Елена Зубарёва
Игра-викторина на тему «Знакомство с русскими народными традициями»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра-викторина на тему : «Знакомство с русскими народными традициями»
«Уметь воспитывать детей-это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни» (М. Горький)
Во многом эти знания нам даёт народное творчество-вечный источник жизненного опыта, мудрости и красоты. Народное искусство создаёт реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития личности человека. Вот почему необходимо вместе с детьми изучать культуру наших предков с ранних лет. Воспитатели детского сада должны любить культуру своих предков и восхищаться народным искусством, только тогда мы сможем увлечь своих воспитанников и воспитать в них чувство прекрасного и чувство любви к своей Родине, гордость за мастерство наших предков и уважение к их безмерному таланту. Соприкосновение с народным искусством и традициями русского народа, участие в различных народных праздниках, проводимых в нашем детском саду,духовно обогащают ребёнка, воспитывают в нём чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. А научить их любить свой родной край, познакомить с декоративно-прикладным творчеством наших предков сможет воспитатель. Вот почему я решила провести игру-викторину
Публикация «Игра-викторина на тему „Знакомство с русскими народными традициями“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2013
«Знакомство с русскими народными традициями «для воспитателей нашего детского сада.
Ведущая:
На завалинках, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
пожилых и молодых.
При лучине мы сидели
Иль под светлым небосводом-
Говорили, песни пели
И ходили хороводом.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
были праздником души!
Быт людей сейчас отмечен веком,
Поменялся старый мир
И сидим мы в одиночку
В уголках своих домов, квартир.
Наш досуг стал очень мелок,
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок!
Их нам надо возродить!
Вот сегодня мы с вами собрались на русские посиделки. Ждёт нас всех праздник большой, праздник радостный!
К путешествию в старину
Мы вас всех приглашаем-
О русских обычаях, традициях предков
Сегодня мы много узнаем.
Будем слушать сказки, песни запевать,
Русские народные игры затевать.
Так жили на Руси наши предки и нам завещали-
Очень хотели, чтобы мы традиции их продолжали!
Итак, предлагаем вам сейчас сыграть в игру-викторину. Мы сегодня узнаем, действительно ли мы хорошо знаем русскую народную культуру?
Для этого нам необходимо разделиться на 2 команды (по 3 человека) и выбрать капитанов команд.
1-я команда: «Сударушка»
2-я команда: «Лебёдушка»
1-ый конкурс: «Давайте познакомимся». Команды должны представить свой девиз. (Команды совещаются и предлагают свои девизы.) Все готовы к игре, и мы начинаем.
2-ой конкурс: «Дело мастера боится». Русский народ был очень трудолюбив, и помогали нашим предкам в работе, да и в рукоделии необходимые орудия труда. Вот сейчас мы с вами должны найти необходимое орудие труда, назвать его и показать, как оно использовалось.
( На листках написаны названия предметов: коромысло, ухват, прялка, рубель, веретено, коклюшки, чёски, валёк.)
3-ий конкурс: «Объяснялки»
Команды должны объяснить значение исконно русских слов (по 5 слов для каждой команды)
Красота-венец невесты из лент и цветов, символ девичества и девической воли.
Жалейка-дудочка из ивовой коры.
Гумно-место для молотьбы, а также сарай для хранения снопов.
Анчутка-помесь чёрта и утки, злой дух.
Зипун-крестьянский кафтан из грубого толстого сукна без воротника.
Волосянки-лапти, сплетённые из конского волоса.
Овин-место для просушки зерна перед молотьбой.
Чуни-валенки с коротким голенищем.
Малахай-овчинный треух, который в деревнях шили сами.
Короб-повозка, тарантас.
4-ый конкурс: «Русская народная песня» Ни один русский праздник, ни одни посиделки не обходились без красивых и мелодичных русских народных песен. Наш следующий конкурс посвящается русской народной песне. Задание для команд:1-ая команда должна начать петь песню, а 2-я команда должна эту песню продолжить. (Команды поют известные русские народные песни.)
5-ый конкурс: «Щи да каша-пища наша. «Издавна русский народ славился своим гостеприимством и угощением. Сейчас командам предстоит найти названия традиционных русских блюд и рецепт их приготовления. (По 3 блюда на каждую команду)
6-ой конкурс: «Сказка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам –урок! «Говоря о русской народной культуре нельзя не вспомнить о знакомых с детства русских народных сказках. Мы предлагаем вам шуточные вопросы по мотивам русских народных сказок. Но для начала дайте определение термину «сказка».
Сказка-повествовательное, народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных и фантастических сил. (Словарь С. И. Ожегова)
1)Назовите сказку, в которой нелицензированный напиток приводит к перерождению личности?
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)
2) В какой сказке говорится о круговой поруке: ты-мне, а я-тебе? («Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зёрнышко»)
3) В какой сказке женитьба по расчёту превратилась в женитьбу по любви? («Царевна-лягушка».)
4)Назовите сказку, в которой описывается несанкционированный захват личной собственности? («Заюшкина избушка»)
5)В какой сказке семья фермера успешно закончила уборку урожая? («Репка»)
6)В какой сказке преступник похитил детей с целью получения пропитания? («Волк и семеро козлят»)
7-ой конкурс: «Конкурс капитанов». Капитаны команд должны вспомнить и написать имена наиболее известных отрицательных персонажей в русских народных сказках. (БАБА-ЯГА, ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ, КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ, КОТ БАЮН, ЛЕШИЙ, КИКИМОРА,
ВЕДЬМА, ЧУДО-ЮДО, ЧЁРТ, РАЗБОЙНИКИ, ВОДЯНОЙ И ДР.)
8-ой конкурс: «Умелые руки не знают скуки «Говоря о традициях и обычаях русского народа нельзя не вспомнить о великолепных произведениях декоративно-прикладного искусства наших предков. И сейчас командам предстоит отгадать, о каком художественном промысле пойдёт речь? (Загадки о художественных промыслах)
1)Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Скорее, друзья, отгадайте,
О чём говорю сейчас я? (Дымковские игрушки)
2) Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно с Севера пришла
И цветами расцвела -
Голубыми, синими.
Нежными, красивыми. (Гжельская роспись)
3) Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора.
Кони, барышни, барашки –
Все высоки и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у нас видны. (Филимоновские игрушки.)
4)Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки.
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят,
И точки черно-белые
На солнышке блестят. (Городецкие игрушки.)
5)Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется, и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые. (Хохлома.)
6) Стучат коклюшки:
Стук-стук-стук!
Платочек появился вдруг,
И воротник из белой нити
Прекрасно выполнен, взгляните!
Как вы думаете, что это может быть? (Вологодское кружево.)
7)Круглые, железные,
В хозяйстве полезные.
Черные, жёлтые, красные,
Удивительно прекрасные! (Жостовские подносы.)
8)Тук-тук, щелк-щелк,
Медведь, мужик, коза и волк.
Деревянные игрушки:
И медведи, и старушки —
То сидят, а то спешат,
Ребятишек всех смешат. (Богородская резьба.)
9) Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Даже всех не сосчитать. (Матрешки.)
9-ый конкурс: «Ходит сон близ окон». Последний конкурс посвящается колыбельной песне. Команды должны вспомнить и спеть колыбельную.
«Баю-баюшки-баю …»
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок.
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Сашу не буди.
«Уж как сон ходил по лавке…»
Уж как сон ходил по лавке
Дрема по полу брела
Дрема по полу брела
К Маше нашей забрела
К ней в кроватку забрела,
На подушку прилегла.
На подушку прилегла,
Машу ручкой обняла.
«Котинька-коток, котя, серенький хвосток…»
Котинька-коток, котя, серенький хвосток…
Приди, котик, ночевать,
Мое дитятко качать.
Я тебе, коту,
За работу заплачу:
Беленький платочек
Я на шею повяжу.
Я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И стаканчик молока.
«Люли — люли, люленьки…»
Люли — люли, люленьки
Где вы, где вы, гуленьки?
Прилетайте на кровать,
Начинайте ворковать.
Люли — люли, люленьки,
Прилетели гуленьки!
Сели в изголовьице…
Спи — ка на здоровьице!
Люли, люли, люли,
Прилетели гули.
Стали гули ворковать,
Тихо детку усыплять:
- Спи, малютка, почивай,
Глаз своих не открывай!
Вот и закончилась наша игра-викторина. Мы ещё раз убедились, как важно иметь представление о традициях и обычаях нашего народа и применять эти знания в работе с детьми.
Хлебом-солью привечаем,
Самовар на стол несём,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём. (Угощаю всех чаем, заваренным на травах и баранками с вареньем)
Очень часто за событиями и за суматохой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
И хоть стали нам привычными
На Марс полёты и Луну.
Прошу вас всех: «Не забывайте вы свои обычаи,
Ценить умейте старину!»
Жаль, но наши посиделки нам заканчивать пора.
Наступает час прощанья,
Будет краткой моя речь.
Говорим всем: «До свидания!
До приятных, новых встреч!»