Получи документы

Практический педсовет «Современные подходы к ознакомлению детей с художественной литературой»

Светлана Сорокина
Практический педсовет «Современные подходы к ознакомлению детей с художественной литературой»

Практический педсовет.

«Современные подходы в ознакомлении детей

с художественной литературой».

Цели:

• Выявить и уточнить наиболее интересные подходы в работе с художественной литературой.

Публикация «Практический педсовет „Современные подходы к ознакомлению детей с художественной литературой“» размещена в разделах

• Способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов при работе с художественной литературой.

• Развивать творчество педагогов.

План проведения педагогического совета

1. Теоретико-практическая часть.

2. Итоги тематического контроля.

3. Подведение итогов конкурса центров художественно-речевого развития «Речь – это важно!»

4. Обсуждение проекта решения педсовета и его принятие.

Вступление:

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению тал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.

С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя».

Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских садов. Библиотека и школа – последующий этап формирования читателя.

Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирование интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребенка.

Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.

Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.

Предлагаю всем участвующим в работе педагогического совета разделиться на две команды.

Теоретико-практическая часть.

1. Начнем с разминки. «Кто быстрее».

Участники поочередно зачитывают высказывания выдающихся людей о роли книг. Побеждает команда, подобравшая большее количество цитат.

Варианты ответов.

Хорошая книжка глубоко затрагивает чувства ребенка, ее образы оказывают большое воздействие на формирование личности. (Е. А. Флерина.)

Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползет, как будто неизвестно откуда взявшееся, плохое. (В. А. Сухомлинский.)

Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослых доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка! (Лев Токмаком.)

Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека. (В. Г. Белинский.)

2. Задание: определить, в какой возрастной группе может быть реализована данная программная задача. (Составлено на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой).

3. «Чудесный мешочек» Предложить командам назвать одним словом

• образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)

• короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня)

• устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина)

• основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)

• короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот)

• устное народное творчество, народная мудрость (фольклор)

• небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня)

• вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)

• краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)

• короткая из 2-х или 4-х строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка).

4. Задание «Отбери правильно литературу»

Командам из предложенного списка литературы выбрать необходимые произведения для средней и старшей группы по указанной теме планирования: ст. группа – «Зимушка – зима», ср. группа «Новый год у ворот».

Художественная литература

ср. гр.

Художественная литература – Я. Аким «Первый снег»; С. Есенин «Поет зима - аукает»; И. Суриков «Зима»;

Дополнительное чтение – сказка «Зимовье»; сказка «Снегурочка», М. Клоковой «Дед Мороз»; Н. Найденовой «Новый год; С. Козлов «Зимняя сказка». Чтение и пересказ рассказа: Л. Кондрашенко «Следы на снегу».

Заучивание наизусть – З. Александрова «Елочка», Е. Благина «Красавица какая…».

Ст. гр.

Художественная литература – В. Брюслов «Первый снег»; Зверев «Воробьиное бюро погоды»; М. Пришвин «Месяц белых троп», «Книга зимы»; В. Бианки «Лес зимой»; В. Архангельский «Летят пушистые снежинки»; И. Бунин «Первый снег»; А. Пушкин «Зимний вечер»; «И Никитин «Встреча зимы»

Дополнительное чтение – сказка «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Снегурочка», «Снежная королева»

Заучивание наизусть – И. Суриков «Вот моя деревня»

5. «Волшебница – сказка».

С раннего детства мы заворожено слушаем увлекательные сказки, которые нам читают на ночь мамы и бабушки. Становясь взрослыми, мы в свою очередь приводим в фантастический мир сказочных героев своих детей и внуков. Неслучайно и в детском саду загадочный мир сказки из всей художественной литературы для детей – самый желанный и признанный. Незамысловатые и веселые народные сказки учат нас быть честными, справедливыми, смелыми и с неиссякаемым оптимизмом встречать каждый день нашей жизни. История появления сказок уходит еще в древние времена, когда накопленная столетиями народная мудрость передавалась от поколения к поколению в виде смешных, но поучительных историй. Магическая сила сказок народов мира не поддается научному объяснению, но на протяжении многих веков завораживает людей и заставляет их снова и снова переживать и сочувствовать главным героям.

Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.

1. Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а Емеля)

2. Дернуть за веревочку – такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)

3. В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)

4. Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон)

5. Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят)

6. Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не Айболит, а Карабас)

7. Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)

8. Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)

9. Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)

10. У попа работник родом из крестьян, за щелчки работать нанялся… (не Иван, а Балда)

6. Задание «Создание развивающей среды по образовательной области «Чтение художественной литературы».

Задание командам: В соответствии с комплексно-тематическим планированием (тема указана) прописать действия и материал по обогащению предметно-развивающей среды в группе детского сада. Необходимо также правильно поставить цель к прописанной теме недели.

Заключение.

В детской книжке сто картинок,

Сто стихов и сто историй,

Сто вопросов и ответов,

Тьма загадок и затей.

Обо всем расскажет книжка,

Мир большой покажет книжка,

Доброму научит книжка

Наших малышей.

Там под яркою обложкой

Проживают тетя Кошка,

Храбрый олененок Бэмби,

Бармалей и Айболит.

Злой всегда там проиграет,

Жадный больше потеряет,

А кто друга выручает,

Смело слабых защищает

И в беде не унывает –

Непременно победит!

И пускай придумать сказку

Соберется мудрый взрослый,

Пусть другой почтенный взрослый

Книжку ту решит издать,

А художник вдохновленный

Кисть возьмет свою и краску

И для этой детской книжки

Сказку станет рисовать.

Много новых нужных книжек

Для девчонок и мальчишек

Обязательно напишут,

Нарисуют, издадут –

Интересных, разных, ярких,

О морях и странах жарких.

Эти книжки все ребята обязательно прочтут!

Итоги тематического контроля.

Подведение итогов конкурса центров художественно-речевого развития «Речь – это важно!»

Обсуждение проекта решения педсовета и его принятие.

Проект решения педагогического совета «Современные подходы в ознакомлении дошкольников с художественной литературой»

1. Продолжить освоение образовательной области «Чтение художественной литературы» в ДОУ, используя современные подходы в работе с детьми дошкольного возраста.

2. При планировании воспитательно-образовательной работы с детьми прописывать в планах обогащение предметно-развивающей среды по чтению художественной литературы.

3. Воспитателям обратить внимание при планировании художественной литературы на каждый день : необходимо подбирать литературные произведения в соответствии с возрастной группой; использовать для чтения разнообразные жанры.

4. Планировать индивидуальную работу по данному направлению.

5. Во всех возрастных группах проводить работу с детьми по драматизации, согласно комплексно-тематическому планированию, используя в работе показ кукольных спектаклей и игр-драматизаций. Ежемесячно организовывать с детьми «Театральные дни». Старшему воспитателю осуществить контроль по этому виду работы с детьми.

6. Старшему воспитателю создать календарь праздников и событий по творчеству детских писателей и поэтов, художников-иллюстраторов.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой. Программное содержание: - познакомить детей с содержанием сказки; - продолжить.

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой для средней группы. Чтение сказки «Зимовье»Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой для средней группы. Чтение сказки «Зимовье» Чтение сказки «Зимовье» в обр. И. С. Соколова-Микитова Цель: познакомить детей с русско-народной сказкой «Зимовье» в обработке И. С. Соколова-Микитова;.

Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительного к школе возраста с художественной литературойКонспект занятия по ознакомлению детей подготовительного к школе возраста с художественной литературой Тема: Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Слепая лошадь». Цель: духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы.

Конспект занятия по ознакомлению детей среднего возраста с художественной литературой «Волшебный сундучок» Задачи:1. Продолжать знакомить детей с литературным жанром- сказка. 2. Закрепить умение узнавать и называть героев знакомых сказок. 3. Подводить.

Педсовет-деловая игра «Речевое развитие детей в процессе ознакомления с художественной литературой» Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в вопросах речевого развития. Задачи: 1) объединить воспитателей и родителей для сотрудничества.

Перспективный план по ознакомлению детей от 3–4 лет с художественной литературой - Тема. Рассказ воспитателя о младшей группе. Чтение рассказа. «Сторож». В. Осеевой. Цель. Развивать память, умение слушать, понимать смысл.

Профессионализм воспитателя в работе по ознакомлению детей с художественной литературой. Перед нашим обществом стоит одна из важнейших задач- возрождение народной культуры, так как в наше время со страшной разрушительной силой.

Семинар-практикум «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой» Семинар – практикум Тема: «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой» Цель: выявить и уточнить наиболее.

Семинар-практикум «Организация деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой» Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам организации работы по ознакомлению с художественной литературой. Задачи.

Занятие по ознакомлению детей подготовительной группы с художественной литературой «Герои сказок» Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие", Речевое развитие", «Физическое развитие».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практический педсовет «Современные подходы к ознакомлению детей с художественной литературой»
Опубликовано: 12 августа 2016 в 09:49
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД