Папки-передвижки

Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста «Мы с тобой казаки»

Анна Рожкова
Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста «Мы с тобой казаки»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: создание условий для развития познавательного интереса через приобщение к истории и культуре казачества.

Задачи:

• Обогащать и систематизировать знания о культуре и быте казаков.

• Развивать познавательный интерес к истокам казачества.

• Способствовать обогащению словарного запаса детей.

• Способствовать приобщению детей к истории и культуре казачества.

Предварительная работа: беседы о казачестве, рассматривание иллюстраций, проведение казачьих игр, разучивание стихов и поговорок.

Публикация «Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста „Мы с тобой казаки“» размещена в разделах

Оборудование: Мультимедийное оборудование, столы, стулья.

Ведущий:(на слайде фото казака)

Я верю в возрождение казака!

Усы, лампасы, шашка, добрый конь.

Увы, забытый ныне властью образ.

Лишь жив доселе в памяти людской.

Он ратник был, какого поискать,

Лихой джигит, пластун не уязвимый.

С противником в сто крат превосходящих сил

Из боя выходил казак - непобедимый.

Он пахарь был – искуснее других,

Ремесленник, в делах неутомимый,

Он покорил Сибирь, он строил города,

И Вере Православной был защитником всегда.

Ведущий: Здорово ночевали, казаки и казачки (ответы детей). Сегодня я вам предлагаю поиграть в игру "Мы с тобой казаки". Предлагаю проверить ваши знания о традициях, быте и укладе жизни казаков

Условия викторины:

Викторина проводится в форме брейн-ринга между двумя командами.

Вопросы задаются по очереди каждой из команд, если ответа нет, дополнительный балл может взять команда, у которой есть правильный ответ Победитель определяется по сумме набранных баллов. Победителем игры-викторины становится та команда, которая наберёт больше баллов.

Предлагаю поделиться на две команды.

Команда мальчиков "Удалые казачата", команда девочек " Трудолюбивые казачки".

Ведущий: И так команды готовы, начинаем нашу игру. Ответьте на вопросы.

1. Что означает слово казак? («Казак» означает «вольный», «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин».)

2. Назовите оружие казаков?

(Шашка, сабля, кинжал, засапожный нож).

Ведущий: Казаки любили, гордились и бережно относились к своему оружию. Оружие в доме вешали на почетное место. Традиционным казачьем оружием была –шашка.

3. Как называлась казачий дом? (курень, дом, хата).

Ведущий: Дом казака – курень, что означает круглый. На Дону самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом. Позднее стали строить двухэтажные курени на высоком фундаменте –это спасало от разлива рек. Первый этаж в них хозяйственный, каменный, а второй, деревянный – жилой, оставался сухим. Казаки говорили, что «жить надо в дереве, а припасы хранить в камне».

4. Как называется главное место в доме казака? (Красный угол – это место, где висели иконы, в доме казака красный («красивый») угол всегда устраивался в самом видном и почётном месте).

5. Как назывались крупное поселения казаков? (казачья станица, хутор, село)

Ведущий: Хутор — это мелкий населённый пункт, состоящий из одного или нескольких домохозяйств. Стани ца— административная казачья сельская единица, состоит из одного или нескольких казачьих поселений (хутора, посёлка).

6. Скажите, что являлось центром жизни казачьей станицы (Церковь).

Ведущий: Центром жизни казачьей станицы всегда была церковь. С нее начиналось основание станицы. Церковь строили всем обществом и на средства станичников, а Войско оказывало им различную помощь.

7. Объясните значение терминов. Что такое Казачий круг- общее собрание казаков, которое состоялось на майдане.

Кто такой Атаман- главный в казачестве.

Ведущий: Самым главным у казаков был-атаман. Казаки беспрекословно повиновались своему предводителю, которого выбирали из достойных и уважаемых станичников. «Куда наш атаман взор кинет, туда мы свои головы и бросим!»-говорили казаки и шли в огонь и в воду за своим атаманом. Выбирали атамана на общем собрании казаков- Казачьем круге, которое состоялось на майдане. Казаки становились в круг, поэтому свои собрания они называли кругом.

Ведущий: А сейчас я предлагаю мальчикам спеть песню "Мы с тобой казаки".(мальчики исполняют песню).

8. Что или кого было принято покупать при рождении мальчика?

(Коня- при рождении мальчика было принято покупать коня, чтобы они привыкали друг к другу).

Ведущий: Казаки говорят : «Конь казаку наилучший друг», «Учи белого лебедя плавать, а казачьего сына – на коня садиться», «Казак сам не ест, а коня покормит», «Казак без коня, что солдат без ружья». Всех поговорок, указывающих на важную роль коня в казачьей жизни, и не счесть! Казаки не только воевали, но и занимались земледелием. Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. В год у него многое было впервые. Впервые одного сажали на коня, надевали отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору. Перед отъездом казака на войну, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберёг всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. То же повторялось после возвращения казака с войны. При проводах казака в последний путь за гробом шёл его боевой конь под чёрным черпаком и притороченным к седлу оружием казака, а уже за конём шли близкие.

9. Есть такая поговорка: «Не надо наводить тень на плетень». Что из нижеперечисленного соответствует значению слова «плетень».

а) забор из прутьев; в) плётка казака;

б) корзина для фруктов; г) коврик возле кровати.

Ведущий: А теперь для вас, ребятки,

Загадаю я загадки!

Знаю, знаю наперёд –

Вы смекалистый народ!

Посидите, отдохните,

Да умом пошевелите!

Новая посудина,

А вся в дырках, (Сито, решето)

Два братца, пошли в реку купаться. (ведра)

Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)

Деревянная подружка

Без неё мы как без рук.

На досуге – веселушка,

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не даёт (Деревянная ложка)

Деревяшка небольшая,

Три струны всего на ней,

А как только зазвенит

Сразу всех развеселит. (Балалайка).

10. Казаки не говорили, как сейчас, просто "Здравствуйте". Приветствие звучало в нескольких вариантах. В каких вариантах здоровались казаки?

"Здорово дневали!","Здорово ночевали!", " Здорово живете!" .

11. Назовите казачьи пословицы и поговорки (команда назвавшая больше пословиц и поговорок получает балл).

Вот наша интересная викторина и подошла к завершению, теперь мы подведем итоги и узнаем, кто сегодня одержал победу в викторине. Много разных народов живет на земле, и у каждого свои обычаи, сказки, музыка, песни, танцы. У русского народа это Россия. Есть в России такое место, которое дорого любому из нас. Это место, где мы живем. А живем мы с вам на удивительной в Сибири. Давайте же будем хранить и чтить традиции, обычаи и культуру нашего края.

Публикации по теме:

Игра-викторина «Угадай сказку» для детей старшего дошкольного возрастаИгра-викторина «Угадай сказку» для детей старшего дошкольного возраста Цели: Обобщить знания дошкольников о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную.

Игра-викторина «Сильное звено» для детей старшего дошкольного возрастаИгра-викторина «Сильное звено» для детей старшего дошкольного возраста Игра – викторина с детьми старшего дошкольного возраста «Сильное звено»Цель: Закреплять знание детей о том, что главное в жизни человека.

Интеллектуальная игра-викторина «Дом загадок» для детей старшего дошкольного возрастаИнтеллектуальная игра-викторина «Дом загадок» для детей старшего дошкольного возраста "Дом загадок" - интеллектуальная игра-викторина. Цель: формировать знания о том, что таблица состоит из строк и столбцов, умение ориентироваться.

Сценарий «Казаки на Дону гуляют, Покров встречают» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий «Казаки на Дону гуляют, Покров встречают» для детей старшего дошкольного возраста Звучит музыка, выходят казачки и ребёнок с караваем. Казачка 1: Здорово ночевали, гости дорогие, гости званные да желанные. Рады видеть.

Конспект НООД для детей старшего дошкольного возраста. Игра-викторина «Что? Где? Когда?» (экология)Конспект НООД для детей старшего дошкольного возраста. Игра-викторина «Что? Где? Когда?» (экология) Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 105 ОАО «РЖД» Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности.

Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» с использованием ИКТ Аннотация Данная компьютерная презентация к игре - викторине для детей старшего дошкольного возраста на тему «Великая Отечественная война».

Викторина «Знатоки космоса» для детей старшего дошкольного возрастаВикторина «Знатоки космоса» для детей старшего дошкольного возраста Викторина для детей старшего дошкольного возраста: «Знатоки космоса» Цель. Закрепить имеющиеся знания о космосе. Задачи: вызвать интерес.

Викторина по произведениям К. Чуковского для детей старшего дошкольного возрастаВикторина по произведениям К. Чуковского для детей старшего дошкольного возраста Викторина по произведениям К. Чуковского для детей старшего дошкольного возраста Цель. Развитие интереса к художественной литературе через.

Викторина «Золотая осень» для детей старшего дошкольного возраста Викторина «Золотая осень» для детей старшего дошкольного возраста. Цель: обобщить и закрепить знания детей об осени, её особенностях. Задачи:.

Автор публикации:
Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста «Мы с тобой казаки»
Опубликовано: 12 марта 2024 в 17:22
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста «Мы с тобой казаки»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Рожкова (УИ 66505) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД