании экологической культуры детей, гуманного отношения к природе играет семья, родители ребенка, поскольку именно родители являются главными авторитетами для него. Для родителей оформляю папки-передвижки на экологическую тему, например: «Экологические законы», «Деревья-целители», «Комнатные Провожу родительские собрания ( темы: «За все мы на земле в ответе», «Огонь – друг, огонь – враг», «Ребенок и природа» и другие, анкетирование. Привлекаю родителей к совместному с детьми творчеству по изготовлению поделок из природного, бросового материала, участию в конкурсах поделок.
Все свободное время стремлюсь отдавать игре. Сохраняя обучающие и развивающие задачи, стараюсь дидактические игры перевести в разряд подвижных,
Формирование экологической культуры, экологического сознания процесс длительный и не простой. И существует, как известно, большое разнообразие форм и методов работы в этом направлении, создано много различных программ и методических разработок. Но, все - таки, решающим фактором в формировании практических навыков экологически осознанного поведения является поведение взрослых, в первую очередь педагогов и родителей.
Если ребенок видит, как взрослые любовно ухаживают за растениями и животными, общаются друг с другом, как продуманно ведут себя в природе, он фиксирует соответствующие эмоциональные реакции взрослых, формы их поведения, включает эти сведения в структуру личности и сохраняет на всю жизнь в качестве исходной базы данных.
Поэтому экологическое образование и воспитание должно вестись исподволь, ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и взрослых. Вашему вниманию, уважаемые коллеги, предлагаю фотоотчет с выставки поделок из природного материала. Работы выполнялись родителями вместе с детьми.