Ольга Серякова
Викторина по произведениям К. Чуковского для детей старшего дошкольного возраста
Викторина по произведениям К. Чуковского для детей старшего дошкольного возраста
Цель. Развитие интереса к художественной литературе через творчество К. Чуковского.
Задачи.
• Обобщать знания детей о писателе, многочисленных произведениях К. Чуковского.
Публикация «Викторина по произведениям К, Чуковского для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Сценарии развлечений
- Темочки
• Развивать умение отгадывать загадки; слуховое внимание, воображение, мышление, память и речь, коммуникативные навыки, культуру общения и поведения, эмоционально-волевую сферу.
• Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
• Совершенствовать умения выразительно декламировать стихи.
Ход викторины:
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Корнейчуков, родился он 31 марта 1882 года.
Он отличался большим трудолюбием. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».
Русский советский поэт, писатель, переводчик, литературовед - К. Чуковский написал для детей много стихов и сказок.
С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок Корнея Чуковского!
Я предлагаю вам отправиться в волшебную сказочную страну, где живут добрые сказки Корнея Чуковского. Вы согласны? (Да)
Ну, тогда пора тихонько
Нам места свои занять,
В мир волшебных приключений
Путешествие начать…
Задание 1. Узнайте сказку по отрывку. Из какой сказки эти строки?
Волки от испуга скушали друг друга.
Бедный крокодил жабу проглотил,
А слониха вся дрожа, так и села на ежа. («Тараканище»)
***
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами. («Путаница»)
***
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня. («Мойдодыр»)
***
… Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
- Неужели, в самом деле
Все качели погорели?
Что за глупые газели! («Телефон»)
***
Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала,
Полоскала их она. («Федорино горе»)
***
А рядом прикорнула
Зубастая акула,
Зубастая акула
На солнышке лежит. («Айболит»)
***
Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать -
Не желают воевать! («Муха-цокотуха»)
Задание 2. Вспомните, какими словами оканчивается строчка, и назовите сказку.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»
Вдруг из подворотни -
Страшный великан,
Рыжий и усатый … (таракан)
«Тараканище»
Я – Великий Умывальник
Знаменитый… (Мойдодыр)
Умывальников начальник
И мочалок командир.
«Мойдодыр»
Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
«Путаница»
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный… (Бармалей)
«Бармалей»
Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара)
«Муха – Цокотуха»
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».
Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону)
«Телефон»
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»
Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей).
«Тараканище»
А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище).
«Крокодил»
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей).
«Бармалей»
Задание 3. Зачастую действующими лицами сказок Чуковского выступают животные.
Этюды «Изобразите животного из сказок Чуковского» (задания в шарах).
Слон.
Таракан.
Бабочка.
Зайчик.
Медведь.
Крокодил.
Обезьяна.
Лиса.
Задание 4. Посмотрите, здесь спрятались разные вещи. Их кто-то потерял, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете (достает по одному предмету и показывает детям).
• Телефон — «У меня зазвонил телефон…» («Телефон»);
• воздушный шарик — «Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот задом наперед, а за ним комарики на воздушном шарике…» («Тараканище»);
• подушка — «Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка улетела от меня…» («Мойдодыр»);
• блюдце — «А за ними блюдца, блюдца, дзинь-ля-ля, /И танцуют, и смеются, дзинь-ля-ля» («Федорино горе»);
• сабля — «Вдруг откуда-то летит маленький комарик, а в руке его горит маленький фонарик… Подлетает к пауку, саблю вынимает…» («Муха-цокотуха»);
• термометр — «10 ночей подряд он лечит несчастных зверят … И ставит, и ставит им градусники» («Айболит»);
• мыло – «Вот и мыло подскочило» («Мойдодыр»);
• перчатки – «А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?» («Телефон»);
• монета – «Муха по полю пошла, муха денежку нашла» («Муха-цокотуха»);
• шоколадка – «И всем по порядку даёт шоколадку» («Айболит»);
• мочалка – «И мочалку словно галку, словно галку проглотил» («Мойдодыр»).
Какие вы молодцы, все сказки угадали!
Задание 5. «Отгадай загадку».
Отгадайте загадки К. Чуковского:
Чудесный дом.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что – то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое пушистое и золотистое.
(Яйцо и цыплёнок)
Чудесная пещера.
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю!
(Рот и зубы)
Берегись!
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
По воде они возят меня.
(Крапива)
Чудесный паровоз.
Паровоз без колёс!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошёл -
Прямо по морю пошёл!
(Пароход)
Почему?
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало)
Чудесные кони.
Два коня у меня, два коня,
А вода тверда,
Словно каменная!
(Коньки и лёд)
Зубастая загадка.
Хожу – брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расчёска)
Задание 6. Прочитай наизусть. Дети читают отрывки из сказок К. Чуковского.
Курица
Курица-красавица у меня жила.
Ах, какая умная курица была!
Шила мне кафтаны, шила сапоги,
Сладкие, румяные пекла мне пироги.
А когда управится, сядет у ворот —
Сказочку расскажет, песенку споёт.
***
Ёжики смеются
У канавки
Две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Всё не могут перестать:
«Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы»!
***
Бутерброд
Как у наших ворот
За горою
Жил да был бутерброд
С колбасою.
Захотелось ему
Прогуляться,
На траве-мураве
Поваляться.
И сманил он с собой
На прогулку
Краснощёкую сдобную
Булку.
Но чайные чашки в печали,
Стуча и бренча, закричали:
«Бутерброд,
Сумасброд,
Не ходи изворот,
А пойдёшь —
Пропадёшь,
Муре в рот попадёшь!
Муре в рот,
Муре в рот,
Муре в рот
Попадёшь!»
Задание 7. Соревнование.
На столе лежат предметы из разных сказок К. Чуковского. Дети делятся на 4 команды. Каждая команда должна отобрать те вещи, которые подходят только к их сказке.
1-я команда – сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа).
2-я команда – сказка «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка).
3-я команда – сказка «Муха-цокотуха» (самовар, варенье, баранки, чашка, мед).
4-я команда – сказка «Айболит» (градусник, грелка, фонендоскоп, банки).
Задание 8.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»).
2. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
3. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
4. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
5. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
9. Как вы считаете, Мойдодыр – враг мальчику-грязнуле или нет?
(Мойдодыр – не враг, наоборот, он помог мальчику одержать победу над своими дурными привычками).
10. Где призывал Мойдодыр мыться, купаться? («В ушате, в корыте, в лохане, в реке, в ручейке, в океане»).
11. В какой сказке Чуковского в качестве главного «персонажа» выступает устройство для передачи и приёма звука? («Телефон»).
12. Какими отрицательными качествами наделён Таракан из сказки «Тараканище»? (Таракан олицетворяет собой зло, насилие).
13. От Федоры убежали все вещи. И она «идёт-ковыляет» за ними. И блюдо сказало: «Гляди, кто это там позади?». Внимание, вопрос! Откуда шла Федора?
Варианты ответов: 1. «Из тёмного бора». 2. «Из дремучего леса». 3. «Из светлой рощи».
Правильный ответ: «И видят: за ними из тёмного бора идёт-ковыляет Федора…»
14. Какой праздник справляла Муха-Цокотуха в одноименной сказке?
Варианты ответов: 1. Новый Год. 2. Именины 3. Масленицу
Правильный ответ: Муха-Цокотуха справляла именины: «Нынче Муха-Цокотуха именинница».
15. Как вы считаете, какая идея лежит в основе практически каждой сказки Чуковского? (Борьба добра со злом, победа добра над злом).
16. На какой континент отправился доктор Айболит, чтобы вылечить больных?
Варианты ответов: 1. В Америку. 2. В Азию. 3. В Африку
Правильный ответ: в Африку.
Подведение итогов. Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам Корнея Чуковского. Вы очень хорошо знаете сказки этого замечательного автора. Об этом говорят и ваши замечательные рисунки. Молодцы!
Егор Замышляев "Краденое солнце"
Артем Гусев "Мойдодыр"
Настя Лутошкина "Федорино горе"
Влада Громова "Тараканище"
Глеб Тихомиров "Телефон"
Коля Кузьмин "Путаница"